Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа
Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10
Агрессия принимает самые разнообразные формы-явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.
Привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, принуждение, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе [9].
В современной психологии
различают понятия «агрессия» и
«агрессивность». Первое обычно рассматривается
как отдельные действия, поступки,
второе - как относительно устойчивое
свойство личности, выражающееся в
готовности к агрессии, а также
в склонности воспринимать и интерпретировать
поведение другого как
Далее мы рассмотрим типологию агрессивного поведения.
Все мы, естественно, относимся к проявлению агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем это не совсем правильно: многие исследователи отмечают, что агрессия - естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология.
Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия - агрессию и насилие. Насилие - специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым. Основной мотив насильственного поведения - самоутверждение за счет другого [3].
Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Гнев одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Эмоция гнева служит активатором агрессии [32].
В современном обществе большую
озабоченность педагогов
Ведь еще Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека. Она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это жестокость, которая свойственна только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами [31].
Но, к сожалению, в качестве основных методов борьбы с детской жестокостью и насилием взрослые используют запрет и подавление. При этом уничтожаются оба вида агрессивности, что делает ребенка незащищенным, а потому подверженным обидам, унижению, даже избиению.
Порой, констатируя, что поведение негативно, педагоги ориентируются на результат: есть разрушение - есть агрессия. На самом деле нормальная детская активность часто сопровождается непроизвольными действиями: ребенок может что-то сломать, испортить, доставить боль близкому человеку.
Следует различать активность и агрессивность, которые дифференцируются по целям: первая несет в себе созидание, а вторая - разрушение. Первая всегда сопровождается положительными эмоциями, например, радость познания. Вторая - отрицательными (злостью, ненавистью). Различны и проявляющиеся эмоции: при активности - это разочарование, сочувствие, вина, при агрессивности — удовольствие.
Злокачественная агрессивность, безусловно, требует педагогического вмешательства, так как провоцирует появление других негативных эмоций и поведения [8].
В настоящее время существует множество видов классификаций агрессии.
|
Агрессивное поведение уже в раннем возрасте принимает разнообразные фор мы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из кото рых может иметь прямые и косвенные формы. Наиболее часто у подавляющего большин ства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессив ных фантазий («Позову бандитов, они тебя по бьют и завяжут») до прямых оскорблений, у не которых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга [43].
Среди психологических особенностей, провоци рующих агрессивное поведение, обычно вы деляют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уро вень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нару шения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.
Сравнительный анализ данных показателей агрессивных и неагрессив ных детей показывает: пер вые мало чем отличаются от вторых. Так уро вень развития их интеллекта в среднем соот ветствует возрастной норме, а у некоторых да же превышает. У многих зафиксирован доста точно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представлен ные, например, на картинках.
Существенные различия прояв
ляются в процессе реального взаимодейст
вия. В ситуации совместной деятельности,
агрессивные дети проявляют меньший
интерес к работе партнера, а если
и проявляют, то только отрицательное
и с одной мотиваци ей: вырвать
рисунок, испортить; не уступить свой предмет
(карандаш, детали мозаики). Эти данные
дают основание пола гать, что главная
отличительная черта агрес
Агрессивный ребенок враждебные
намере ния и чувство пренебрежения
обычно припи сывает другому. Проявляется
это в представлении о своей
недооцененности со стороны сверстников;
в приписывании агрессивных намерений
при решении конфликтных
Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в жестоком мире. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насто рожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Дети часто не могут сами оценить свою агрес сивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их [34].
В детском саду часто можно встре тить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Воспитателю приходится не легко с ними: они не знают, как посту пать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают [34].
В каких-то случаях агрессивность
может проявлять ся, как симптом
нервно-психического за болевания, однако
это встречается не так часто,
чтобы можно было гово рить о биологической
предопределен ности
Опыт работы с агрессивными
деть ми позволил психологам выделить
две группы детей, агрессив ность
которых имеет различную
Первую группу агрессивных детей отличает то, что родители не занимаются ими, дети предоставлены сами себе, между членами семьи существуют кон фликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка под вергают строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто члены семьи употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, но воспитанием ребенка не за нимается. Отношение же матери к ребен ку отличается неприятием его как лич ности, предъявлением завышенных требований к нему, подчеркиванием его не умелости. За любые проступки ребенка строго наказывают.
О том, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядно свидетельствуют их ри сунки. Как правило, у таких детей завышенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами. В желаниях детей, отчетливо выражена потребность в материнской любви и признании. Дети из этой группы выражают желание иметь друзей. Агрессивность детей этой группы - это реакция на неудовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсут ствие любви и признания со стороны ро дителей, вызывает развитие агрессив ности как у мальчиков, так и у девочек.
Агрессивные дети второй группы
отличаются не только тем, что растут
в социально благополучных
Для воспитательной позиции роди телей характерно стремление сделать из своего сына "настоящего мужчину". Ро дители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стре мление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отноше нии себя. Отцы считают, что ребенок должен уметь постоять за себя. Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко нака зывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы.
У детей второй группы - завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, как им кажет ся, оценка родителей совпадает с их собственной. Дети не выска зывают желания иметь друзей.
Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией роди телей, отли чающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие цен ности и установки впитываются, усваи ваются ребенком и переносятся им на собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада.
Природа агрессивности в
обоих случаях совершенно разная:
у детей первой группы агрессивность
носит защитный характер и обусловлена
неудовлетворением такой
Американский психолог М. Альворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей. Выделение особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы (Приложение 2) [27].
Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого, Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит так (Приложение 3).
Итак, обобщая все перечисленные классификации и категории, можно говорить о том, что к любому проявлению агрессии ведут такие факторы, как ситуация и раздражители, возраст, индивидуальные психологические особенности, (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное физическое и социальное окружение (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания)[7].
Далее мы рассмотрим особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте.