Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:06, курсовая работа
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии.......................... 5
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение........... 5
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии …..6
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии.......... 9
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.... 9
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии................. 12
2.2.1. Географические кружки.................................................................... 12
2.2.2. Географические факультативы......................................................... 13
2.2.3. Школьные музеи............................................................................... 15
2.2.4. Географические клубы...................................................................... 16
2.2.5. Географические олимпиады............................................................. 18
2.2.6. Географические вечера..................................................................... 19
2.2.7. Проведение конференций по географии.......................................... 19
2.2.8. Устный журнал................................................................................. 20
2.2.9. Географические викторины и игры.................................................. 21
2.2.10. Неделя географии в школе.............................................................. 23
2.2.11. Школьные географические издания............................................... 25
Заключение................................................................................................. 43
Литература.................................................................................................. 44
Приложения ……………………………………………………………... 45-85
Однако нельзя учащимся навязывать формы общественно полезной деятельности без учета их инициативы.
Профессиональная
Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.
Важное место в
Эффективной формой профориентации
во внеклассной работе по географии
следует признать проведение конференций,
посвященных различным
В кабинете географии с целью профориентации оформляют специальные стенды или витрины, в которых помещают материалы о профессиях, связанных с географией, а также с профессиями, где необходимы географические знания и умения.
Из особенностей содержания
современной географии вытекает
такое требование к внеклассной
работе, как экологическая
Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики.
В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Во внеклассной работе необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры, мозговой штурм, проектные работы и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.
Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.
Следующее требование к организации
внеклассной работы по географии
– сочетание педагогического
руководства с
Необходимо, чтобы основой
вовлечения учащихся во внеклассную
работу по географии был не эпизодический
интерес, а познавательные устремления
школьников. Поэтому организовывать
и проводить внеклассные
Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность. Системность обеспечивается планированием внеклассной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы.
Проведение внеклассной работы по географии должно учитывать требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах.
Развитие внеклассной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников.
Соблюдение всех указанных
выше требований к организации и
проведению внеклассной работы способствует
созданию системы внеклассной работы,
которая характеризуется
I уровень: использование
внеклассной работы для
II уровень: более широкий
и углубленный отбор материала
по сравнению с программой. На
этом уровне главное – развить
и поддержать интерес учащихся
к предмету. При организации мероприятий
учитываются индивидуальные
III уровень: самостоятельная
деятельность учащихся при
Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению большего их числа к внеклассной работе, не упустить момент, когда от эпизодических форм следует переходить к систематическим.
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися
Школьная география относится
к числу тех предметов, где
всегда активно проводилась
Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. Существует следующая классификация форм внеклассной работы по географии (рис. 1)
Рис. 1. Формы внеклассной работы по географии
Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу.
Между систематической и
эпизодической внеклассной
Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, лекторские группы и т. д. Эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.
Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.
Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную формы работы. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.
Массовые формы внеклассной работы – неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.
Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.
Индивидуальная внеклассная работа по географии отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.
Методы организации
Методы организации
Рис. 2 Методы организации внеклассной работы по географии
Наиболее эффективны методы,
выделенные по источникам географического
знания: наблюдения, работа с картографическими
произведениями, со статистическими
материалами, с текстовыми источниками
и др. Но при работе с любыми источниками
географической информации важно учесть
степень самостоятельности
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:
— повышение качества географических знаний и умений школьников;
— интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
— рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
— повышение качества знаний по другим предметам;
¾ приобретение умений работы с различными источниками информации;
¾ повышение общего уровня культуры школьников. Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - С. 25..
Все названные показатели
эффективности внеклассной
Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.
Для массовых форм показателем
эффективности служит охват учащихся,
вовлеченных в работу, порядок, дисциплина
при проведении мероприятия. Показателем
эффективности групповых форм внеклассной
работы служит стабильный состав в
кружках, коллективная работа на занятиях.
Показателем эффективности
2.2. Характеристика форм
внеклассной работы по
2.2.1. Географические кружки
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.