РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

В настоящее время  имеется необходимость составления территориальных балансов отдыха, современного и перспективного, с помощью матрицы, где по одной оси расположены районы «потребления отдыха» с разбивкой внутри каждого района на возрастные и социальные группы населения, а по другой — районы «производства отдыха» с разбивкой на формы рекреации. Данная методика была разработана более 20 лет назад и на настоящий момент является актуальной и необходимой процедурой.

Более того, необходим рекреационный кадастр — систематический свод данных, включающих количественную опись природных объектов и явлений рекреационного назначения. Он должен содержать географическую характеристику, данные о динамике, степени исследованности объекта или явления, рекомендации по использованию, необходимые меры по охране.

Наряду с хорошо разработанным в науке понятием рекреационных ресурсов существует и успешно развивается своеобразное учение о туристских ресурсах, которое тем не менее встречает рациональную критику со стороны ряда ученых-географов страны (А.М. Сазыкин, А.С. Кусков и др.).

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов — объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, — туризм не может существовать в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в таком случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Туристские ресурсы  создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует, — совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы  количественно ограничены и качественно  дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы  являются национальным достоянием. Однако некоторые из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

В зависимости от целей  путешествия могут рассматриваться  самые различные природные ресурсы.

Туристская территория или акватория — вид комплексного туристского ресурса, географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах, кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

  Подводя определенный итог всему вышесказанному, приведем наиболее часто употребляемые в научном обиходе дефиниции туристских ресурсов.

Туристские  ресурсы — природно-климатические, социокультурные, исторические и архитектурные, археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма (М.Б. Биржаков, 2004). Туристские ресурсы — природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

Туристские ресурсы  фиксируются в кадастре. Кадастр туристских ресурсов представляет собой обобщенную (экономическую или экологическую) потребительную (стоимостную или балльную) оценку туристских ресурсов. Кадастр обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.

Существуют также и  другие разновидности рекреационных  и туристских ресурсов. В частности, выделим в своей работе такие  виды ресурсов, как природные лечебные и туристские информационные. Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Основой использования  туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.

Туристским  интересом является перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.

К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекватно прямым или попутным целям тура.

Однако для того чтобы  эти объекты были реально использованы в целях туризма, необходимы надлежащие инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения.

Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникшие или достигнутые им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское впечатление  возникает при совершении экскурсии, посещении красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм в основной своей направленности предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то человек, покупающий туристские услуги, естественно планирует или подразумевает получение положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений и др.

 

4.2 Туристский ресурс и его использование на региональном уровне

(по Е. Логиновой)

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ресурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». Н.П. Крачило дает следующее определение: «Под рекреационными ресурсами следует понимать сочетание компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения рекреационных потребностей человека».

Специфическими свойствами туристских ресурсов при этом являются целостность, динамичность, емкость, устойчивость, надежность, привлекательность.

Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и мн. др. Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом. Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса, т.е. туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов. Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями. Привлекательность — основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа. Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус.

Существует множество  различных классификаций туристских ресурсов.

Туристские ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первым относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.). Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и другие.

По функциональному  признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важное значение при этом имеет природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества.

Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).

Н.П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:

♦     природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и другие

♦     культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т.д.

♦     социально-экономические: экономико-географическое положение, транспортная доступность территории, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения, уровень развития транспортной сети

К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования

♦    использование  природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.)

♦    усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т.п.)

♦    возможность  занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и  т.п.)

♦    любительские занятия (рыбалка, охота).

Разнообразие ландшафтов, климата, флоры и фауны и других туристских ресурсов приводит к необходимости выделения различных регионов с целью систематизации географической и экономической информации о туризме и выявления территориальных закономерностей его развития.

Исходя из специфики  туристского ресурса, маркетинговых  исследований определяется оптимальное соотношение типов и размеров, различных по рангу территориальных туристских комплексов; обосновывается выбор наиболее благоприятных мест для размещения туристских предприятий; подсчитываются рекреационные емкости этих районов и объем капитальных вложений, требующихся для создания новых и увеличения рекреационной емкости уже сложившихся туристских районов.

Известный теоретик международного туризма профессор Курт Крапф писал: «Экономика лежит в основе всех туристских проблем. Мы не можем скрывать и завуалировать тот факт, что интерес к туризму объясняется именно его экономическим значением». Изучение теоретических экономических аспектов туризма является немаловажным вкладом в развитие туризма на практике. Грамотный анализ туристских ресурсов — это впоследствии правильная политика и целенаправленные действия на развитие туризма как одного из ведущих секторов экономики.

 

4.3 Рекреационная оценка природных ресурсов

 

Для использования природных  условий и ресурсов необходима их оценка. Процедура оценивания состоит из таких обязательных этапов:

1.    Выделение  объектов оценки — природных  комплексов, их компонентов и  свойств;

2.    Выделение  субъекта, с позиции которого ведется оценка;

3.    Формулирование  критериев оценки, которые определяются  как масштабом и целью исследования, так и свойствами субъекта;

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА