РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

2)   территории со  средней интенсивностью рекреации,  выполняющие одновременно некоторые экологические и производственные функции (пригородные зеленые насаждения, противоэрозионные леса);

3)   территории с  незначительным удельным весом  рекреации.

Выделяются четыре основных типа природопользования, а в их рамках — ряд функциональных зон:

1.    Заповедное природопользование — доступно лишь научным работникам для экспериментов и исследований, студентам для практики, а широкой публике только для кратковременных экскурсий:

•     зона особо охраняемая — функциональная зона, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение

•     заповедные зоны — функциональные зоны, в пределах которых запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории

2.   Рекреационное природопользование основано на развитой сети загородных пригородных парков для длительного отдыха и туризма, т.е. предполагает умеренную эксплуатацию природных комплексов естественного происхождения. Здесь большое значение имеют экскурсии и важным фактором остается пейзаж. В этой зоне разрешается лежать на траве, ловить рыбу, купаться, собирать грибы и ягоды. Здесь располагаются туристские базы, дачные поселки, сеть туристских троп и маршрутов:

•     зона (округ) санитарной охраны — особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных комплексов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающей к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения

•   зона рекреационная — функциональная зона, предназначенная для отдыха

•  зона личной территории — зоны специфического индивидуального поведения. В туризме к данным зонам относятся зональные пространства: интимное, личное, социальное, общественное

•    зона отдыха — специально организованная территория для приема большого количества краткосрочных посещений (уик-энд), обеспеченная транспортной связью с большим городом, водоснабжением, канализацией, предприятиями питания, отдыха и развлечения

3.Руральное природопользование характеризуется средней и высокой интенсивностью ведения сельского хозяйства:

•  зона традиционного экстенсивного природопользования — функциональная зона, выделяемая в районах проживания коренного населения, где допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами

•     зона хозяйственного назначения — функциональная зона, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования рекреационной территории

4.   Урбанизированное  природопользование — городские парки и скверы для повседневного пользования:

•     зона обслуживания посетителей — функциональная зона, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей

•     зона охраны культурно-бытовых объектов — функциональная зона, в пределах которой обеспечиваются условия сохранения историко-культурных объектов

•     зона познавательного туризма — функциональная зона, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами.

 

7.2. Рекреационное  природопользование и охрана  природы

Развитие рекреации  связано и в будущем еще  больше будет сопряжено с использованием значительного пространства. Это  «вторжение» имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С развитием рекреации в ряде стран пробивает себе дорогу так называемая ландшафтная архитектура, основанная на изучении положительного эмоционально-эстетического воздействия ландшафтов на организм человека. С эволюцией международного туризма страны стремятся более представительно показать свои ландшафты и населенные пункты.

Рекреационное природопользование характеризуется и серьезными отрицательными последствиями для природных комплексов. Рекреационные ресурсы имеют определенные запасы. Можно говорить об их исчерпаемости, которая теоретически определяется порогом нагрузки на них, выше которого ресурсы либо существенно меняются в сторону меньшей привлекательности, либо деградируют. Чрезмерная эксплуатация ресурсов подчас приводит к их уничтожению.

Таким образом, массовый туризм ставит практическую и научную  проблему увязки охраны природы с  принципом общедоступности ценных природных комплексов. В научном  плане эта проблема выражается в  первую очередь понятием рекреационной емкости природных комплексов. В практическом плане она означает, что в основе рекреационного планирования, проектирования и эксплуатации природных комплексов должны лежать научно обоснованные нормы нагрузок на среду. Отрицательные последствия для природных комплексов имеют и субъективные причины их деградации. К ним, в частности, относится низкая культура поведения рекреантов.

В ряде рекреационных ареалов происходит потеря ценных для организации лечения и отдыха свойств и уменьшение рекреационной емкости вследствие функционирования производств повышенной вредности и интенсивной работы автотранспорта. За рекреационной отраслью не закреплены межселенные территории, а принадлежащие ей недостаточны, чтобы обеспечить воспроизводство и нормальное использование всего комплекса рекреационных ресурсов. Ценные территории в настоящее время редко резервируются для перспективного рекреационного строительства и зачастую занимаются под жилую и промышленную застройку.

Очень серьезные последствия  для рекреации имеет также  тенденция приморской ориентации ряда отраслей индустрии, работающих на импортном сырье или производящих экспортную продукцию. Территориальный рост промышленных зон и городов часто ведет к уничтожению известных и благоустроенных мест отдыха. Интенсивная вырубка лесов, превышающая допустимые нормативы, также уменьшает привлекательность природных комплексов.

Совмещение рекреации  с другими видами хозяйственной  деятельности в ряде уникальных районов  требует соблюдения определенных пропорций  с целью обеспечения максимально благоприятных условий для отдыха. Рекреация — фактор, лимитирующий размещение ряда производств с повышенной вредностью.

Прикладной  задачей рекреационной географии является разработка основ рекреационного природопользования, которое включало бы изучение структуры, динамики и прогноза развития ландшафтов применительно к интересам путешествующих людей. В ее компетенцию входят вопросы разумного освоения, преобразования и охраны природы.

Общая система природопользования охватывает три механизма охраны окружающей среды:

1)   административно-правовой, включающий систему ограничений  (норм, запретов, санкций) природопользования;

2)   планово-экономический  — выбор оптимального варианта  из возможных вариантов многоцелевого природопользования;

3)   механизм платного природопользования, в основе которого лежит принцип компенсирования потерь при природопользовании.

Технология рационального  рекреационного природопользования, имеющая задачу охраны природно-территориальных комплексов, означает такие принципы и методы территориальной организации рекреационных территорий, при которых достигается максимальное соответствие рекреационных ресурсов рекреационным потребностям.

Плодотворными методами регулирования рекреационных нагрузок выступают рекреационное районирование и зонирование, при которых рекреационное освоение регулируется в соответствии с принятым режимом отдельных районов и зон. Для каждого района или зоны принимается свой уровень интенсивности рекреационного использования, который зависит от их рекреационной ценности, устойчивости природного комплекса и ряда факторов неприродного характера. К ним относятся, прежде всего, специфика тех или иных видов и форм рекреационной деятельности, характер требований, предъявляемых ими к природе, пространственно-временные закономерности распределения рекреантов в рекреационных районах.

Еще более сложной  проблемой является зависимость  между уровнем освоенности и реакцией людей на эту освоенность. Чрезмерная насыщенность территории оборудованием и рекреантами изменяет красоту ландшафта, нарушает необходимое равновесие «природа — человек», что легко может привести рекреационный район к самоуничтожению.

В связи со всем сказанным  выше чрезвычайно важным считаем  проведение природоохранных мероприятий  и многоаспектной природоохранной работы.

Природоохранная работа в туризме — обязательная целенаправленная деятельность туристско-экскурсионных предприятий в области экологического воспитания, охраны объектов ландшафта, их рекультивации и восстановления с использованием специфических средств и методов туризма и экскурсий.

По целям проведения можно выделить три типа природоохранных  мероприятий: учебно-воспитательные, конструктивные и организационные.

Учебно-воспитательные мероприятия — массово-разъяснительная и пропагандистская работа, воспитание и приобретение через туризм и экскурсии природоохранных знаний, навыков и умений. В комплексе учебно-воспитательных мероприятий выделяются 4 вида: информационные, учебные, воспитательные и пропагандистские.

Конструктивные  мероприятия включают три подтипа, направленные на непосредственную охрану природы, ее восстановление и развитие ресурсной базы.

К организационным мероприятиям относятся планирование, управление, технология, контроль, подготовка кадров, формирование актива, методика, научно-исследовательская работа в области охраны природы.

Природоохранную работу в туризме можно также классифицировать по субъекту; объекту (видам природных ресурсов, регионам, конкретным объектам природы); временным показателям; степени сложности; материально-техническому, методическому и кадровому обеспечению.

 

7.3. Рекреационные  нагрузки на природные комплексы  и методика их определения

Непрерывно возрастающий процесс вовлечения все большего числа людей в циклы рекреационных  занятий обусловливает постоянное расширение территорий, охваченных в той или иной степени рекреационной деятельностью. Еще более быстрыми темпами развивается процесс интенсификации использования территории, что ведет к повышению уровня воздействия рекреантов на природные комплексы.

В этой связи возникла проблема оптимизации рекреационных нагрузок на природные комплексы в целях предотвращения их деградации и сохранения комфортных условий рекреационной деятельности. Сущность этой проблемы сводится к обоснованию экологической нагрузки на природные комплексы (не превышающей пределов их естественных восстановительных способностей) путем установления нормативов рекреационного воздействия на них.

В мировой практике рекреационного использования природных комплект сов наблюдаются большие различия в нормативах. Например, нормы пляжей на 1 рекреанта в разных странах колеблются от 5 до 15м2. В то же время на многолюдных курортах эти нормы в сезон пик не соблюдаются, и на одного человека в результате скученности подчас приходится до 1 м2 и менее.

Природные комплексы и составляющие их элементы существенно различаются по своей потенциальной устойчивости к рекреационным нагрузкам. Устойчивостью природного территориального комплекса против рекреационных нагрузок называется его способность противостоять этим нагрузкам до известного предела, за которым происходит потеря способности его к самовозобновлению. Под нагрузкой понимается посещаемость (наблюдаемое количество рекреантов на территории за определенный срок) единицы площади природного территориального комплекса в единицу времени.

Нагрузка, вызывающая в природных  комплексах необратимые изменения, называется критической; нагрузка, близкая к критической, но не вызывающая необратимых изменений, называется вполне допустимой; нагрузка, в результате которой уже произошли необратимые изменения, — недопустимой.

Рекреационная емкость природного территориального комплекса обычно определяется как произведение значения допустимой нагрузки на площадь природного территориального комплекса.

В основе многих последних советских исследований лежит положение о стадиях «рекреационной дигрессии» по аналогии со стадиями пастбищной .дигрессии. Изучая лесопарковую зону Подмосковья, Н.С. Казанская выделила и описала пять стадий рекреационной дигрессии.

1.   Деятельность  человека не внесла в лесной  комплекс никаких заметных изменений.

2.    Рекреационное  воздействие человека выражается  в установлении редкой сети тропинок, в появлении среди травянистых растений некоторых светолюбивых видов, в начальной фазе разрушения подстилки.

3.    Тропиночная  сеть сравнительно густа, в  травянистом покрове преобладают  светолюбивые виды, начинают появляться и луговые травы, мощность подстилки уменьшается, на внетропиночных участках возобновление леса все еще удовлетворительное.

4.   Тропинки густой  сетью опутывают лес, в составе  травянистого покрова количество собственно лесных видов незначительно, жизнеспособного подроста молодого возраста (до 5-7 лет) фактически нет, подстилка встречается фрагментарно у стволов деревьев.

5.    Полное отсутствие  подстилки и подроста, отдельными  экземплярами на вытоптанной площади — сорные и однолетние виды трав.

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА