Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:50, реферат
Цель: анализ системы познавательной деятельности младшего школьника.
Объект: познавательная деятельность школьников.
Предмет: формирование познавательной деятельности младших
школьников.
Введение………………………………………………………………………………….1
Познавательная деятельность младших школьников……………………………...2
Раскрытие сущности понятия «деятельность»………………………………….3
Проблема развития познавательной активности в научной и педагогической литературе…………………………………………………………………….3
Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младших школьников………………………………………………..5
Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешности обучения………………………………………………………………...6
2.1. Организация и методика проведения исследований некоторых психических процессов и умений…………………………………………………………………..9
а) одарённость;
б) восприятие;
в) наблюдательность;
г) память;
д) внимание;
е) саморегуляция.
2.2. Анализ приёмов и методик развития учебных универсальных действий по учебно-методическому комплекту«Планетазнаний»…………………………....19
2.3. Методики и игровые упражнения по развитию познавательной активности……………………………………………………………………….26
Заключение.……………………………………………………………………....9
Список литературы…………………………………………………………….……31
Основная общеобразовательная школа с. Бекетово-филиал МОБУ СОШ
с.имени Восьмое Марта Ермекеевского района Республики Башкортостан
РЕФЕРАТ
Гусаровой Ираиды Николаевны
«Активизация познавательной деятельности младших школьников»
Й
Разработал учитель
Начальных классов
__________И.Н. Гусарова
«___»______________2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
2.1. Организация и методика
проведения исследований некоторых
психических процессов и
а) одарённость;
б) восприятие;
в) наблюдательность;
г) память;
д) внимание;
е) саморегуляция.
2.2. Анализ приёмов и
методик развития учебных
2.3. Методики и игровые
упражнения по развитию
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Нам всегда интересно общаться с людьми, которые знают больше, чем мы сами. Такие люди характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к учебному процессу в целом. Работая над данной проблемой я в межаттестационный период разработала методическую тему по изучению познавательной активности.
Цель: анализ системы познавательной деятельности младшего школьника.
Объект: познавательная деятельность школьников.
Предмет: формирование познавательной деятельности младших
школьников.
Задачи:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Раскрыть особенности строения и развития познавательной
деятельности ребёнка.
1. Возникновение и
развитие различных видов деятельности
у человека представляет собой сложный
и длительный процесс. Активность ребёнка
только постепенно в ходе развития, под
влиянием воспитания и обучения
принимает формы сознательной целенаправленной
деятельности. В познавательной деятельности
человек изучает не только окружающий
его мир, но и самого себя, процесс,
протекающий в его психике
и физике. Особенно актуальна тема
мыслительной деятельности, которая
отвечает за умственное развитие человека.
Поток информации, идущий на ребёнка,
постоянно растет с развитием научно-технического
прогресса, и чтобы получить наиболее
обширные и глубокие знания, надо использовать
наиболее эффективные методики преподавания
научных знаний. А чтобы создать
такую методику, необходимо изучить
мыслительный процесс так, чтобы знать
его слабые и сильные стороны и выявить
направления, по которым лучше развивать
умственную деятельность человека.
А это лучше делать тогда, когда ребёнок
растёт и формируется в личность,
используя его задатки и интерес к окружающему
миру.
1.1 Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психологической литературе.
Деятельность можно
определить как специфический
вид активности человека, направленный
на познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого
себя и условия своего
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности выражающееся в воздействии на неё.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей.
1.2 Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности. Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.
Так Немов Р. С. Определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» .
Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» .
Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.
Один из первых приверженцев активного учения был известный чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она ориентирована против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
Идею активизации обучения с помощью наглядности, методом наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцци .
За развитие умственных способностей дитя и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте вашего дитя, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы произнесли, а что сам понял». В этих словах Ж.Ж.Руссо верно выражена мысль обучения на завышенном уровне трудности, но с учетом доступности, мысль самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
Эта мысль активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К. Дистервега. Он утверждал, что хорош лишь тот способ обучения, который активизирует его лишь на запоминание изучаемого материала . То, чего человек не заполучил методом собственной самостоятельности, - не его. Будучи приверженцем активного обучения, К.Д. Ушинский выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не лишь те либо другие знания, но и способствовать без помощи других без учителя получать новейшие познания» . На учение К.Д.Ушинского опирались прогрессивные российские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических способов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
Во второй половине 19 века, с критикой схоластических способов обучения выступал английский педагог Армстронг, который опытным методом ввел в преподавание химии «Эвристический метод», развивающий мыслительные способности учащихся. Суть его состояла в том, что ученик ставится в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик сам их добывает и делает нужные выводы.
В поисках новейших активных способов обучения огромного фурора добился российский методист естествознания А.Я.Герд, который формулировал принципиальные положения развивающего обучения. Он достаточно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новейших знаний, утверждая, что если ученик сам следит и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную».
Разработкой способов активного обучения, занимались и русские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т.Шацкий, Г.Т.Ягодовский и остальные. Исследуя работы русских педагогов 20-х годов, А.Б. Орлов пришел к выводу, что в то время была сделана, только плохая попытка сделать дидактическую систему проблемного обучения, и соответствующие взоры не имели нужной гносеологической, социологической, психологической и практической базы. Начиная со второй половины 50-х годов, русские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.
Итак, деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать деятельность как познание.
1.3 Как же человек познаёт окружающий мир? Для этого необходима, прежде всего, нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает информацию об окружающем мире, а также о состоянии собственного организма. Пять основных чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние – были описаны ещё древнегреческим философом Аристотелем более двух тысяч лет назад. Но и в настоящее время продолжается их изучение, анализ механизмов действия. Исходным элементом являются ощущения, являющиеся самыми простыми из всех психических явлений. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
На основе разных представлений, накапливаемых опытом человеческой деятельности, у человека формируется особая форма психики- воображение.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности младших школьников