Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:42, реферат
Актуальность темы геополитических отношений России и Прибалтийских стран не будет исчерпана никогда, поскольку регион Балтийского моря всегда будет оставаться в зоне жизненно важных интересов России, предполагающих обеспечение там прочной безопасности на условиях, не ущемляющих безопасности России. Основной задачей внешней политики нашей страны в отношении стран Балтии является усиление влияния России в регионе с целью укрепления собственной безопасности, защиты своих экономических интересов и обеспечения прав национальных меньшинств через сотрудничество с этими государствами.
Введение
1. Ситуация с Прибалтийскими странами до распада СССР
1.1 Присоединение Прибалтийских стран к СССР
1.2 Геополитические процессы в Прибалтийских странах перед распадом СССР
2. Ситуация с Прибалтийскими странами после распада СССР и в настоящее время
2.1 Политический аспект
2.2 Экономический аспект
2.3 Проблематика взаимоотношений России и стран Прибалтики
2.3.1 Русскоязычное население в странах Прибалтики
2.3.2 Пограничные вопросы
2.3.3 Безопасность в регионе
2.3.4 Социальная напряженность
3. Перспективы взаимоотношений России и Прибалтийских стран в будущем
Заключение
Список используемой литературы
Различия в положениях
Практически сразу после восстановления независимости, 12 сентября 1991 г. Верховный Совет Эстонской Республики объявил недействительными решения Верховного Совета СССР о передаче Российской Федерации ряда территорий Ленинградской и Псковской областей (общая площадь - около 2,3 тыс. км2). 22 января 1992 г. было принято аналогичное постановление Верховного Совета Латвии в отношении Пыталовского и Палкинского районов Псковской области (1,6 тыс. км2).
Основанием для таких решений явилась все та же провозглашенная правопреемственность современных Балтийских государств и республик 1920-1940 гг. Балтийцы утверждают, что мирные договоры 1920 г. между Москвой и Таллином и Ригой сохранили свое действие и после вхождения Эстонии и Латвии в состав СССР, и поэтому граница этих государств с Россией должна проходить именно по условиям данных договоров.
Дальше всего пошла Эстония, начавшая выдачу эстонских паспортов жителям этих районов на том основании, что они являлись гражданами довоенной республики. Эстонцы также предпринимали инициативы по привлечению СБСЕ и отдельных западных стран (в частности, Финляндии) для посредничества в решении конфликта.
Россия заняла в вопросе о линии границ однозначно жесткую позицию. В июне 1994 г. указом Президента Б.Ельцина было принято решение об одностороннем обозначении на местности границы между Эстонией и Россией. В ноябре того же года Б.Ельцин, посетив участок российско-эстонской границы, заявил, что "ни пяди земли русской не достанется никому".
Определенные подвижки в позиции Эстонии произошли после ухода в отставку праволиберального правительства в конце 1994 г. В мае 1995 г. президент республики Л.Мери заявил о готовности Эстонии подписать договор о границе с Россией, в котором этот вопрос был бы окончательно разрешен. На очередном раунде российско-эстонских переговоров в октябре 1995 г. в Пскове было согласовано важное положение об отсутствии у сторон территориальных претензий друг к другу, а в ноябре 1995 г. в Таллине достигнута принципиальная договоренность о непосредственном прохождении линии границы, при этом за исходную была взята нынешняя. Наконец, в феврале 1996 г. была начата непосредственная работа по описанию границы.
В настоящее время решению вопроса о линии границы России с Эстонией мешают только формальные препятствия, а именно требование Эстонии зафиксировать положение, подтверждающее действительность для российско-эстонских отношений договора 1920 г. Это требование, однако, имеет принципиальный характер. Как прямо заявил посол Эстонской Республики в России М.Хельме, в случае признания договора 1920 г. России пришлось бы признать факт оккупации Эстонии в 1940 г. со всеми вытекающими отсюда последствиями. Официальная российская позиция состоит в том, что с вхождением Эстонии в состав СССР в 1940 г. договор 1920 г. утратил силу и имеет только историческое значение.
Что касается Латвии, то в отношениях России с этой республикой вопросы линии границы не приобрели такой остроты, как в случае с Эстонией. Переговоры о демаркации и делимитации границы России с Латвией начались в апреле 1996 г., при этом латвийская сторона согласилась вести переговоры не о "восстановлении" границы, а о "государственной границе" между Латвийской Республикой и Российской Федерацией.
Касаясь проблемы границ, некоторые эксперты поднимали в свое время вопрос о созыве многосторонней (с участием России и всех трех Балтийских государств) конференции по урегулированию. Учитывая ситуацию с Литвой, можно было бы "связать" подтверждением нерушимости границ все три государства. На российские интересы в данном случае "работают" принципы СБСЕ, а также сдержанное отношение Запада к претензиям Балтийских государств относительно границ.
Совершенно очевидные негативные последствия для геополитических интересов России влечет за собой вступление Латвии, Эстонии и Литвы в НАТО. После того, как Польша стала членом НАТО, альянс вышел на границу с Калининградской областью России. Однако с принятием стран Прибалтики, российская граница с НАТО протянулась на 400 миль к северо-востоку и теперь проходит всего в 100 милях от неофициальной второй столицы России - Санкт-Петербурга. Официальная сфера военной ответственности НАТО уперлась в западные рубежи нашей страны, включив в себя часть пояса российских жизненных интересов в Прибалтике: взбодренные приобщенностью к западному блоку прибалты, как уж могут, ограничивают доступ России к морским портам. Мало того, неформальные зоны ответственности альянса формируются в Закавказье и Центральной Азии. Европейская часть России сегодня начинает напоминать не «пограничье с НАТО», а анклав внутри официальных и неофициальных зон повышенной активности натовцев. Эти зоны полумесяцем охватывают Россию с северо-запада, запада и юго-запада. Из Азербайджана и Грузии «полу подкову» таких зон силятся смонтировать на юге, вторая «полу подкова» просматривается за активностью натовских стран в Центрально-Восточной Азии. НАТО словно перешагнула через европейский массив России, взявшись осваивать то, что мы привыкли считать глубоким азиатским тылом России.
Как известно, все официальные инстанции НАТО и трех новоиспеченных ее членов - Латвии, Литвы и Эстонии не устают твердить, что приближение Североатлантического альянса к России пойдет ей только на благо: и безопасность в регионе мол станет прочнее и "демократические ценности" в самой России укрепятся за счет такого "приятного соседства". Но есть кое-какие не совсем понятные факты, о которых уже неоднократно упоминалось в российских и международных СМИ.
В частности, не совсем ясно, зачем это вдруг на территории прибалтийских республик еще до официального приглашения в НАТО при активнейшей помощи США и ряда западноевропейских стран блока было развернуто строительство современнейшей системы радиолокационного наблюдения и контроля "БАЛТНЕТ"? Причем эта система не только полностью совместима с единой сетью радиолокационного и радиоэлектронного наблюдения НАТО, но и обладает возможностями, выходящими далеко за рамки собственно Балтийского региона. "БАЛТНЕТ" позволяет контролировать не только небо над Прибалтикой, но и воздушно-космическое пространство Белоруссии и значительной части России.
Информация о работе Сотрудничество РФ со странами Прибалтики