Акселерация развития и готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже предста-вить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ре-бенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление го-раздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация. Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это букваль-но означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15 лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более».

Содержание работы

I. Введение.
II. Сущность процесса акселерации.
2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных фактах.
2.2 Акселерация подростков.
2.3 Последствия акселерации.
III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования человека в будущем.
IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.
V. Соматические заболевания подростков.
5.1 Алкоголизм.
5.2 Курение.
5.3 Наркомания.
VI. Заключение.

Файлы: 1 файл

akseler.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

У подростков очень часто развиваются  различные поражения сердечной  мышцы (миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в период акселерации и попадании в организм микроорганизмов при ангинах, заболеваниях дыхательных путей и прочих инфекциях.28

В результате исследований, проведенных  в конце 70-ых гг. в среде подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление позвоночника.29

Вследствие акселерации изменилось количество и течение различных  заболеваний у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний: так раньше малая хорея наблюдалась  с 10-11 лет, то сейчас ее уровень упал до 8-9 лет. Особое место занимают различные формы ревматизма – особенно у акселератов в момент наибольшего увеличения веса тела. С этим же связано учащение вегетативных неврозов и детского кариеса, хронического тонзилита и катара верхних дыхательных путей, хронических заболеваний желудочно-кишечной системы, детских инфекций; даже есть случаи диабета.

«Значительное число заболеваний  вызывается большим весом, избыточным питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). За последние десять лет число больных сахарным диабетом в мире возросло в 2-3 раза. По данным статистики это заболевание встречается у 1-2% населения.»30 При этом наибольшую склонность к диабету имеют акселераты, которые значительно тяжелее переносят простудные, желудочно-кишечные, аллергические заболевания.

На возникновение подобных заболеваний  очень сильно влияет астеническое строение организма подростка.

Однако есть и положительные  последствия акселерации, хотя их и  значительно меньше. Так акселерация способствует предупреждению некоторых болезней, т.к. быстро развивающийся организм более успешно борется с ними. Так стали более редки неинфекционные заболевания мочеполовой системы, печени и желчных путей, ряд неврозов. Кроме этого меняется характер и течение некоторых заболеваний: заболевания эти реже приводят к смерти, хотя протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в хронические.31

Т.о. вывод: усиленное развитие организма  подростков, т.е. акселерация приводит к временному ослаблению сопротивления организма к различным инфекционным заболеваниям, т.е. к снижению иммунитета. Это обусловлено рядом физиологических изменений в организме подростка, изменением строения в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др. системах. Поэтому не окрепнувший организм подростка требует большей заботы, большего внимания к себе и профилактики заболеваний, чем организм взрослого человека.

III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации

Сегодня, когда акселерация вызвала очень сильное повышение веса подростка, важное место занимает организация правильного питания. Это в первую очередь должно быть сбалансированное питание, т.е. когда вес человека сохраняет свою стабильность, что зависит также от хорошего обмена веществ в организме.32

Это характеризуется включением в  рацион необходимого для организма  количества белков, жиров и углеводов  в зависимости от состояния организма, возраста, пола, характера деятельности, климата и многого другого. Т.е. это обусловлено неодинаковой калорийностью различных продуктов.

Самой полезной считается пища низкой калорийности, но оптимального состава, в которой имеется все, необходимое организму: количество белков, жиров и углеводов. Также различна для разных людей потребность в пище, но надо уметь ее отрегулировать. «При склонности к полноте и тучности рекомендуется 2-3 раза в месяц проводить так называемый разгрузочный день, который, однако, не должен компенсироваться в последующие дни избыточным питанием. Ожирение – угроза здоровью.»33

Последствием, если человек ест больше нормы, может стать т.н. «диабет зрелого возраста». И кроме этого хуже протекают инфекционные заболевания, при более частом их возникании, болезни сердца.

«Правильное питание – это, кроме  того, питание разнообразное, которое может удовлетворить все потребности ускоренно развивающегося организма человека в необходимых пищевых веществах и повысить усвояемость отдельных из них.»34 Например, лучше всего употреблять в сочетании с овощами белки. Овощи поставляют организму все необходимые витамины и органические кислоты. Негативно влияет на усвояемость пищи избыток жиров, и поэтому содержание избыточного количества жиров в пище ведет к заболеваниям.

Ритмичность – еще один показатель правильности питания. Это включает в себя количество приемов питания в один день и их регулярность. Следует придерживаться 4-разового питания в день, через 4-5 часов, но, возможно, и трехразовое. Тучным людям рекомендуется есть чаще (5-6 раз в день), но по чуть-чуть. Кроме того, такой распорядок питания должен быть согласован с режимом работы и учебы.35

Не менее важную роль, чем организация  питания, играет организация занятий  физкультурой и спортом. Это усиливает сопротивляемость человеческого организма к различным заболеваниям и является хорошим способом тренировок различных отдельных органов и целых систем, что кроме всего прочего влияет и на их долголетие. Исследования показали, что физкультура способствует очистке организма от вредных веществ, так как способствует правильной организации работы почек и системы пищеварения. Физические упражнения налаживают сон, делая его более глубоким, приводят в нормализацию аппетит подростка.

Очень большое, даже прямое значение, физические упражнения оказывают на влияние формирования правильной осанки, умению быстро и красиво ходить, сидеть прямо и не горбиться. 34,3% детей, которые не занимаются регулярно физкультурой имеют нарушения осанки, а из тех, кто занимается всего лишь 11%.36

«Регулярные физические упражнения, кроме влияния на физическое состояние  организма, воздействуют на психику: они способствуют снятию усталости, вносят активные начала в сравнительно малоподвижный образ жизни учащейся молодежи.»37

Те физические упражнения, при которых  участвуют все группы мышц, считаются  наиболее важными. Обычно это бывает при определенной системе зарядки и во время бега. При чем согласованно действуют внутренние органы, помогается налаживаться обмен веществ, укрепляются мышцы, снижается застойное перевозбуждение во многих центрах коры головного мозга. Когда бег совершается в любую погоду, параллельно с этим идет и закаливание организма.

«Систематические занятия физкультурой и спортом, как и организация  рационального питания, служит надежным способом исправления существующих дефектов физического развития и  предупреждения заболеваний.»38 Например, из 562 подростков, подвергнутых обследованию, хроническими заболеваниями болело 156 человек. Из тех, кто не занимается физкультурой и спортом, таких подростков больше на 16,3%.39

Но, однако, и здесь есть некоторые  сложности. Иной раз занятия  физкультурой нельзя осуществлять из-за физического состояния подростков, его заболеваний. В таком случае встает вопрос: можно ли ему заниматься физкультурой или лучше освободить от нее.

В большинстве случаев освобождение от физкультуры не только не помогает улучшению здоровья, но и отрицательно влияет на него, т.е. усугубляет болезненные явления в организме.40 Следовательно, полностью освобождать от занятий физкультурой нельзя. Однако вместе с этим занятия по школьной программе необходимо видоизменить и видоизменить так, чтобы это способствовало всестороннему восстановлению его здоровья.41

В этих целях существует т.н. лечебная физкультура.

Даже для нормально развивающихся  детей и подростков необходим  специальный режим занятий физкультурой. И поэтому обычный для спортсменов тренировочный режим (3-4 раза в неделю) плюс еще 2 часа физкультуры по общей школьной программе для подростков бывает слишком тяжелым. На это надо обратить особое внимание педагогам, тренерам и родителям.42 Поэтому и необходим для подростков специальный тренировочный режим.

Не  менее важно, чем физическое также  трудовое воспитание подростков. К  сожалению, в современной семье трудовому воспитанию уделяется очень мало внимания. Сейчас начинают сознательно трудиться молодые люди с 20 лет и старше, когда как ранее этот показатель снижался до 12-14 лет. Следовательно, показатель трудового воспитания в современном мире очень сильно снизился. Очень большой ошибкой родителей является, когда они берут на себя всю тяжесть бытовых забот и проблем, освобождая подростков даже от посильного для их возраста труда, что негативно сказывается на физическом состоянии подростка.43

Однако  бывает, что крепкие на вид подростки  очень быстро переутомляются, значительно быстрее, чем подростки менее физически развитые. Это можно объяснить тем, что в связи с акселерацией и увеличением массы тела внутренние органы несут значительно большую нагрузку, чем органы более медленно развивающихся подростков. Особенно важно избегать переутомления сердца, которое может повлиять на дальнейшее развитие этого органа. Ведь, например, за 16 лет жизни вес сердца увеличивается в 12 раз (с23 до 292 граммов)44, что обусловлено изменением формы, размеров и внутреннего строения органов в процессе роста организма.

Трудовое  воспитание играет огромную роль еще и в следующем. «С физиологической точки зрения работа человека представляет собой функциональную задачу, поставленную перед его организмом в целом и нервной системой и опорно-двигательным аппаратом в первую очередь. Это требует высокой координации деятельности всех органов и систем.»45

Исследования  врачей доказали, что необходимо следить  за проветриванием учебных помещений  и классов, т.к. из подростков бывающих на свежем воздухе более 3 часов в  сутки гораздо больше высокорослых и меньше низких, чем среди тех, которые большую часть времени проводят в помещениях. Это обусловлено более интенсивным протеканием процессов окисления в организме подростков, что делает необходимым увеличение поступления кислорода в их организм. Поэтому так важна роль проветривания учебных помещений.

Это связано с особенностями строения воздухоносных путей детей и  подростков: они более узкие и  короткие, чем у взрослых. Поэтому  воздух гораздо меньше согревается, меньше очищается от микробов и сильнее  увлажняется при поступлении  в легкие. Именно поэтому среди детей и подростков более часты простудные заболевания, чем у взрослых. Поэтому подросткам необходимо чаще бывать на свежем воздухе и делать водные процедуры.46

Подростки в период акселерации  более сильно нуждаются в хорошем  воздухообмене и освещении. Это необходимо учитывать и градостроителям, ориентируя дома на юг, юго-восток, юго-запад. Поэтому очень важны зеленые насаждения вокруг домов, что уменьшает шум, задерживает пыль, летом создает прохладу и, кроме того, приближает современного человека к природе.

Необходимый микроклимат достигается  необходимыми размерами между зданиями. Очень большое влияние оказывает  то, кто проживает в квартирах, на состояние воздуха и степень  освещения. Некоторые считают, что  необходимо держать на подоконниках цветы, а окна завешивать шторами, т.к. оконные стекла не пропускают ультрафиолетовые лучи. Это мнение абсолютно неверно: оконные стекла лишь на немного снижают пропуск ультрафиолета и не препятствуют его оздоровительному влиянию, когда он убивает болезнетворные организмы, улучшает нервно-психическую деятельность человека, повышает жизнедеятельность организма, способствует образованию в нем важных ферментов (например, витамин Д).47

Именно поэтому необходимо содержать  окна в чистоте, т.к. грязь на них действительно не способствует проникновению ультро-фиолетовых лучей, избегать темных, плотных быстро загрязняющихся штор и не загромождать подоконники лишними предметами.48

Не менее важную роль для правильного  развития подростков-акселератов является мебель в помещении. «Неудобная мебель не только портит настроение, но и вредит костно-мышечной системе, вызывая искривление позвоночника, сутулость т.д. Неудобно сидеть на слишком низких стульях и скамейках с горизонтальными сидениями, когда позвоночник вынужден приобретать дугообразные искривления, усиливая тяжесть, приходящуюся на крестец. При этом изменяются соотношения и взаиморасположение позвонков, сдавливаются межпозвоночные диски, значительная часть участков периферической нервной системы. сдавливаются и органы брюшной полости, затрудняется дыхание.»49 Поэтому соответствие учебной мебели росту подростка имеет огромное значение, что должно быть обеспечено правильным выбором такой мебели.

Неправильное размещение мебели в  учебном помещении или дома приводит к нарушению зрения, что обусловлено снижением освещенности места для занятий. При соответствии  допустимой норме освещенности у учащихся средней школы наблюдается нормальное зрение у 84%, а отсутствие аномалий у 95,8%.При несоответствии эти показатели ухудшаются более чем в 2 раза.50

Такое понятие, как акселерация, включает в себя не только чисто физические изменения в организме подростка, но и не менее заметное, т.н. интеллектуальная акселерация. Она в первую очередь отражается на нервно-психическом состоянии подростка, развивает его качества личности. Поэтому не менее чем физические проблемы здоровья молодого поколения, встают нравственные проблемы.

Молодой подросток способен очень  рано воспринимать и полнее усваивать  информацию. Это можно доказать по опыту работы в школе, проводящей в жизнь новую программу начальных классов.51 Но здесь возникает вопрос, можно ли подростку слушать и смотреть все без разбора: любую теле- и радиопередачу. Ведь многие из этих программ рассчитаны на чисто взрослую аудиторию. Просмотр всего без разбора не только отрицательно влияет на нравственность подростка, но и просто даже утомляет нервную систему.

Поэтому и существуют списки рекомендательной литературы в библиотеке, специальные рубрики в газетах и журналах, молодежные передачи на радио и телевидении. Для того чтобы помочь подростку ориентироваться в потоке информации.

Правильное семейное воспитание тоже играет не маловажную роль в формировании физического и психического состояния  подростка. Однако не в каждой семье  это понимают.

Информация о работе Акселерация развития и готовность к обучению в школе