РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места. Понятие «эстетика места», применяемое здесь, отражает способность его воздействовать некоторым своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу рекреанта. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем самый пристальный интерес.

Что должно стать объектом исследования при изучении такой  характеристики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что давно волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, — пейзаж. «Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания», — отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах индустриально развитых.

Самое общее значение слова «пейзаж» — вид какой-либо местности (в этом отношении «пейзаж» является синонимом обыденного значения слова «ландшафт»); в искусстве пейзаж — это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.

В восприятии красоты  природы принимают участие все  наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия — взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений — пейзажей самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к «высшим» чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж — самый  доступный элемент природы. Его  восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на все меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т.е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж прежде всего должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизмененный природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения «белых пятен» и доступно статический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем самый пристальный интерес.

Что должно стать объектом исследования при изучении такой  характеристики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что давно волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, — пейзаж. «Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания», — отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах индустриально развитых.

Самое общее значение слова «пейзаж» — вид какой-либо местности (в этом отношении «пейзаж» является синонимом обыденного значения слова «ландшафт»); в искусстве пейзаж — это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.

В восприятии красоты  природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия — взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений — пейзажей самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к «высшим» чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж — самый  доступный элемент природы. Его  восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на все меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т.е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут  играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж прежде всего должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменный природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения «белых пятен» и доступности прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Следует согласиться  с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Крашендорфа: «Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом».

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором. Захламленность пейзажей — одна из очевидных репеллентных характеристик местности.

Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние человека, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения.

Большое значение имеет  такая характеристика, как многоплановость  пейзажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой «выявленности» пространства, насыщенности изобразительными предметами.

Панорама — это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зрителем произвольно. Чем выше степень «панорамности» пейзажа, тем потенциально больше «изобразительных картин (планов)» оказывается в поле зрения человека. Многоплановость является сущностным признаком качествами живописности пейзажей. Не напрасно считается, что горные территории по живописности намного превосходят равнинные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвышенные места — вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные служить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т.п. оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя и зачастую навсегда остаются в памяти человека.

Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно  обозревать различные, контрастные ландшафты — горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины.

Аттрактивные свойства ландшафтов — ключевая характеристика, определяющая рекреационный потенциал места.

Наряду с аттрактивными  местность может обладать репеллентными свойствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить рекреационный потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести высокую насыщенность опасными и вредными для человека животными и растениями (насекомыми-переносчиками, к примеру, энцефалитными клещами, ядовитыми пресмыкающимися или растениями, животными-людоедами), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

Аттрактивность ландшафта, пусть ключевая по позиции, но все  же одна лишь из оценочных категорий, необходимых для проведения комплексного анализа рекреационного потенциала территории. При комплексной оценке местности необходимо учесть ее медико-географические и физико-географические характеристики, культурно-историческое значение, микроклиматические особенности, доступность для рекреантов.

Для экологически ценных ландшафтов можно декларировать  следующий принцип — чем выше экологическая ценность ландшафта, тем меньшим должно быть антропогенное вмешательство, следовательно, тем меньше по величине и мощности должен быть рекреационный центр, тем отчетливее должны быть определены природоохранные мероприятия в ходе архитектурно-градостроительного проектирования. Крупные рекреационные комплексы должны быть намеренно приближены к территориям с высокой степенью урбанизации, они будут тяготеть к городам, большим поселкам, особенно значимо, если при этом населенное место обладает памятниками истории и культуры и представляет интерес для развития познавательного туризма.

Полноценное сохранение природы немыслимо без самого бережного отношения к природному пейзажу. Дизайнеру или архитектору, занятому проектированием рекреационных объектов и систем, без сомнения, сегодня совершенно необходимо стать художником-пейзажистом. Естественный пейзаж есть высочайшая ценность сегодня и в будущем. В процессе рекреационного освоения его неизбежные видоизменения, воспринимаемые визуально, должны быть локализованы и ограничены, а захламленность антропогенным сором в пределах ценных видовых картин сведена к минимуму. Такой подход, надо надеяться, станет приоритетным по исходной аксиологической установке в средовом дизайне XXI века.

 

6.4. РЕКРЕАЦИОННАЯ СЕТЬ

Рекреационная сеть - это  совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных  учреждений. К ним относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. км2 территории. В соответствии с этим территории делятся на сильно, средне и слабо рекреационное развитые. Функциональное различие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности. Этот же фактор определяет и степень развития их материальной базы.

Под материальной базой туризма понимается совокупность материальных и вещественных элементов производительных сил, используемых для производства рекреационных услуг. Материальная база используется только рекреантами, в отличие от инфраструктуры туризма.

Благодаря разнообразию функциональной ориентации рекреационное  хозяйство делится на несколько  суботраслей.

 Учреждения  лечебно-оздоровительного отдыха

Старейшей и наиболее развитой суботраслыо являются убеждения лечебно-оздоровительного отдыха. К ним относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Первый санаторий в России "Марциальные воды" был организован Петром I в начале XVIII в. За длительный период развития санаторно-курортного дела было создано свыше 14 тысяч учреждений лечебно-оздоровительного отдыха. В России в 1997 г. число мест в этих учреждениях составило 600 тысяч.

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА