Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста………………………………………………………………………………6
1.1. Проблема адаптации. Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………..6
1.2. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...13
1.3. Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ………………...18

Глава 2. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения………………………….25
2.1 Диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста в ДОУ……………………………………………………………………...25
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ……………………………………………………………30
Заключение………………………………………………….………………………35
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

урезка диплом с практической частью.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на основании результатов анкетирования мы выяснили, что отношения детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но и в самоощущении и самовосприятии ребенка, его личностном развитии. В

 

в психолого-педагогической помощи при прохождении адаптации к ДОУ. В этой связи, мы предложили психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ, что будет рассмотрено в следующем параграфе.

 

 

2.2. Психолого-педагогическое  сопровождение процесса адаптации  детей раннего возраста к ДОУ

Анализ экспериментальных данных нашего исследования в исследуемой группе в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:

  • воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
  • часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является

 

 

 

ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза: частые соматические  заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой  активности (длится примерно 1 месяц).

2. Подострая фаза: все сдвиги  первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).

 

 

 

Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта.

Начинать работу необходимо весной. Получив в марте от заведующей список детей, мы организуем “Первичное визитирование” (приложение 2) и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию (приложение 4). О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители

 

 

 

заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания.

Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Анкеты родители получают заранее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.

Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе. Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития  социальных навыков.

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

 

 

 

 

Заключение

Данная работа посвящена изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Ее актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.

Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.

В ходе анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что:

1. Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация.

В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных

 

 

необходимо сделать по возможности более плавным.

2. Поступление в

 

 

 

быть подобраны игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с окружающими взрослыми детского сада.

4. Анализ литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием экспериментального исследования.

Наше исследование проходило в детском дошкольном учреждении № 28 «Флажок», г. Арзамаса, Нижегородской области. В исследовании участвовали 16 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 9 девочек и 7 мальчиков), посещающие ясельную группу.

С целью исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нами были проведены: наблюдение и анкетирование родителей.

На основании результатов анкетирования мы выяснили, что отношения детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но и в

 

 

 

процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Таким образом, продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя в нем спокойно и уверенно

 

 

каждого ребенка и облегчить процесс адаптации.

Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза о том, что своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволит предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нашла своё подтверждение.

Проведённое исследование призвано помочь воспитателям и психологам детских дошкольных учреждений в практической работе по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Перспективным направлением может стать более углублённое исследование педагогических возможностей условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.

 

Список литературы

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2007. –№ 5. – С.49 – 53; № 6 – С.46 –51.
  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2006. – 304 с.

  1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / Вопросы психологии. - № 1, - 2000. – С. 22-29
  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Глава 4.  Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков. - М.: Просвещение, 1998. - 368с.
  3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -  Воронеж: Учитель. - 2008. – 264с.
  4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1998. - 270 с.
  5. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 189с.
  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, - М.: Просвещение, 2000. – 216с.
  7. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1994. – 207 с.
  8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. - М, 2003. – 144 с.
  9. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. - 2007. – 248с.
  10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет, - М.: Интор, 2006. – 157с.
  11. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте. Вопросы психологии. - № 3. – 2005. – С 18-26.
  12. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. –  Ростов – на – Дону, Феникс , 2008 . – 243с.
  13. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Педагогика, 1999. - С. 220.
  14. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к  посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – с.66 – 77.
  15. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 2000. - 192 с.
  16. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Т., Пиаже Ж. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин.  - М.: Педагогика, 1997. – 414с.
  17. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – c.34 – 37.
  18. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь. – 2008. – 164с.
  19. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателей дет.садов. – М.: Просвещение, 2000. – 145с.
  20. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.
  21. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду //Дошкольное образование. - № 5 (77). - 2002. – С 31-45.
  22. Морозова Е. И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.
  23. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Ж-л Альманах института коррекционной педагогики РАО. - № 4. - 2008. – С. 17-26
  24. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Медицина, 1994. – 316с.
  25. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998. - 263 с.
  26. Остроухова А. Успешная адаптация / Обруч. - №  3. – 2008. – С. 16 – 18.
  27. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.З, кн.2., - М.: Педагогика, 1999. – 354с.
  28. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное  развитие –  М.,  Мозаика Синтез, 2004. – 244с.
  29. Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому учреждению. МГППУ. – М.: Акадения, 2007. – 189с.
  30. Психологический словарь /  Авт. – сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймерова. – Ростов – на –Дону: Феникс, 2008. – 640 с.
  31. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – № 2. - 2003. – С. 12-18.
  32. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2008. – 187с.
  33. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1999. - №20. - С.74-79.
  34. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: - Книголюб. – 2009. – 184с.
  35. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. – Новосибирск: Институт психологии личности. – М.: Педагогика, 2006. – 296с.
  36. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 1990. - 254 с.
  37. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. - М., Школа-Пресс, 2005. – 162с.
  38. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М.: Академия, 2000. – 208с.
  39. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006.   – № 3, - № 4.  – С . 46 – 51.
  40. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н\Д: изд-во Феникс, 2009. - 450 с.
  41. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей  дошкольного возраста – C – Петербург.:Речь, 2005. – 154с.
  42. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: Педагогика, 2001. - 221с.

 

Приложения

Приложение 1

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

 

Фамилия, имя ребенка Сева С.

Возраст 1,11 Дата поступления 12 августа 2009

 

Адаптационные дни

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

     

Настроение

               

Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник

               

Сон:

Засыпание

Длительность

 

-

30 мин

 

-

30 мин

 

-

45 мин

 

+

30 мин

 

+

+

     

Активность:

В игре

В речи

 

-

-

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

     

Взаимоотношение с детьми

-

-

±

+

+

     

Взаимоотношения со взрослыми

-

-

+

+

+

     

Условные обозначения:

Положительно +    Неустойчиво   ±     Отрицательное   -     Болел – б     Находился дома – Д

 

 

 

 

 ЛИСТ АДАПТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

 

Фамилия, имя ребенка Ксюша С.

Возраст  2,9 Дата поступления 14.09.2009

 

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения