РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Народные промыслы. Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре. В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы.

В городах зародились те виды народных промыслов, которые  находили спрос у привилегированных  заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки — мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Ремесла традиционно  были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое — в мужских, там же иконопись  и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр.

Роль народных промыслов  в культурном потенциале туризма  чрезвычайно велика. Центры народного искусства — это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.

 

5.3.  Историко-культурный  потенциал и методика его оценки

Историко-культурный потенциал  является основой познавательного  туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

Культурное наследие — это наследие исторического  развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

Каждая эпоха оставляет  свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

♦    памятники  археологии

♦    культовую  и гражданскую архитектуру

♦    памятники  ландшафтной архитектуры

♦    малые и  большие исторические города

♦    типичные сельские поселения

♦    музеи, театры, выставочные залы и другие объекты  социокультурной инфраструктуры

♦    объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства

♦    технические  комплексы и сооружения

В историко-культурный потенциал  входит вся социокультурная среда  с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы  составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности — приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях — ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество  форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма — организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

1)   ранжированием  культурных комплексов по их  месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

2)   необходимым  и достаточным временем для  осмотра. Этот метод позволяет  сравнивать различные территории  по перспективности историко-культурного  потенциала для туризма.

Для культурных комплексов, так же как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурного комплекса обусловливается двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать  данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса к объектам мирового культурного наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

Ёмкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивное объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

 

 5.5. Некоторые аспекты использования наследия (по Е.Ю. Мазуровой)

 

Сегодня необходима полноценная  программа работ по возрождению  национального достояния, которая  бы включала систему мероприятий по выявлению, восстановлению, изучению, сохранению и использованию культурного и природного наследия. Причем решение, подобной задачи должно быть комплексным, ибо практика показывает, что ни само выявление памятника, ни постановка его на учет и государственную охрану, ни ведение реставрационных работ еще не могут обеспечить его сохранности как национального богатства. Без использования памятник быстро приходит в запустение, да и можно ли сопоставить понятие «неиспользуемый памятник» с задачей сохранения и передачи будущим поколениям национального достояния?

Сейчас, когда первоочередной задачей является стабилизация экономики, критерий эффективности использования территории, природных и культурных ресурсов, видимо, следует считать ведущим. Стоимостные оценки культурно-исторических памятников также необходимы при выборе направления их использования, хотя они должны сочетаться с эстетическими и инженерно-техническими. От ценности памятников и их территориальной концентрации зависит направление их использования, интенсивность рекреационных потоков, возможность включения в культурно-экономическую инфраструктуру территории.

Прежде всего следует  ориентироваться на основной объект наследия — уникальные историко-культурные территории. Их можно определить как «территории, обладающие особой ценностью для мира, страны, региона, где памятники истории, ' культуры и природы составляют единый комплекс и тесно связаны с живой культурой народа». На такой территории может протекать полнокровная жизнь, развиваться современное хозяйство, удовлетворяться широкий круг потребностей проживающих на ней людей. Это не будет противоречить сохранению и возрождению традиционной культурной среды, если мы будем относиться к наследию не как к музейному экспонату, а как к достоянию, оставленному нам предшествующими поколениями не только на хранение, но и приумножение.

Понятно, что охрана и  использование единичных объектов не могут быть эффективными вне окружающего их исторического и природного пространства. Оно необходимо не только с точки зрения восприятия памятника, но прежде всего — его жизнеспособности. Мертвый, неиспользуемый памятник в настоящее время является наиболее распространенным объектом. Однако каждый памятник является живущим организмом, и его функционирование невозможно без подключения окружающей территории, причем не как охранной зоны, а как его естественной, традиционной, природно-исторической среды. Поэтому создание уникальных территорий призвано одновременно решить вопросы и охраны, и рационального использования памятников истории, культуры и природы.

Все чаще ученые разных стран  говорят о реальных предпосылках к созданию местного научно-образовательного ядра на основе главной специализации по использованию историко-культурного и природного наследия. Этот процесс может осуществляться по нескольким направлениям. Достаточно реальна возможность развития научных исследований на основе выявленных ресурсов территории. Это исследования природы района, его археологии, интересных памятников архитектуры и градостроительства, сбор фольклора и др. Существующая практика показывает, что доходы, например, от лицензионного сбора за проведение археологических исследований могут значительно превышать лицензионный сбор от разрешений на охоту и рыболовство. На базе ресурсов исторического района могут быть организованы специальные занятия или даже курсы для желающих ближе познакомиться с отечественной историей, культурой, по изучению национального языка, знакомству с творчеством выдающихся деятелей культуры.

Другое направление научно-образовательного ядра — развитие специфических местных образовательных традиций региона. Особое внимание при этом может быть уделено сохранению секретов мастерства народных промыслов и производств, развитию школ возрождения традиционного мастерства (изготовление изделий из дерева, обработка металла, гончарство, ткачество, плетение из лозы, изготовление швейных и вязаных изделий, школа иконописи, национальной вышивки, игра на народных музыкальных инструментах, возрождение старинных кулинарных рецептов и др.).

Наконец, в рамках программы  развития исторических мест и территорий возможно создание особых программ обучения, в частности, это могут быть углубленные экологические курсы, специализированные исторические программы. Тем самым не только создаются условия для приобщения подрастающего поколения к культурному и природному наследию, понимания им этих ценностей, но одновременно формируются потенциальные кадры работников в области деятельности особо охраняемых территорий.

Несколько ограниченным дополнением экономической структуры является туристско-рекреационный комплекс. Он предполагает системы туристского обслуживания на уникальных историко-культурных и природных территориях, возможность активизации денежных поступлений, в т.ч. и валютных.

Основой развития рекреации  на охраняемых территориях может  стать система специализированного  программного туризма. Она предполагает опору не на массовый поток туристов, который часто невозможно организовать, а на небольшой, но постоянный поток специалистов, связанных с изучением данной историко-культурной проблематики, лиц, интересующихся историей, природой и культурой данной местности. Организация туристского обслуживания должна базироваться на использовании специальных форм размещения, таких, как гостевые дома, туристские деревни и другие формы размещения.

Функцией восстановления системы традиционных ремесел и  промыслов должно стать не только инфраструктурное подкрепление музейного, образовательного и туристского комплексов, но и самостоятельное развитие производств в исторически обусловленных формах.        

Традиционная система  природопользования может помочь в  развитии экологически чистых производств, в налаживании выращивания интересных местных сельскохозяйственных культур (льна, садовых и ягодных культур и пр.).

Такая специализация  района может сопровождаться определенным перепрофилированием материальной сферы. Этот процесс затрагивает переориентацию сельского хозяйства, иных производственных структур, частично на основе воссоздания исторических форм, частично для нужд туристской инфраструктуры. Эти структуры дополняются другими производствами, предпосылки для организации которых имеются в регионе или необходимость в которых возникает при перспективном развитии. Сфера наследия на данной территории может стать ведущей (или одной из главных) отраслью производства. Наследие в этом случае выступает не только в виде памятника, но и как особый ресурс. Использование объектов культурного и природного наследия вместе с развитием туризма, научно-образовательной сферы, возрождением традиционных производств и технологий могло бы определить будущий экономический потенциал региона.

 

    1. Природное и культурное наследие в туризме

 

Совокупность природных  и антропогенных объектов и порождаемых  ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является туристскими ресурсами — национальным наследием государств-участников СНГ. Так записано в Рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», 1994 г. Эту формулировку можно расширить на все страны мира.

Ведущая роль в координации  и стандартизации культурной и туристской деятельности во всем мире принадлежит  ЮНЕСКО и ВТО. Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия, которые послужили основой для приоритетного развития культурного туризма во всем мире, после того как в рамках Всемирной конференции по политике в области культуры была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель — привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ней присоединилось еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств — сторонников Конвенции — превысило 160. О значении Конвенции можно судить по следующему факту: среди природоохранных она является наиболее представительной по количеству государств-участников.

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА