Акселерация развития и готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже предста-вить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ре-бенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление го-раздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация. Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это букваль-но означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15 лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более».

Содержание работы

I. Введение.
II. Сущность процесса акселерации.
2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных фактах.
2.2 Акселерация подростков.
2.3 Последствия акселерации.
III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования человека в будущем.
IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.
V. Соматические заболевания подростков.
5.1 Алкоголизм.
5.2 Курение.
5.3 Наркомания.
VI. Заключение.

Файлы: 1 файл

akseler.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)


Тема: Акселерация  развития 
и готовность к обучению в школе

План

I. Введение.

II. Сущность процесса акселерации.

2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных фактах.

2.2 Акселерация подростков.

2.3 Последствия акселерации.

III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования человека в будущем.

IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.

V. Соматические заболевания подростков.

5.1 Алкоголизм.

5.2 Курение.

5.3 Наркомания.

VI. Заключение.

 

I. Введение. Основные закономерности развития организма подростка

Акселерация – на данном этапе  – процесс, без которого мы не можем  даже представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация1.

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это буквально означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15 лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более»2.

Однако  Лев Толстой считает хронологической  гранью отрочества и юношества – 15 лет, а для Достоевского и за 20 лет все еще «подросток»3. Так что такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть определено четкой границей.

Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма.

«Молодежь подросткового возраста (период отрочества и юности) не только значительная часть населения, но и качественно обособленная группа, имеющая свои специфические черты, которые отражают особенности поведения юношей и девушек, их поступки, образ мышления и т.п.»4

В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и 15-17 лет. В отличии от детского возраста в этот период начинает складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также началом  полового созревания.

Физическим проявлением подросткового  возраста становится увеличение роста. Быстрый рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в 14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем мальчики того же возраста.5

Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную  тонкость в фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после этого наступает период роста мышц.

В психологическом плане подростки  «начинают осознавать свои возможности и задатки, что в свою очередь вызывает появление интереса к смыслу жизни, к проблеме выбора рода занятий или работы, своего места в семье и в обществе».6 В общем, происходит полная переоценка ценностей, психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н. «максимализм».

Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый человеческий организм сугубо индивидуален, и у каждого наступает подростковый возраст по-разному: у кого-то раньше, у кого-то позднее. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже взрослым, другой – только-только начинает расставаться с детством. Это чисто внешне.

В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в  интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности.7

Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом возмужалом, наблюдаются внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости»8.

Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального: сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом, зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение, хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.9

Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят  от наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к задержке роста и более позднему развитию»10. Именно из-за разности этих условий подростковый период наступает у всех по-разному.

В настоящее время фазы биологического развития организма все более  и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения.11 Подобное явление и носит название акселерация. Но данное понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от научного понятия акселерации.

II. Сущность процесса акселерации

2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах

Ростовая акселерация характеризуется  тем, что из года в год у подростка  в значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост, увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е. ускоренное развитие организма, - стала наиболее отличительной чертой происходящих в организме современного человека изменений.12

Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время внутриутробного развития, т.е. когда ребенок находится еще в утробе матери, когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25 лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз.13 «На протяжении всей жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.»14

Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний  вес новорожденного поднялся чуть менее чем на 500 г, а рост увеличился на 2 см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.15

Выявлено, что физическое развитие во все периоды детства и отрочества в настоящее время и прошедшие  десятилетия резко отличается друг от друга. «так, современные дети от года до 7 лет выше своих ровесников 40-ых годов на 1-2 см, их вес больше почти на 1 кг, а окружность груди на 2 см. сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10 лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. Темпы акселерации особенно велики в раннем возрасте: у пятилетних детей рост увеличился на 2 см, а вес – до 1,5 кг. По сравнению с 1921 годом пятилетний ребенок стал выше на 5-7 см, а его средний вес увеличился на 2 кг.»16

В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и несколько десятилетий назад имели дети 7 лет, а рост первоклассников увеличился на 10 см. Так у учащихся младших классов при проведении мед. осмотров отмечено, что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см. За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг.17

Т.о. из вышеперечисленного можно сделать  вывод, что в нынешнее время темпы  физического развития человека сильно изменились. То же самое можно сказать и о детях подросткового возраста.

2.2 Акселерация подростков

В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.

Данные осмотров указывает, что  рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым данным эти тенденции  еще более выражены – 13-14 см.18

До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9 кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.

В общем, в результате акселерации  средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.19

«Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина  тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»20

Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы. Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.

Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше, чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам).21

Надо учитывать, что такой быстрый  рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.

2.3 Последствия акселерации в  организме детей и подростков

Одним из важных следствий акселерации  становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса, менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с 17 до 14,2 лет.»22

Здесь необходимо отметить, что у  всех половое созревание наступает  по-разному: у одних раньше, у других – на 103 года позднее. По словам известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции функционируют у каждого  человека «по разным расписаниям»23.

Именно анатомно-физиологическая  переустановка организма и создает  чувство неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу, осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате полового созревания.

При этом меняется походка, голос, вся  психология подростка. Так ранее  послушный, он становится резким, обижается  на замечания, становится более замкнутым.

Период полового созревания начинается с роста молочных желез, малых половых губ, оволосенения лобковой области. У мальчиков растут в ширину плечи, придавая этим мужской вид, у девочек расширяется таз и формируется женская фигура.

У девушек, в связи с появлением вторичных половых признаков, очень часто идут изменения во всей костно-мышечной системе, что приводит к нарушению осанки. У юношей сутулость  - также одно из основных последствий этого. Но у мальчиков вторичные половые признаки появляются позднее, чем у девочек.24

Еще одно из последствий акселерации  – воздействие на кожу. В некоторых  случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только косметолог.

Психофизический баланс подростка  меняется из-за изменения деятельности желез внутренней секреции, в частности половых, и недостатка при этом воспитания. Мы видим, что у подростков, ране, чем раньше повышается нервная возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д. Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в социальном отношении.25

Таким образом, можно сделать вывод, что «как явление эволюционного  характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием»26. Так, например, в случае изменений на глазах одного поколения, к примеру, в росте, мы используем устаревшие стандарты и размеры одежды, обуви, мебели для школьников и т.д. Из-за того, что человек стал выше, мебель кажется нам ниже, что заставляет человека принимать неудобную позу. А это очень отрицательно влияет на развитие костно-мышечной системы, усложняет работу внутренних органов.27

На этом последствия акселерации, конечно же, не исчерпываются.

С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных органах и системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью грудной клетки, очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями мышц сердца, чаще, чем подростки со средним физическим развитием. У быстро развивающихся подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед этим у акселератов наблюдается повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у девочек и на 2 года позднее у мальчиков.

Информация о работе Акселерация развития и готовность к обучению в школе