Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:06, реферат
В более широкой трактовке картография включает технологию и производственную деятельность. Объектами картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Наиболее популярными плодами картографии (понятными большинству людей) являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Введение.
История развития картографии.
Зарождение картографии в России.
Картография в России в допетровскую эпоху.
Развитие русской картографии в ХVIII—XIX вв.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Северо-восточный Федеральный университет
им. М.К.Аммосова»
Инженерно-технический институт
Реферат на тему:
«Зарождение русской картографии»
Выполнила: ст.гр. ЗК-11-1
Жиркова Т.И.
Проверила: Федорова А.С.
Якутск, 2012 г.
Содержание:
Введение
Картография — (от греческого χάρτης - «карта» и γράφειν – «рисовать») наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества (географической оболочки Земли). В более широкой трактовке картография включает технологию и производственную деятельность. Объектами картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Наиболее популярными плодами картографии (понятными большинству людей) являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Географическая карта прошла длинный путь развития, начиная с самых примитивных картографических рисунков первобытных людей до печатных современных картографических произведений различного содержания и назначения, построенных на строгой научной основе. Процесс совершенствования карт продолжается и дальше.
В истории картографии, как и в истории других отраслей знаний, используются свои специфические источники прошлого. Для истории картографии, это прежде всего сохранившиеся картографические произведения, созданные в разные периоды истории, географические труды и другие письменные источники, свидетельствующие о существовавших в прошлом картографических рисунках и картах, не дошедших до нашего времени, способах их создания и применения, общем уровне картографических знаний и представлений. Подобные источники обычно хранятся в специальных архивах и музеях. В отдельных случаях интересные сведения о картографических изображениях прошлого дают археологические раскопки.
Создателем первой географической карты считают древнегреческого ученого Анаксимандра. В VI в. до н.э. он начертил первую карту известного тогда мира, изобразив Землю в форме плоского круга, окруженного водой.
В III в. до н.э. древнегреческий ученый Эратосфен написал книгу "Географика", впервые применив термины "география", "широта" и "долгота". Книга состояла из трех частей. В первой части была изложена история географии; во второй описаны форма и величина Земли, границы суши и океаны, климаты Земли; в третьей проведено деление суши на части света и сфрагеды - прообразы зон природы, а также сделано описание отдельных стран. Им была составлена и географическая карта населенной части Земли.
Во II в. н.э. древнегреческий ученый Клавдий Птолемей обобщил и систематизировал знания античных ученых о Земле и Вселенной в своем восьмитомном сочинении "Руководство по географии", которое в течение I4 столетий пользовалось такой большой популярностью среди ученых, путешественников, купцов, что было переиздано 42 раза.
"География" Птолемея
Первый глобус был создан немецким ученым Мартином Бехаймом. Его модель Земли увидела свет в I492 г., в год, когда Христофор Колумб отправился к берегам сказочной Индии западным путем. На глобусе были изображены Европа, Азия, Африка, которые занимают около половины все поверхности Земли, и нет Северной и Южной Америки, Антарктиды, Австралии. Атлантический и Тихий океаны представлены как единый водный бассейн, а на месте Индийского океана расположены Восточный Индийский океан и Бурное Южное море, разделенное обширным архипелагом островов. Очертания океанов и материков далеки от действительных, поскольку в основу создания глобуса были положены сведения, основанные на представлениях античных географов и данных арабских и других путешественников, посетивших страны Востока, Индию и Китай.
Первый географический атлас был создан в I570 г. Все мореплаватели XVI и начала XVII в. пользовались этим атласом, который насчитывал 70 (семьдесят) карт большого формата, сопровождаемых объяснительным текстом.
Его создатель - знаменитый голландский картограф Абрахам Артелей. Каждая карта его атласа тщательно выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. На карте полушарий материки Старого и Нового Света были изображены со всеми подробностями, но их очертания еще не соответствовали действительности. Одна из карт посвящена Южному материку (Магеллане), который простирался от Южного полюса до 40-50° юр., дважды пересекал тропик Козерога и был отдален от Южной Америки проливом Магеллана. Огненная Земля и Новая Гвинея были изображены ее полуостровами. А ввел название "атлас" для сборника карт фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в I595 г. "Атлас".
Христофор Колумб впервые предложил практически использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достичь берегов Индии. I6 лет потребовалось ему, чтобы добиться разрешения и средств у испанского правительства на это плавание, и 33 дня на то, чтобы осуществить свою мечту.
В Китае был изобретен магнитный компас. В китайских источниках 4ооо-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшке, который караванщики "берегут пуще всех своих дорогих грузов". В нем "на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути".
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы.
Традиционную для нас ориентировку оп компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели. В начале XIV в. у компаса появилась шкала.
Предполагают, что итальянский мастер Флавия Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название "роза ветров" и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
История картографии изучает основные факты, этапы и закономерности в развитии картографии как отрасли практической деятельности и науки. Это развитие определяется, прежде всего, потребностями материальной жизни общества. Поэтому его нельзя понять и объяснить в отрыве от конкретных общественных условий, вне процесса развития производительных сил и производственных отношений. Возникающие потребности общества вызывают необходимость создания новых географических карт и в связи с этим ставят перед теорией определенные проблемы. Удачная, прогрессивная разработка этих проблем способствует или даже создает необходимые условия для решения практических задач и вместе с тем содействует дальнейшему прогрессу картографической науки.
Изучение истории картографии позволяет понять её современное положение и задачи, яснее видеть перспективы её последующего развития. Изложение истории картографии строится в соответствии с общей исторической периодизацией, поскольку развитие картографии всегда определялась потребностями жизни, запросами производства, сильно изменявшимися в условиях различных общественно-экономических формаций. Разумеется, картографической науке были свойственны и свои внутренние закономерности, связанные с взглядами на её предмет и метод, с прогрессом способов картографического познания действительности, с взаимоотношениями с другими науками и т.д., но эти закономерности имели подчиненное значение и стали отчетливо проявляться лишь в недавнее время.
Основой всякого исторического исследования служат исторические источники - те фактические данные, которые дошли до наших дней от прошлых эпох развития человеческого общества. Для истории картографии особую ценность представляют карты, географические труды и другие письменные источники - непосредственные свидетельства прошлого. К сожалению, подавляющее число географических источников, относящихся ко времени, когда не было еще картопечатания, не дошли до наших дней. Пожары, сырость, обветшание материала и другие причины привели к утрате множества старинных карт.
Простейшие картографические рисунки были известны уже в условиях первобытного общества, ещё до зарождения письменности. Об этом свидетельствуют примитивные картографические изображения у народностей, которые ко времени их открытия или изучения стояли на низких ступенях общественного развития и не имели письменности (эскимосы Северной Америки, нанайцы Нижнего Амура, чукчи и одулы северо-восточной Азии, микронезийцы Океании и т.д.). Эти рисунки, исполненные на дереве, коре и т.п. и нередко отличавшиеся большим правдоподобием, служили для удовлетворения потребностей, возникавших из условий общего труда людей: для указания путей кочевок, мест охоты и т.п.
Сохранились картографические изображения, высеченные на скалах в эпоху первобытного общества. Особенно замечательны относящиеся к бронзовому веку наскальные рисунки в долине Камоника (Северная Италия), и среди них план, показывающий возделанные поля, тропинки, ручьи и оросительные каналы. Этот план принадлежит к числу древнейших кадастровых планов.
В XVII веке особенно широко использовали материалы русской картографии голландцы. Из числа изданных ими карт мы укажем принадлежащие Гесселю Герритсу (1613 и 1614 гг.), Иссааку Массе (1633 год) и Николаю Витсену.
Карты Гесселя Герритса, голландского картографаконца XVI - начала XVII веков, составлены на основании ряда источников, из которых в оглавлении он упоминает по имени только один, очевидно важнейший - рукописную карту Московского государства царевича Федора Борисовича Годунова. Исаак Масса, бывший ряд лет голландским резидентом в Москве, при составлении своей карты, впервые помещенной в "Дополнении к атласу Меркатора", изданному Хондием в 1633 году Амстердаме, руководствовался оригинальными русскими чертежами. По сравнению с предыдущими, карты Гарритса и Массы наглядно демонстрируют колоссальные успехи в развитии географических представлений о России. Однако они почти не касались Сибири. Полная карта России, включая Сибирь, была издана Ветреном конце XVII века. Николай Витсен, крупный государственный деятель нидерландской республики, посетил Москву в 1664-1665 годах. Здесь он сумел получить некоторые русские карты и завязать личные связи, которые позволили ему в течении тридцати с лишним лет значительно пополнить свои материалы, использованные затем при составлении карты. "Главным источником, - по его словам, - были сделанные в Сибири деревянные доски (лубки), на которых были вырезаны чертежи. Многим, по его собственному удостоверению, он также обязан карте Сибири П.И. Годунова".
Уже в допетровскую эпоху в России было известно искусство составления географических чертежей, что доказывает «Большой Чертеж», начавший составляться ещё в XVI веке (по-видимому, по приказу Ивана Грозного) и значительно пополненный в XVII веке. Однако ни "Большой чертеж", и последующие его дополненные и измененные экземпляры до нас не дошли. Сохранилось только приложение к карте - "Книга Большому чертежу". В нем содержались интересные сведения о природе и хозяйственной деятельности населения, б основных дорогах и главных реках как путях сообщения, о "городах" и различных оборонительных сооружениях на границах Русского государства.
О старинных русских чертежах мы можем получить понятие из карты Сибири, составленной в 1667 году по приказанию воеводы П. И. Годунова (копия этой карты сохранилась в Стокгольмском государственном архиве), из сибирского чертежа Ремезова 1701 года и из нескольких чертежей отдельных местностей конца XVII в., сохранившихся в русских архивах. Что касается «Большого Чертежа», то он послужил для составления карты, над которой трудился царевич Фёдор Борисович Годунов и на основании которой были изданы в 1612-14 гг. карты Массы и Герарда в Голландии. Эти карты были первыми сколько-нибудь удовлетворительными генеральными картами России, хотя попытки к составлению таковых делались на Западе и ранее: известна, например, карта Бернардо Агнезе 1525 года, сохранившаяся в венецианском архиве и основанная на расспросных сведениях; карта Вида и особенно карта Герберштейна, который мог пользоваться отчасти и русским чертежом или, по крайней мере, русскими дорожниками.
Некоторые добавления к картографическим сведениям о России, особенно Сибири, были сделаны в XVIII веке — Витзеном и Штраленбергом но со времён Петра I начинается и история правильной русской картографии. Пётр I, интересуясь географией, посылал для съёмок геодезистов (Никиту Кожина и других) и морских офицеров и выписал из-за границы для издания карт граверов Шхонебека и Пикара. Картографические материалы в его время собирались в Сенат, секретарь которого Иван Кирилов был большой любитель географии; благодаря ему был издан первый русский географический атлас из 19 карт, в 1745г.
Петр I считал делом государственной важности составление карты России, которая помогла бы в освоении малоизвестных районов страны, в частности в исследовании морского пути от Новой Земли до "Татарского моря" (очевидно, Тихого океана), где он хотел основать верфи для постройки кораблей, чтобы отправлять их в Китай, Японию и другие страны. По личному указу Петра I два геодезиста - Федор Лужин и Иван Евреинов были посланы в I7I9 г. на Северо-Восток (Дальний Восток). Им, как известно из письменного указа, надлежало выяснить, "сошлась ли Америка с Азией". До этого, отправляя в Персию Волынского (I7I5 г.), Петр I приказал ему выяснить, "нет ли какой реки из Индии", которая впадала бы в Каспийское море, а гвардии майору И. Лихачеву исследовать (I7I8 г.) Иртыш, озеро Зайсан, Черный Иртыш. "Северный морской путь мог получить исполинский речной придаток: Обь - Иртыш - Зайсан - Черный Иртыш. Эта речная дорога устремлялась к воротам восточного Туркестана. Петр предначертал также соединение Оби с Печорой и Камой. Ледовитый и Восточный океаны, Каспий, устье Двины и Зайсан, Необходимый Нос и Большая Земля, Новая Земля и глинобитные города Малой Бухарии - все это могло войти в единый круг".