РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Для повышения эффективности  работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия — своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы. Принципы сотрудничества в области культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества — совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т.п.

Новым в вышеприведенном  определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии, религиозные обряды и ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т.д.

На основе принципов Хартии культурного туризма, принятой на Международном семинаре по туризму (1976 г.), предложена следующая классификация использования культурного наследия:

•     достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники  и т.д.)

•     достояние  смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т.д.)

•     достояние, в основном используемое местным  населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и др.)

Можно выделить следующие аспекты природного и культурного наследия в туризме: феномен наследия в науке и культуре в целом, его объекты и явление наследия, взаимосвязь культурного и природного наследия; экологические и социальные функции наследия; биологическое и ландшафтное разнообразие как наследие, факторы риска, соотношение охраны и использования, экологический туризм; культура как фактор развития человечества, музеефикация и живая культура; природно-культурное наследие и его проявления, культурный ландшафт, традиционное природопользование, экологическая культура; территориальный подход к охране и использованию наследия; управление наследием, законодательство о наследии.

Из природных территорий первыми получили статус объекта  всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки «Йеллоустонский» (США), «На-Ханни» (Канада) и «Симэн» (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к началу 2005 г. он включал 149 природных, 582 культурных и 23 природно-культурных объекта в 129 странах мира (15 из них расположены в России). Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания (более 30 каждая), Америка и Австралия — самые богатые по природным объектам всемирного наследия (10 и 9 соответственно). Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро и многие другие. В среднем ежегодно Список всемирного наследия пополняется примерно на 30—50 объектов.

Чтобы попасть в один ряд с ними, любая территория, претендующая на статус всемирного наследия, проходит тщательную экспертную оценку и может быть включена в Список лишь при обязательном соответствии одному или нескольким природным критериям, разработанным специалистами Комитета Всемирного Наследия. В этот документ включают культурные памятники, отвечающие следующим критериям: составляющие уникальный ансамбль; оказавшие в свое время значительное влияние на жизнь страны; служащие свидетельством исчезнувшей цивилизации; иллюстрирующие определенный важный период в истории государства; представляющие уникальный пример традиционного образа жизни; связанные с идеями или верованиями, имеющими всемирное значение (Приложение).

Следовательно, уникальные историко-культурные территории можно  определить как «территории, обладающие особой ценностью для мира, страны, региона, где памятники истории, культуры и природы составляют единый комплекс и тесно связаны с живой культурой народа».

В свою очередь, природные объекты должны: иллюстрировать какой-либо этап в эволюции Земли; наглядно отражать современные геологические процессы; представлять собой уникальные природные объекты, исключительные по своей красоте; включать места обитания исчезающих видов животных и растений (Приложение).

Для обеспечения действенного сотрудничества различных организаций  в области культуры и туризма  необходима взаимная информированность  об основных направлениях совместной работы. Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:

подготовку перечня  туристских ресурсов, причем особого  внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма

•     определение  основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также  обеспечение соответствующих мер  по охране местных культурных, исторических и природных памятников

•     использование  в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения

•     проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в  духе уважения к культурным ценностям региона

Восточным Мичиганским  университетом туризма и путешествий  разработана концепция адекватного туризма, основывающаяся на сохранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции, адекватным называют туризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, активно способствующий сохранению и рациональному использованию ее культурного, исторического и природного наследия. Выделяют 4 принципа адекватного туризма:

1)   активное содействие  в сохранении наследия местности  — культурного, исторического и природного;

2)   подчеркивание  и выделение уникальности наследия  местности относительно других регионов;

3)   создание у  местного населения чувства гордости  и ответственности за уникальное наследие;

4)   разработка программы  развития туризма на основе  использования уникального наследия местности.

 

5.8. Историко-культурный и природный потенциал в системе международного туризма

Особый интерес для  туристов представляют выдающиеся памятники природного и культурного наследия. В число таких памятников попадают объекты, включенные в особый список ЮНЕСКО (Организации по образованию, науке и культуре при ООН). Число включенных в список объектов постоянно растет.

Существует система условий и критериев для внесения объектов в названный список. Эти критерии, как и виды культурных и природных объектов, включены в Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в 1972 году, Россия присоединилась к ней в 1988 году). Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам о памятниках культурного и природного наследия дает ИКОМОС (создан в 1965 году) — Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест.

Как пишет Т.А. Любимова, «под культурным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места».

К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

К достопримечательным  местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Под природным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов:

•     природные памятники, состоящие из физических и биологических образований или групп таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики и науки

•     геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или консервации

•     природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, консервации или природной красоты

Кроме памятников культурного  и природного наследия, существуют и смешанные памятники культурно-природного наследия.

Существует система  критериев оценки как культурного, так и природного наследия.

 «Каждый культурный объект, представленный для включения в Список всемирного наследия, должен:

•     представлять собой шедевр творческого гения  человека; или

•     показать важность процесса передачи во времени  или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или

•     являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или

•     представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или

•     представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или

•     быть непосредственно  или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или  творческими актами выдающегося  мирового значения...

Каждый природный  объект, представленный для включения  в Список всемирного наследия, должен:

•     представлять собой выдающийся пример одного из этапов развития Земли, включая период зарождения жизни и основные геологические  процессы формирования ландшафта, или демонстрировать важнейшие геоморфологические или физиографические признаки; или

•     представлять собой выдающийся пример развития какого-либо текущего экологического или биологического процесса, включая материковые, пресноводные, побережные и морские экосистемы, а также колонии бактерий и стада животных; или

•     включать в себя интереснейшие природные  явления или места исключительной природной красоты, имеющие эстетическое значение; или

•     содержать  наиболее важные и существенные (с точки зрения науки и биологического воспроизводства) природные ареалы, приспособленные для плодотворного биологического обмена, включая ареалы, имеющие общемировое значение и находящиеся под угрозой уничтожения» (Приложение).

Историко-культурное изучение определенных страноведческих территорий (страна, район, город) включает в себя несколько практически обязательных этапов:

1)   изучение гражданской  и военной истории объекта,  выявление влияния исторического фактора на формирование объекта;

2)   изучение историко-архитектурного аспекта развития туристского объекта;

3)   выявление основных  архитектурных стилей, встречающихся  на территории объекта (в связи  с историческим прошлым страны, района, города);

4)   изучение наиболее  важных и интересных для туристов памятников архитектуры;

5)   изучение процесса  развития духовной культуры (в  том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами);

6)   характеристика  основных этапов развития духовной  культуры и важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех типов и др.);

7)   изучение творчества  крупнейших представителей культуры  и искусства страны, района, города.

 

5.9.  Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии

В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта. Современное представление о культурном ландшафте неоднозначно. Эта ситуация характерна как для мировой географической науки, так и для русской (советской) географии. В настоящее время сложились три принципиально разных толкования термина «культурный ландшафт»:

1.    В традициях географической науки оно означает «хороший» антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

2.    Второе определение  характеризует культурный ландшафт как некую местность, которая в течение длительного исторического периода была местом обитания определенной группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей.

3.    В третьем  случае под культурным ландшафтом понимают ландшафт, в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от поколения к поколению в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта.

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА