Агрессивное поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 95.87 Кб (Скачать файл)

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

Работу с родителями агрессивных  детей целесообразно проводить  в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины  ее появления, чем она опасна для  ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с  ребенком [29].

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке  психолога».

Представляется необходимым  именно на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева, что бы уже к 5-6 годам  у ребенка сформи ровалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адап тации и саморегуляции [24].

Основными способами снижения аг рессивности детей раннего  возра ста являются: игры, хоровое  пение, творческая деятельность (лепка, рисование, прослушивание музыки); песочная терапия; сказкотерапия, упражнения на ус тойчивость к стрессу.

Остановимся подробнее на нескольких по следних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 2 лет.  Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям в этом помогут такие упражнение как  «Мешочек для криков» [29].

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать  жертве, его агрессия в следующий  раз будет слабее. Именно с этой целью  в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми раннего возраста. Сказка - это образ, принадлежащий  и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский.

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Песочная терапия помогает ребёнку  с помощью построения  песочных построек отразить все свои переживания, негативные чувства на песке.  Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство. Для снятия физического напряжения ребёнка можно использовать игры с песком, водой и глиной (Приложение 8).

Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача [36].

Представим далее практические рекомендации для родителей по профилактике агрессивного поведения (Приложение 9, 10). 

Для того чтобы действительно  помочь детям, которые испытывают трудности  в поведении, педагогу необходимо выполнять  следующие рекомендации (Приложение 11).

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

  1. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности.
  2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
  3. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.

Для преодоления детской  агрессии в педагогическом арсенале родители  и педагоги должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт [23].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психологическую  и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели  различные теории, объясняющие происхождение  агрессивности. Анализ теорий позволяет  заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники  имеют достаточно близкие точки зрения.

Мы определили, что агрессия в человеке заложена биологически. По сути, агрессия может быть как  позитивной, служащей жизненным интересам  и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Анализ литературы позволил узнать, что в современной психологии различают понятия «агрессия» и  «агрессивность». Первое обычно рассматривается  как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в  готовности к агрессии.

Нами были рассмотрены  различные виды классификации агрессии. В качестве одного из полюсов большинство  из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение  результата, а не нанесение вреда.

Но по каким бы признакам  не делили агрессию, совершенно ясно, что  человек обычно проявляет сразу  несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Мы увидели, что в  появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы: возраст, индивидуальные особенности, социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.

Характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями человека; немаловажную роль в формировании агрессивного поведения  играют взаимоотношения ребенка  с другими детьми вне семьи; сцены  насилия, де монстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способст вуют повышению уровня агрессивности  зрителей и в первую очередь, детей.  

По сути, самой главной  причиной агрессивного поведения детей  является нежелание родителей разбираться  в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру.

Отсюда, работу по коррекции  и профилактике агрессивного поведения  у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим  ребенком, но и с его родителями.

Необходимо отметить, что  недостаток ласки, внимания, доброты  в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла  ребёнок испытывает на всех последующих  этапах своего развития.

Таким образом, актуальной проблемой  на сегодняшний день в воспитании агрессивных детей, при определенной несформированности у них навыков  коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных  тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособлен- ности, включение  в жизнь группы, накопление опыта  положительного взаимодействия.

Рассмотрев психологические  особенности агрессивных детей, мы узнали, что существует мнение: агрессивных  детей отличает неверная самооценка - завышенная или заниженная.

Выяснили, что главной  отличительной чертой агрессивных  детей является их отношение к  сверстнику. Другой ребенок выступает  для них как противник, как  конкурент, как препятствие, которое  нужно устранить.

Нами были разработаны  рекомендации по предупреждению агрессивного поведения и снятию агрессивности  в раннем детском возрасте.

В заключении можно сделать  следующие выводы.

Агрессивность – это способ поведения человека, через которое  он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или  способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает  детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения  могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические  факторы (дезинтеграция семьи, нарушение  эмоциональных связей в системе  детско-родительских отношений, особенности  стиля воспитания).

Обзор взаимосвязи между  стилем семейного руководства, отношений  родителей к ребенку и агрессивным  поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться  на детях раннего возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское  учреждение) является первым этапом социализации ребенка.

Нами было проведено эмпирическое исследование. В результате было выявлено, что после проведения занятий  по составленной нами примерной программе  профилактики агрессивного поведения  детей раннего возраста, результаты улучшились и мы выявили снижение уровней агрессивности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по профилактике агрессивного поведения  детей, ее изучение должно быть продолжено.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Агрессивное поведение у детей. [Электронный ресурс] // Мой компас:http: [web-сайт]. 16.12.2008. // <moikompas.ru/compas/agressia_deti> (26.01.2009.)
  2. Андриенко, Е.В. Социальная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших  педагогических учебных заведений  / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.- 264с.     Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М., 1995.  - 36 с.
  3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: 1996. – 232 с.
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1988
  5. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] : учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав.- СПб.: Речь, 2007.- 144с.   Берон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Берон, Д. Ричардсон. -  СПб., 2001.
  6. Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1995.
  7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. – 88 с.
  8. Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов.  - М., 1988. – 207 с.
  9. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58.
  11. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- с.17-21.
  12. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] // Вопросы психологии. – 1972. - №2.
  13. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? [Текст] / Е.М. Волкова.- М.: Профиздат,1992.
  14. Детская агрессивность. [Электронный ресурс] // Надежда: [web-сайт].  31.10.2008. <http://www.babyblog.ru/user/Nadezhda/234415>  (01.02.2009) Давыдов, В.В. Принципы развития в психологии [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Изд-во АНН СССР, 1987.
  15. Детский психолог [Текст] / Под ред. Е.И.Рогова. – Вып.1. – Ростов на Дону, 1992.
  16. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  17. Зотова, О.И. Проблемы отклоняющегося поведения: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / О.И. Зотова. – М.: Наука, 1996.
  18. Заостровцева, М.Н. Агрессивность дошкольников [Текст]: коррекция поведения / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 112с.
  19. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Текст] / И.С. Зимина // Педагогика.- 2003.- №5.- С. 14-18.
  20. Змановская, Е.В. Девиантология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений  / Е.В. Змановская.- М.: Академия, 2003.- 288с.
  21. Игротерапия для детей и родителей. Игры, которые лечат. [Электронный ресурс] // Маленький. ру: [web-сайт]. 01.12.2006. <http://malenkiy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=680&Itemid=7> (20.03.2009).   Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям [Текст] /  Л.Ю. Иванова. – М., 1993.
  22. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1980. – 214 с
  23. Кудрявцева, Л. Типология агрессии у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование.- 2005.- №8.- С. 193-195.
  24. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением [Текст] / И. Кухранова // Воспитание школьников.- 2002.- №10.- С. 31-32 Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  25. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
  26. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-с.64-66.
  27. Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
  28. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. –М.: Политиздат, 1990.
  29. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. – 1992. - №112.
  30. Куликов, Л.В. Психические состояния [Текст] / Л.В. Куликов. – М.: Просвещение, 1990.
  31. Лазурс, Р.С. Теория стресса и психологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / Р.С. Лазурс. – Л., 1990.
  32. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. – 1989.- №6.
  33. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. – 1989.- №6. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. [Текст]: комплексная программа / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2003.- 190с.
  34. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст]: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000.- 192с.
  35. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб, 1997.
  36. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999.
  37. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст]: цели, задачи и основные принципы / И.М. Марковская.- СПб.: Речь,  2005. - 150с.
  38. Мурашова, Е.В. Понять ребенка [Текст]: психологические проблемы ваших детей / Е.В. Мурашова.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004.- 280с.
  39. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. – 1992 г, № 1-2.
  40. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова.- М.: Тривола, 1995
  41. О причинах детской агрессивности  [Электронный ресурс] //  Полевая Елена. Источник: lychik.ru  [web-сайт].   30.11.2007.  <http://puzkarapuz.ru/2007/11/30/o_prichinakh_detskojj_agressivnosti.html> (15.02.2009.)
  42. Общение дошкольника со сверстниками   [Электронный ресурс] // Е.О. Смирнова: [web-сайт]. 05.10.2008. <http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml> (05/02/2009).
  43. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Сб. статей [Текст] / Отв. ред. М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1989.
  44. Психология формирования и развития личности [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1981.
  45. Паренс, Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. – М.: Наука, 1997.
  46. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. – 1991. - № 1.
  47. Родителям на заметку. [Электронный ресурс] // Проект 2092 [web-сайт]. 14.11.2008. <http://fio.novgorod.ru/projects/project2092/index.htm> (21.03.2009.)

 

       

Приложение 1.

Стили родительского воспитания

(в ответ на агрессивные  действия ребёнка)

Стратегия

воспитания

Конкретные

примеры

стратегии

Стиль

поведения

ребёнка

Почему

ребёнок так

поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка

«Прекрати!»

«Не смей так говорить».

Родители наказывают ребёнка.

Агрессивный ребёнок может  прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте  и в другое время.

Ребёнок копирует родителей  и учится у них агрессивным  формам поведения.

Игнорирование агрессивных  вспышек ребёнка

Родители делают вид, что  не замечают агрессии ребёнка или  считают, что ребёнок ещё мал.

<p class="Normal_0020Table" style=" margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt; margin-left: 0pt; text-align: left; text-indent: 0pt;


Информация о работе Агрессивное поведения