Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа
Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10
Реакция на побои у детей бывает разной; маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче; ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным; ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам; ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим [15].
Если родители подавляют
агрессию ребенка с позиции силы
или отвечают на детскую агрессию
гневной вспышкой, то ребенок усваивает
эти формы поведения и
Специалисты считают, что
агрессивное поведение –
Из всего сказанного можно сделать вывод, что чаще агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жизнедеятельности ребенка, который может даже и не иметь представления о том, что он поступает агрессивно. Любые человеческие отношения, даже такие как любовь, дружба, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.
Ведь агрессивность вызывает не только отрицательные эмоции, но и положительные, такие как готовность защитить себя и окружающих от негативного вторжения, желание познать себя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевым усилиям [8].
Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую ребенку возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим [3].
Из сказанного понятно, что искоренять проявление агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека [3].
Социализация детской
доброкачественной
Таким образом, всех агрессивных
детей объединяет одно общее свойство
- неспособность понимать других людей.
Оно не зависит ни от самооценки,
ни от реального положения ребенка
в группе. В его основе лежит
особая структура самосознания ребенка:
он фиксирован только на себе и изолирован
от других [3]. В мире и в других
людях такой ребенок видит, прежде
всего, себя и отношение к себе.
Другие дети выступают для него как
обстоятельства его жизни, которые
либо мешают достижению его целей, либо
не уделяют ему должного внимания,
либо пытаются нанести ему вред.
Поэтому для таких детей
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте
Исследование проводилось в период с сентября 2011 по январь 2012 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 3,5-3 лет. С целью диагностики уровня агрессивности детей нами была использована следующие методики:
1)Структурализированное
наблюдение, проводимое воспитателем
(методика диагностики
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей раннего возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 картинок- фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении дня наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Из суммы балов, делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка) (Таблица 1 и диаграмма 1).
Шкала оценок результатов:
Повышенный уровень
Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.
Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов
2. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.(Приложение 6).
Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, из чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка) (Таблица 2).
Шкала оценок результатов:
Каждая из методик имеет
2.2.Результаты собственного исследования
Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
по методике Лаврентьевой Г.П.
Таблица 1.
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.
№. |
Порядковый номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
итог | ||||||||
1. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
7 |
|||||||||
2. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
|||||||||
3. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|||||||||
4. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
11 |
|||||||||
5. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|||||||||
6. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
|||||||||
7. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|||||||||
8. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 |
|||||||||
10. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
6 |
|||||||||
11. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
4 |
|||||||||
12. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
|||||||||
13. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
|||||||||
14. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
|||||||||
Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по методике Лаврентьевой
Г.П. (структурализированное
Таким образом, по результату исследований, выявлено, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.
Психолого-педагогическая характеристика на каждого из четверых детей представлена в (Приложении 7).
Этим детям присуще
такое поведение: враждебность, гнев,
рассказывание историй с
Таблица 2.
Оценка уровня агрессивности детей
по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
№ |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности |
|||||||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | ||||||
1. |
5 |
||||||||
2. |
11 |
||||||||
3. |
13 |
||||||||
4. |
13 |
||||||||
5. |
16 |
||||||||
6. |
7 |
||||||||
7. |
10 |
||||||||
8. |
17 |
||||||||
9. |
10 |
||||||||
10 |
11 |
||||||||
11 |
5 |
||||||||
12 |
11 |
||||||||
13 |
13 |
||||||||
14 |
7 |
||||||||
2 ребенка 14,29% |
4 ребёнка 28,57% |
6 детей 42,86% |
2 ребёнка 14,29% |
Оценка уровня агрессивности
В анкетировании приняли участие 14 родителей.
Из анкетных данных мы можем сказать, анализируя полученные ответы родителей, мы отметили, что в целом уровень агрессивности детей родителями оценивается как высокий. Также в анкете большинство родителей ответили, что в общении с другими детьми их ребенок - неуравновешенный, нетерпеливый. При этом родители часто не замечают проблемы детей во взаимоотношениях со сверстниками и наличие агрессивности.
По мнению родителей, детско-родительские отношения в семье не оказывают влияния на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду. Лишь 6 человек ответили, что благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду.
Таким образом, по результатам проведенного анкетирования родители детей показали, что они не очень хорошо осведомлены о поведении детей в детском саду и их взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
В семьях агрессивных детей дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Также одной из причин агрессивного поведения детей может является и неограниченный просмотр телевизионных передач, особенно передач и художественных фильмов с элементами агрессии и насилия.
Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте
Дети в раннем возрасте наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.
Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают: