Агрессивное поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 95.87 Кб (Скачать файл)

Агрессия принимает самые  разнообразные формы-явные или  латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для  обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более  позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.

Привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие,  принуждение, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе [9].

В современной психологии различают понятия «агрессия» и  «агрессивность». Первое обычно рассматривается  как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в  готовности к агрессии, а также  в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Различные исследования показывают, что агрессивность закладывается  в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни [3].

Далее мы рассмотрим типологию  агрессивного поведения.

  1. Типология агрессивного поведения у детей

Все мы, естественно, относимся  к проявлению агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное  отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в  целом. Между тем это не совсем правильно: многие исследователи отмечают, что агрессия - естественное свойство человека, неотъемлемая часть его  жизни, а вовсе не социальная или  клиническая патология.

Наше отрицательное отношение  к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия - агрессию и насилие. Насилие - специфический  человеческий феномен: оно выходит  за пределы целесообразности и является целевым. Основной мотив насильственного  поведения - самоутверждение за счет другого [3].

Агрессия есть активная форма  выражения эмоции гнева, которая  проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Гнев одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Эмоция гнева служит активатором  агрессии [32].

В современном обществе большую  озабоченность педагогов вызывает детское агрессивное поведение. Психологи давно изучают причины  негативного поведения людей, приемы и методы для его предотвращения. А всякое ли проявление агрессии вредит человеку? Не исчезнут ли вместе активность личности, ее интерес к жизни, настойчивость  и целеустремленность [8].

Ведь еще Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная»  агрессия, которая служит делу выживания  человека. Она имеет биологические  корни и затухает, как только исчезает   опасность.   Другой   вид   представляет «злокачественная» агрессия - это жестокость, которая свойственна только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами [31].

Но, к сожалению, в качестве основных методов борьбы с детской  жестокостью и насилием взрослые используют запрет и подавление. При  этом уничтожаются оба вида агрессивности, что делает ребенка незащищенным, а потому подверженным обидам, унижению, даже избиению.

Порой, констатируя, что поведение  негативно, педагоги ориентируются  на результат: есть разрушение - есть агрессия. На самом деле нормальная детская  активность часто сопровождается непроизвольными  действиями: ребенок может что-то сломать, испортить, доставить боль близкому человеку.

Следует различать активность и агрессивность, которые дифференцируются по целям: первая несет в себе созидание, а вторая - разрушение. Первая всегда сопровождается положительными эмоциями, например, радость познания. Вторая - отрицательными (злостью, ненавистью). Различны и проявляющиеся эмоции: при активности - это разочарование, сочувствие, вина, при агрессивности  — удовольствие.

Злокачественная агрессивность, безусловно, требует педагогического  вмешательства, так как провоцирует  появление других негативных эмоций и поведения [8].

В настоящее время существует множество видов классификаций  агрессии.

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направлен-ность на окружающих, характеризующая открытое проявление агрессии в адрес кон- кретных лиц, либо на без- личные обсто- ятельства, предметы или социальное окружение. Ребенок наб- расывается с кулаками на своего обид- чика или «срывает злость» на окружающих, издевается над живот- ными, портит вещи обидчика. 

Аутоагрессия - направленность на себя, характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызением совести», занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает губы, царапает себя  и тому подобное) [31].

 

Разделение по причине  появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответ- ную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конф- ликт и пр.).

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

 

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку. 

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: ребенок, который обиделся на друга и избил его.

 

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хам ство, приме- нение физи- ческой силы или угрозы расправы. 

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

 

Разделение по форме проявлений

Вербальная- косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляется она в различных выска- зываниях в виде жалоб; демонстра- тивного крика,на правленного на устранение сверстника; 

прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы проявления как дразнилки и  оскорбления.

Экспрессивная  представляет со бой непосредственное нападение на сверстника и причинение ему физичес кой боли и унижение. Мо жет принимать две формы  символическую и реаль ную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок по казывает кулак товарищу или пугает его); реальная - это уже непо средственное физическое нападение (у детей принимает формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

Физическая-- направлена на принесение какого-либо материального  ущерба другому через непосредственные физические дейст вия. Это может  быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает чужую пост ройку из кубиков или мажет  красками  рисунок друга); уничтожение или порча чужих вещей (ребе нок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовле творением наблюдая, ужас и слезы ее владельца).



Агрессивное поведение уже  в раннем возрасте принимает разнообразные  фор мы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из кото рых может иметь  прямые и косвенные формы. Наиболее часто у подавляющего большин  ства детей наблюдается прямая и  косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессив ных фантазий («Позову бандитов, они тебя по бьют и завяжут») до прямых оскорблений, у не которых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме, причем они  постоянно меняются, переходя друг в друга [43].

Среди психологических особенностей, провоци рующих агрессивное поведение, обычно вы деляют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уро вень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нару шения  в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.

Сравнительный анализ данных показателей  агрессивных и неагрессив ных детей  показывает: пер вые мало чем отличаются от вторых. Так уро вень развития их интеллекта в среднем соот ветствует возрастной норме, а у некоторых да же превышает. У многих зафиксирован доста точно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представлен ные, например, на картинках.

Существенные различия прояв  ляются в процессе реального взаимодейст  вия. В ситуации совместной деятельности, агрессивные дети проявляют меньший  интерес к работе партнера, а если и проявляют, то только отрицательное  и с одной мотиваци ей: вырвать  рисунок, испортить; не уступить свой предмет (карандаш, детали мозаики). Эти данные дают основание пола гать, что главная  отличительная черта агрес сивных детей - их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них - противник, конку рент, препятствие, которое нужно устранить.

Агрессивный ребенок враждебные намере ния и чувство пренебрежения  обычно припи сывает другому. Проявляется  это в представлении о своей  недооцененности со стороны сверстников; в приписывании агрессивных намерений  при решении конфликтных ситуаций;  в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.

Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в жестоком мире. Агрессивные  дети очень часто подозрительны  и насто рожены, любят перекладывать  вину за затеянную ими ссору на других. Дети часто не могут сами оценить свою агрес сивность. Они  не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть  именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят  окружающих, а те, в свою очередь  боятся их [34].         

В детском саду часто можно  встре тить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно  дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Воспитателю приходится не легко  с ними: они не знают, как посту  пать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают [34].

В каких-то случаях агрессивность  может проявлять ся, как симптом  нервно-психического за болевания, однако это встречается не так часто, чтобы можно было гово рить о биологической  предопределен ности агрессивности  у детей. На мой взгляд, определяющее значение для фор мирования агрессивности  у детей имеют отношения в  семье, особенности лич ности  самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные  смыслы и цен ности (Приложение 1).  

Опыт работы с агрессивными деть ми позволил психологам выделить две группы детей, агрессив ность  которых имеет различную природу [48].

Первую группу агрессивных  детей отличает то, что родители не занимаются ими, дети предоставлены  сами себе, между членами семьи  существуют кон фликтные, напряженные  отношения, в которые вовлечены  и дети. Ребенка под вергают  строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто члены семьи  употребляют алкоголь. Обычно в таких  семьях отсутствует отец, если же он есть, но воспитанием ребенка не за нимается. Отношение же матери к  ребен ку отличается неприятием его  как лич ности, предъявлением  завышенных требований к нему, подчеркиванием его не умелости. За любые  проступки ребенка строго наказывают.

О том, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядно свидетельствуют их ри сунки. Как правило, у таких детей  завышенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они  себя сами. В желаниях детей, отчетливо  выражена потребность в материнской  любви и признании. Дети из этой группы выражают желание иметь друзей. Агрессивность  детей этой группы - это реакция  на неудовлетворяющие их отношения  с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсут  ствие любви и признания со стороны ро дителей, вызывает развитие агрессив ности как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивные дети второй группы отличаются не только тем, что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотивацией, самооценкой). В отличие  от детей первой группы, они не испытывают не достатка в любви и признании  со сторо ны родителей. Характерной  особен ностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы, сами проявляют агрессивность и  враж дебность по отношению к окружающему  миру. Такой тип воспитания спо  собствует развитию агрессивности  толь ко у мальчиков. В своей практике мы не сталкивались с агрессивными девочками, родители которых придерживались та ких жизненных ценностей [48].

Для воспитательной позиции  роди телей характерно стремление сделать  из своего сына "настоящего мужчину". Ро дители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью  силы, стре мление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка  в отноше нии себя. Отцы считают, что ребенок должен уметь постоять за себя. Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам  и обвиняя других. Ребенка редко  нака зывают, в отличие от агрессивных  детей из первой группы.

У детей второй группы - завышенная самооценка, они ставят себя на первое место,  как им кажет ся, оценка родителей совпадает с их собственной. Дети не выска зывают желания иметь друзей.

Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией роди телей, отли чающейся потребительским  отношением к окружающему миру, враждебностью  к другим людям, стремлением достигать  цели особыми средствами. Такие цен  ности и установки впитываются, усваи ваются ребенком и переносятся  им на собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада.

Природа агрессивности в  обоих случаях совершенно разная: у детей первой группы агрессивность  носит защитный характер и обусловлена  неудовлетворением такой базовой  потребности, как потребность в  любви и принятии ребенка родителями; во втором случае она является следствием усвоенных от родителей соответ  ствующих ценностей и установок, агрес сивных форм поведения [48].

Американский психолог М. Альворд выделяет ряд характерологических  особенностей агрессивных детей. Выделение  особенностей весьма важно, так как  именно эти особенности агрессивных  детей являются предметом коррекционной  работы (Приложение 2) [27].

Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном  случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого, Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит так (Приложение 3). 

Итак, обобщая все перечисленные  классификации и категории, можно  говорить о том, что к любому проявлению агрессии ведут такие факторы, как  ситуация и раздражители, возраст, индивидуальные психологические особенности, (нарушения  в мотивационной, эмоциональной, волевой  или нравственной сферах), но решающую роль в формировании агрессивного поведения  личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное физическое и социальное окружение (дезинтеграция семьи, нарушение  эмоциональных связей в системе  детско-родительских отношений, особенности  стиля воспитания)[7].

Далее мы рассмотрим особенности  развитие агрессивного поведения в раннем возрасте.

Информация о работе Агрессивное поведения