Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:06, курсовая работа
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии.......................... 5
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение........... 5
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии …..6
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии.......... 9
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.... 9
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии................. 12
2.2.1. Географические кружки.................................................................... 12
2.2.2. Географические факультативы......................................................... 13
2.2.3. Школьные музеи............................................................................... 15
2.2.4. Географические клубы...................................................................... 16
2.2.5. Географические олимпиады............................................................. 18
2.2.6. Географические вечера..................................................................... 19
2.2.7. Проведение конференций по географии.......................................... 19
2.2.8. Устный журнал................................................................................. 20
2.2.9. Географические викторины и игры.................................................. 21
2.2.10. Неделя географии в школе.............................................................. 23
2.2.11. Школьные географические издания............................................... 25
Заключение................................................................................................. 43
Литература.................................................................................................. 44
Приложения ……………………………………………………………... 45-85
Курсовая работа
ТЕМА:
«Внеклассная работа по географии»
Работу выполнила:
Старикова Н.А.
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Особенности внеклассной
работы по географии.....................
1.1. Цели и задачи внеклассной
работы по географии, ее
1.2. Содержание и педагогические
требования к внеклассной
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии.......... 9
2.1. Формы и методы организации
внеклассной работы с
2.2. Характеристика форм
внеклассной работы по
2.2.1. Географические кружки.........
2.2.2. Географические факультативы...
2.2.3. Школьные музеи................
2.2.4. Географические клубы..........
2.2.5. Географические олимпиады......
2.2.6. Географические вечера.........
2.2.7. Проведение конференций
по географии..................
2.2.8. Устный журнал.................
2.2.9. Географические викторины
и игры........................
2.2.10. Неделя географии
в школе.......................
2.2.11. Школьные географические
издания.......................
Заключение....................
Литература....................
Приложения …………………………………………………
Введение
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.
Внеклассные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия.
Во второй половине XIX в. бурно развиваются географические науки. В 1864 г. Д. Д. Семеновым, учеником К. Д. Ушинского, создана первая хрестоматия по географии – «Отечествоведение», в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России.
Распространение
географической литературы, хрестоматий
дало возможность
В советской школе внеклассная
работа по географии развернулась с
первых дней Советской власти. Принятая
в 1918 г. Декларация о единой трудовой
школе призывала учителей развертывать
детскую инициативу, творчество. С
этой целью рекомендовалось
Следует отметить, что в этот период еще не было проведено четкой границы между урочной и внеклассной формой занятий, поэтому многие учителя переоценивали роль внеклассной работы.
В 20-х годах вышло немало книг по методике краеведения, методике проведения экскурсий и их организации (Г. Г. Шенберга, Б. Е. Райкова).
С 1934 г. начал выходить журнал «География в школе», который стал печатать статьи о проведении различных видов внеклассной работы по предмету.
Внеклассная работа
по географии была всегда
В послевоенные годы внеклассная
работа по географии получает дальнейшее
развитие. Особенностью 50-х годов
является то, что в этот период наблюдается
стремление сблизить внеклассную работу
с жизнью. Обращается внимание на трудовую
и политехническую
В 60-х годах в школах возрастает интерес к вопросам истории географических исследований, изучается вклад русских и советских ученых и путешественников в освоение Земли.
В 50–60-х годах активизируется
краеведческая работа по географии.
Большое место уделяется
Для выявления индивидуальных
способностей учащихся начали проводиться
олимпиады по географии в масштабе
не только школ, но и областей. Активизируется
экскурсионно-туристическая
С конца 60-х годов в программе
по географии нашли отражение
мировоззренческие аспекты
В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее время ярко выраженные тенденции усиления инновационной и проектной направленности, эта работа вновь возрождается с новой силой, что и обосновало выбор мною темы курсовой работы.
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии
1.1. Цели и задачи внеклассной
работы по географии, ее
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.
Результаты творческих поисков
учителей географии помогли накопить
богатый опыт по внеклассной работе.
Изучение учащимися географии вне
рамок учебного плана и требований
школьной программы отличается, прежде
всего, от урока, как основной формы
организации процесса обучения по географии
и главного элемента классно-урочной системы.
Внеклассная работа строится по сравнению
с уроками на ином географическом материале,
проводится в иных организационных формах
и в большей степени основывается на самостоятельности
учащихся, на индивидуализации обучения
и воспитания и проводится во внеклассное
время.
Цель внеклассной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной
работы по географии состоит в
обогащении школьников новыми, интересными
фактами, понятиями, отражающими различные
стороны жизни природы и
Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассной
работы в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательной школы
1.2. Содержание и педагогические
требования к внеклассной
Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных
вопросов содержания школьного
курса, вызывающих большой
2) формирование умений
и навыков исследовательского
характера при проведении
Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.
Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.
Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:
— общественно полезная направленность;
— профессиональная направленность;
— экологическая направленность;
— краеведческая направленность;
— современность содержания и форм внеклассной работы;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
— сочетание педагогического
руководства с
— системность, непрерывное развитие внеклассной работы
Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии требует от учителя такта, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.