Зарождение русского социализма А.И. Герцена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:28, реферат

Описание работы

В 40-х годах XIX века на арену политической борьбы в России, сменяя дворянских революционеров, выступили революционеры из разночинной интеллигенции. Это знаменовало собой огромный исторический факт. При этом, революционная инициатива переходила из рук передовых представителей дворянства в руки революционных демократов, выражавших настроение основных масс трудящихся, то есть, прежде всего крестьянства, кровно заинтересованного в устранении крепостного права и в расчистке пути для свободного развития капиталистических отношений.

Файлы: 1 файл

Зарождение русского социализма А.И. Герцена.docx

— 17.41 Кб (Скачать файл)

Зарождение  русского социализма А.И. Герцена

В 40-х годах XIX века на арену политической борьбы в России, сменяя дворянских революционеров, выступили  революционеры из разночинной интеллигенции. Это знаменовало собой огромный исторический факт. При этом, революционная  инициатива переходила из рук передовых  представителей дворянства в руки революционных  демократов, выражавших настроение основных масс трудящихся, то есть, прежде всего  крестьянства, кровно заинтересованного  в устранении крепостного права  и в расчистке пути для свободного развития капиталистических отношений. Учение социализма в России в связи с поздним появлением пролетариата, как класса долго оставалось на уровне утопического мечтания о справедливом строе. Объективно оно выражало демократические требования трудящихся масс крестьянства. Так как борьба крестьян против крепостничества, а затем против его пережитков развертывалось на протяжении многих десятилетий XIX века, идеология крестьянской демократии, зародившись еще до отмены крепостного права, оставалась господствующей в течение всего второго этапа освободительного этапа освободительного движения в России. Основоположниками утопического социализма учения о крестьянской демократии в России были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. «Герцен - основоположник «русского» социализма, «народничества» писал В. И. Ленин. В поле зрения русской интеллигенции (затем и теоретиков общественного развития) попадает совершенно новый предмет – народ. Многие передовые люди России в середине XIX столетия были охвачены утопическими представлениями о возможности перехода страны к социализму через преобразования общины с ее коллективистской сущностью. Теоретические основы народнической концепции социализма и путей его достижения в условиях России были разработаны А. И. Герценом, видевшим в русских крестьянах «истинных носителей социализма, прирожденных коммунистов, в противоположность рабочим стареющего, загнивающего европейского Запада, которым приходится лишь искусственно вымучивать из себя социализм». «Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей», народничества. Однако программа преобразований, выдвинутая Герценом и впоследствии воспринятая народниками, в реалии привела бы не к социализму, а создала бы наиболее благоприятные, свободные от всяких крепостнических пут, условия для развития капитализма.

Народничество —  идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х - 1910-х годах, ориентированная  на «сближение» с народом в  поиске своих корней, своего места  в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской  историографии народничество считалось  вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.

В идейных спорах 40-х годов Герцен выступал как  один из вождей западников, которые, в  противовес славянофилам, отстаивали прогрессивность вхождения России в «европейский мир». В 50-е годы Герцен вроде бы меняет фронт: он говорит  об особом пути и особом пред- назначении России.

Он видел особое призвание России в том,  чтобы  соединить  западные  идеи социализма с народными основами русской крестьянской общины и показать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации человека человеком.«Идея социальной революции—идея  европейская.  Из  этого  не  следует,  что именно западные народы более способны ее осуществить» '. Так писал Герцен в1854 г.

   Залогом русской   социальной  революции  он  считал  крестьянскую  общину, отсутствие развитой  частной  собственности крестьян  на  землю,  традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. Эти национальные особенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях. Русских  рабочих  по психологическому складу он считал теми же крестьянами и  полагал,  что  они принципиально  отличны  от  западноевропейских.   На   стихийный   общинный социализм (в других местах он  употребляет  понятие  «коммунизм»)  возлагал Герцен свои надежды, противопоставляя его как крепостничеству,

так и капитализму.

   Община испокон  веков существовала в русской деревне, однако до 40-х годов XIX в. несколько загадочным образом почти не привлекала  внимания  ученых  и писателей. Может быть, потому, что она была чем-то  абсолютно  органическим, очевидным и потому незаметным.

Своеобразная честь  привлечь к  общине  внимание  русских  выпала  прусскому социологу и этнографу Августу Гакстгаузену, который  с  благословения и с помощью царского правительства совершил в 1843 г.  большое путешествие по России,  итогом  которого  явился  изданный в Германии  трехтомный   труд «Исследование внутреннего состояния народной жизни и в особенности сельских учреждений России» (1847—1852  гг.)  '.  Здесь-то  Гакстгаузен  и  «открыл» общину, объявив ее  в  высшей  степени  благотворным  учреждением,  которое способствует   сохранению   «добрых»   патриархальных    отношений    между крестьянами, помещиками и  правительством.  Впрочем,  несмотря  на  сугубый монархизм автора, третий  том  труда  Гакстгаузена,  трактующий  вопрос  об общине, был все же допущен в Россию без права перевода на русский язык.

    Книга  Гакстгаузена пришлась в России  ко времени, чем  и  объясняется  ее необыкновенный общественный резонанс. Реакционные круги, вплоть до  правых славянофилов, стремились  использовать  его  «открытие»  для увековечения «патриархальных» крепостнических отношений. Герцен и другие  революционные демократы, критикуя монархизм и замаскированное  крепостничество  автора, хотели видеть, независимо от  этого,  в русской  общине  прообраз  ячейки социализма. Во второй половине XIX в. сельская община оказалась  в  центре дискуссий по вопросам общественного развития России.

    Общине  были присущи элементы демократии, порой  защищавшие  крестьянскую массу как от произвола помещиков и правительства, так и  от  нарождавшихся кулаков-мироедов. Но в конкретных условиях предреформенной и пореформенной России община могла стать и стала преимущественно учреждением,  в  котором воплотились не социалистические,  а феодально-крепостнические отношения

Информация о работе Зарождение русского социализма А.И. Герцена