Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа
Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10
Работа с родителями предполагает
индивидуальную работу в форме консультаций
и обучения эффективным способам
общения со своим ребёнком (например,
тренинг детско-родительских отношений);
групповую в виде родительских собраний
и просвещения, т.е. информирования
об агрессивности в детском
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком [29].
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога».
Представляется необходимым именно на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева, что бы уже к 5-6 годам у ребенка сформи ровалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адап тации и саморегуляции [24].
Основными способами снижения аг рессивности детей раннего возра ста являются: игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование, прослушивание музыки); песочная терапия; сказкотерапия, упражнения на ус тойчивость к стрессу.
Остановимся подробнее на нескольких по следних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 2 лет. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям в этом помогут такие упражнение как «Мешочек для криков» [29].
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.
Сказкотерапия как способ
преодоления агрессивности
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных построек отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство. Для снятия физического напряжения ребёнка можно использовать игры с песком, водой и глиной (Приложение 8).
Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача [36].
Представим далее практические рекомендации для родителей по профилактике агрессивного поведения (Приложение 9, 10).
Для того чтобы действительно помочь детям, которые испытывают трудности в поведении, педагогу необходимо выполнять следующие рекомендации (Приложение 11).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители и педагоги должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт [23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели различные теории, объясняющие происхождение агрессивности. Анализ теорий позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.
Мы определили, что агрессия в человеке заложена биологически. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Анализ литературы позволил узнать, что в современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Нами были рассмотрены различные виды классификации агрессии. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда.
Но по каким бы признакам не делили агрессию, совершенно ясно, что человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Мы увидели, что в появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы: возраст, индивидуальные особенности, социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека; немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи; сцены насилия, де монстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способст вуют повышению уровня агрессивности зрителей и в первую очередь, детей.
По сути, самой главной
причиной агрессивного поведения детей
является нежелание родителей
Отсюда, работу по коррекции и профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.
Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.
Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании агрессивных детей, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособлен- ности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.
Рассмотрев психологические особенности агрессивных детей, мы узнали, что существует мнение: агрессивных детей отличает неверная самооценка - завышенная или заниженная.
Выяснили, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.
Нами были разработаны рекомендации по предупреждению агрессивного поведения и снятию агрессивности в раннем детском возрасте.
В заключении можно сделать следующие выводы.
Агрессивность – это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.
Детская агрессивность есть
комплексное, личностное образование,
а причинами агрессивного поведения
могут быть как психологические
(нарушения в мотивационной, эмоциональной,
волевой или нравственной сферах),
так и социально-
Обзор взаимосвязи между
стилем семейного руководства, отношений
родителей к ребенку и
Нами было проведено эмпирическое исследование. В результате было выявлено, что после проведения занятий по составленной нами примерной программе профилактики агрессивного поведения детей раннего возраста, результаты улучшились и мы выявили снижение уровней агрессивности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по профилактике агрессивного поведения детей, ее изучение должно быть продолжено.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение 1.
Стили родительского воспитания
(в ответ на агрессивные действия ребёнка)
Стратегия воспитания |
Конкретные примеры стратегии |
Стиль поведения ребёнка |
Почему ребёнок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка |
«Прекрати!» «Не смей так говорить». Родители наказывают ребёнка. |
Агрессивный ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время. |
Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения. |
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка |
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал. |
<p class="Normal_0020Table" style=" margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt; margin-left: 0pt; text-align: left; text-indent: 0pt; |