Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:07, курсовая работа
Предмет исследования – туристские ресурсы Соловецкого архипелага.
Объект исследования – культурно-историческое и природное наследство Соловков для развития туризма.
Цель работы – разработка нового экскурсионного маршрута по Соловецким островам.
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются особенности развития внутреннего туризма в России в современных экономических условиях;
- исследуется природный и историко - культурный потенциал Соловецких островов в системе внутреннего туризма;
- рассматривается региональная туристская политика ;
- проводится маркетинговое исследование рынка туристских услуг;
Учебный туризм - поездки с целью получения или совершенствования знаний. Наиболее распространены поездки с целью изучения иностранного языка путем «погружения» И непосредственного общения с носителями языка.
Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни, - климатические условия, необычную флору и фауну, кухню разных народов, архитектуру, национальные обычаи и др.
Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время. Все чаще проводятся мероприятия, рекламирующие туры экологического характера (например, как отдохнуть и провести время на природе, не загрязняя ее и не нанося ей ущерба). В международной практике существует такое понятие, как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, где ничто не угрожает их здоровью. В Приложении 2 приведена классификация по видам, типам и формам туризма в табличном виде.
Формы туризма - это классификация туризма по внешним причинам и воздействиям.13
По стране происхождения туристов выделяют внутренний туризм - путешествие внутри страны проживания туриста и международный, когда он путешествует вне ее.
По способу передвижения туризм может быть: пешеходный, велосипедный, лыжный, конный, альпинизм, мототуризм.
По виду использованных транспортных средств путешествие бывает с использованием стандартных видов транспорта, таких, как воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы), сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.), или с использованием экзотических видов транспорта - канатной дороги, фуникулера, воздушного шара, дельтаплана и др.
По продолжительности поездки выделяют длительный (более 4 суток) и краткосрочный туризм (от 24 ч до 4 суток). Путешествие по стране проживания или вне ее может длиться от 24 ч до 12 месяцев. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного дня.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняют непродолжительные поездки:
По форме организации различают:
- паушальный туризм - стандартизованный, предварительно организованный комплекс туристских услуг;
- индивидуальный туризм - характеризуется тем, что турист организует и осуществляет свое путешествие самостоятельно.
По сезонности выделяют:
По числу участников тура выделяют:
По принципу оплаты выделяют:
Формы туризма можно подразделить в зависимости от демографических и социальных характеристик участников поездки, в зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.).
По возрастной шкале определены следующие группы туристов:14
В туристской деятельности различают также специализированный туризм, таймшер и альтернативный туризм.
Специализированный туризм - туризм, осуществляемый с целью изучения специфических особенностей того или иного места, для приобретения личного опыта, сдачи спортивных нормативов, активного отдыха и Т.п. В российской практике это самодеятельный и спортивный туризм. В международной практике различают следующие виды специализированного туризма: приключенческий «мягкий» и «жесткий»), экотуризм, этнический (ностальгический), деревенский, фермерский и др.
Таймшер - это вид туризма, осуществляемый посредством длительной коллективной аренды участка земли для отдыха.15
Альтернативный туризм - это особый тип туризма, сущность которого заключается в сочетании классического и нестандартного отдыха. Например, совмещение познавательного туризма и экстремального.
Классификация в туризме имеет большое значение для его практики, так как позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туристских услуг, производить и реализовать туристский продукт.
1.3.
Характеристика туристских
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее определение данного понятия: «Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, призванные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил»16
К туристским ресурсам относят природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, обладающие комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности, которые могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью определенной технологии и имеющихся материальных возможностей.
Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов - объекты туриcтcкoгo интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным17
Туристские ресурсы создают возможность расширить производство туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует, - совокупностью природных, оздоровительных, культурных ,и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.
Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.
Туристские ресурсы являются национальным достоянием.
Однако часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.
Специфическими свойствами и характеристиками туристских ресурсов являются:
- привлекательность (аттрактивность) - основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа;
- целостность - понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и др.;
- емкость - заключается в возможности включать в себя ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом;
- устойчивость - в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса, т.е. туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов;
- надежность - в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями;
- уникальность туристского объекта - может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус;
- познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства;
- рекреационная ценность - возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста;
- известность - популярность туристского объекта среди туристов;
- экзотичность - степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов;
- выразительность - взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой;
- сохранность - состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.
При использовании туристских ресурсов потребителями предполагается:
Существует множество различных классификаций туристских ресурсов. В первую очередь туристские ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. К непосредственным относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.). Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.
По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важное значение при этом имеет природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, ослабляет функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).