Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 00:56, курсовая работа
Уже многие годы и даже десятилетия ведущие педагоги и ученые мира работают над проблемой максимальной оптимизации педагогического процесса. Как привить интерес школьников к учебе, как повысить их трудоспособность на занятиях, как наиболее продуктивно реализовать все цели обучения? Не подлежит сомнению то, что наука не стоит на месте и на сегодняшний день уже существует множество достижений и открытий. Однако не стоит исключать и наличие проблем в современной школе. Зачастую учителя пренебрегают теми или иными структурными частями урока либо наоборот консервативно придерживаются некой стандартной схемы, боясь каких-либо отступлений от нее.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ........6
1.1 Понятие познавательной деятельности учащихся. Активизация
познавательной деятельности.......................................................................................................6
1.2 Процесс проверки и оценки знаний. Существующие тенденции и проблемы9
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ......18
2.1 Отбор и использования нетрадиционных методов, обеспечивающих
активизацию познавательной деятельности учащихся во время процесса
проверки и оценки знаний...............................................................................................................18
2.2 Оптимизация процесса оценивания в современной школе.....................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........
ОГЛАВЛЕНИЕ
Уже многие годы и даже десятилетия ведущие педагоги и ученые мира работают над проблемой максимальной оптимизации педагогического процесса. Как привить интерес школьников к учебе, как повысить их трудоспособность на занятиях, как наиболее продуктивно реализовать все цели обучения? Не подлежит сомнению то, что наука не стоит на месте и на сегодняшний день уже существует множество достижений и открытий. Однако не стоит исключать и наличие проблем в современной школе. Зачастую учителя пренебрегают теми или иными структурными частями урока либо наоборот консервативно придерживаются некой стандартной схемы, боясь каких-либо отступлений от нее. Не менее редка и ситуация, когда преподаватель видит свою функцию в бездушной передаче знаний, не особо заботясь о том, какой эффект могут иметь такие уроки и как к ним относятся ученики. Как результат, дети посещают школу очень неохотно. Полностью отсутствует всякое представление о том, что урок, процесс овладения знаниями может приносить радость. Современный среднестатистический ученик обладает очень слабой мотивацией к учебе – на уроки он ходит скорее в виде одолжения родителям и в качестве нелюбимого обязательства.
Что же делать с такой неутешительной картиной? Неужели все настолько безнадежно? Мы считаем, что все же нет. Зачастую учителя просто боятся или не хотят проявить немного творчества, фантазии, оригинальности на уроке. Порой стоит отклониться от выбранной формы ведения урока, от привычных методик. Необходимо включить в работу весь класс, заинтересовать детей, заставить их думать, научить решать поставленные задачи в команде и, безусловно, сформировать в них правильную мотивацию к учебе. И именно здесь имеет место не что иное, как понятие о познавательной деятельности, а если быть еще точнее – об ее активизации. Над проблемой активизации познавательной деятельности школьников работали многие методисты, психологи и историки. Среди них хотелось бы выделить И.З. Озёрского, В.Б. Бондаревского, З.И. Щукину, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского. Несмотря на это, проблема остается очень актуальной и сегодня. Проделав следующую исследовательскую работу, нам хотелось бы привнести свой, возможно, и не очень большой, но вклад в ее решение. Однако сфокусировать свое внимание мы постараемся не на всем уроке, а на таком составляющем его компоненте, как проверка и оценка знаний.
Методики проведения данного этапа урока в обучении также далеки от идеала и зачастую ведут к формированию ложной мотивации – ученики выполняют требуемые задания, посещают занятия только лишь из страха получить плохую отметку и, тем самым, провиниться перед родителями. Более того, сам процесс проверки и оценки знаний зачастую проходит крайне неэффективно, непродуктивно и, что немаловажно, неинтересно. Безусловно, все это не ведет к привитию у детей какой-либо любви к учебе. Не последнюю роль в такой ситуации играет и оценочный компонент. Нужна ли отметка в школе? Если да, то как наиболее правильно оценивать труд школьников? Все это подлежит тщательному осмыслению.
Исходя из всего вышесказанного, объектом данной курсовой работы является познавательная деятельность учащихся среднего школьного возраста. Предмет – проверка и оценка знаний как этап педагогического процесса, используемый для активизации познавательной деятельности. Цель исследования – теоретическое обоснование процесса активизации познавательной деятельности учащихся во время проверки и оценки знаний, а также разработка и апробация методов повышения эффективности данного процесса. Задачи работы: 1) определить содержание понятия познавательной деятельности учащихся 2) определить содержание понятия активизации познавательной деятельности 3) выявить основные тенденции и существующие проблемы в процессе проверки и оценки знаний 4) обобрать наиболее эффективные практические методы активизации познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста во время проверки и оценки знаний 5) детально рассмотреть оценочный компонент в современной школе и предложить пути его усовершенствования
Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: анализ литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, опрос.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Перед образованием стоят задачи внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания данного исследования.
Курсовая работа складывается из введения, двух глав, их параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений. Объем работы составляет 44 страницы. Список используемых источников включает 17 наименований.
Следует начать с того, что обучение не является неким статическим явлением. Это процесс, причем процесс динамический. Известно то, что у процесса обучения есть свои определенные цели и задачи. И именно на достижение их и направлена совместная деятельность учителя и учащихся. Безусловно, этот процесс умеет свои особенности. «Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение» [13, c.31]
Стоит отметить, что отношение учащихся к учению характеризуется определенной активностью. Под этим понятием могут рассматриваться многие аспекты. Но среди наиболее явных и значительных можно выделить следующие: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень и другие [13, c.54]. Совершенно логично то, что чтобы добиться наибольшей продуктивности в процессе обучения, необходимо стремиться к максимальной активности ребят на занятиях. Очень многое зависит от самого ребенка, его психологических особенностей, от внутренней мотивации, желания учиться и т.д., однако глупо было бы считать, что активность – совершенно неуправляемый процесс. Именно здесь имеет право быть такое понятие как активизация. Под ней в педагогике принято рассматривать управление активностью учащихся. Исследователи дают следующее толкование: « Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному, учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе» [13, c.67]. Совершенно справедливо будет отметить, что это одна из важнейших целей всех педагогов – пробудить активность учащихся, создать для этого наиболее благоприятные условия на занятиях. Поэтому неудивительно то, что в педагогике разработано множество методов, средств, путей активизации познавательной деятельности учащихся. Каждый учитель должен использовать их в своей работе для достижения наилучших результатов. «Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и осуждениях, ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы товарищей, оценивать ответы и письменные работы товарищей, объяснять более слабым учащимся непонятные места, самостоятельно выбирать посильное задание, создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий, решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения». [13, c.119] В конечном итоге эффективность обучение зависит от отношение учащегося к нему, от стремления узнавать что-то новое, от желания приобретать умения и навыки и в дальнейшем их использовать.
В вышеизложенном тексте неоднократно упоминался такой термин, как познавательная деятельность. Логично будет более пристально взглянуть в самую его суть. Итак, в различных источниках, различными авторами это понятие рассматривается по-разному: « Познавательная деятельность – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [10, c.385]; «Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении» [13, c.81]
В целом же, даже если отвлечься от педагогики, то деятельность – это то, без чего не может жить ни один человек. «Это основа его развития и становления как личности» [11, с.162]. «Деятельность – это не призрачное, бессодержательное и мистическое понятие, так как именно в деятельности субъекта отражается его активная преобразующая деятельность и предметный материальный мир» [17, с.39]
Деятельность очень разнообразна – трудовая, познавательная, общественная, художественная и т.д. Всестороннее развитие личности подрастающего человека происходит именно благодаря участию его в различных видах деятельности – в учении, труде, игре, творчестве и т.д.
Возвращаясь к познавательной деятельности учащихся в школе, то это «необходимый этап подготовки молодых поколений к жизни. Деятельность эта особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. «Человек, лишенный систематического учения в школьные годы, - обедненный человек, он лишен полноценного развития своего познания, восприятия мира, освоения духовных ценностей народа» [2, с.48]
Как уже отмечалось выше, движущей силой в учебном процессе является заинтересованность ученика, а именно – его мотивы. «Успех решения любой задачи зависит, прежде всего, от того, принята она самим школьником или нет, составляет ли она для ученика смысл его учения, видит ли он необходимость ее осуществления, представляет ли она для его личности интерес, наконец испытывает ли он потребность в совершении данных предметных действий… Негативная мотивация может нарушить любые самые ценные, самые замечательные замыслы учителя» [2, с.51] Но не подлежит сомнению и то, что помимо мотивов действий, отнюдь не последнюю роль в процессе обучения играет и учитель, помогающий овладеть способами, операциями, навыками и умениями, так необходимыми для учебных действий.
Касательно понятийного аппарата, сопряженного с данной исследовательской работой, нельзя не рассмотреть аспект проверки и оценки знаний.
«В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. От верной постановки проверки знаний зависит успех процесса обучения. Задача проверки – обеспечить высокое качество обучения, а не ловить студента на незнании, не унижать его достоинства, не формировать комплекса неполноценности и неспособности» [3]
Чтобы более доступно разъяснить причастность процесса проверки и оценки знаний к данной исследовательской работе, стоит обратиться к основным функциям проверки. Традиционно выделяется три важнейшие: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Более подробно рассмотрим суть каждой из них. «Контролирующая: основная для выявления состояния знаний, умений, навыков перед продвижением в обучении. Обучающая: сопутствующая контролирующей, поскольку при ответе товарища идет самоконтроль, повышается активность в усвоении материала и появляется возможность для дополнительного объяснения педагога. Воспитывающая: тоже сопутствующая, так как приучает к систематической работе, дисциплинирует, вырабатывает волю и привычку к самостоятельной подготовке, уверенность в себе и ответственность» [3] Наибольший интерес для нас представляет вторая функция. Возможно, данными исследователям она толкуется не совсем исчерпывающе, но все же основная суть ясна. Контроль и оценивание знаний – это не просто подведение итогов, при котором учитель выполняет роль судьи, который выносит вердикт – ставит отметку. Все выглядит несколько иначе. Во время процесса оценивания, контроля учащиеся также активно работают, узнают что-то новое, анализируют, развиваются. Познавательная деятельность не приостанавливается ни на минуту. Для получения новых знаний и развития ребенка должно использоваться каждое мгновенье занятия, будь то начало урока, проверка домашнего задания либо выставление отметок за контрольную работу. Необходимо использовать различные методы и приемы для оптимизации всего процесса. И стоит отметить, что очень многие исследователи посвятили себя изучению этого вопроса.
На роли и особенностях процесса оценивания и контроля знаний учащихся хотелось бы остановиться более подробно. Ведь именно этот аспект, на наш взгляд, является одним из важнейших в данной работе.
Прежде всего, хотелось бы задать несколько риторический по своей сути вопрос: а нужна ли оценка в школе? Ответ, безусловно, будет положительным. Оценка помогает определить, на каком этапе постижения знаний находятся школьники, где допущены пробелы, на какие моменты стоит обратить более пристальное внимание. Оценка помогает совершенствоваться и более продуктивно двигаться дальше на пути к достижению целей. Однако стоит отметить еще одну немаловажную функцию оценивания – мотивирующую. Оценка оказывает стимулирующее действие, усиливает чувство ответственности, мотивирует, поддерживает дисциплину. Стоит лишь избегать крайностей, когда оценка и отметка порождают у учащихся чувство страха, вызывают сильные переживания.
В повседневной практике обучения все не так идеально. «Получив отметку за определенные, конкретные знания, умения и навыки, дети редко возвращаются к ним с целью их пополнения, совершенствования, уточнения» [1, с.20] Попытаемся более подробно разобраться в этом феномене. Например, ребенок получает «2» за невыученный параграф. В дальнейшем он может исправить эту оценку, получив «5» за новый, уже выученный урок. Однако какую роль сыграла первая оценка и сопутствующие ей комментарии преподавателя? Да, она заставила впредь более тщательно готовиться. Но это совсем не восполнение знаний и не исправление той, конкретной оценки, на том, конкретном этапе. Как результат, дети начинают изобретать различные «незаконные» способы добывания желаемых оценок: списывание, шпаргалки, зубрежка, помощь старших товарищей и т.д. Несомненно, ни о какой пользе от оценки, да и от учебы в целом в данном случае говорить не приходится.
А ведь изначально все происходит совершенно не так. Когда дети приходят в первый класс, у них еще нет таких понятий, как «хороший», «плохой» ученик, «двоечник», «отличник». Дети учатся в силу своих возможностей, их не нужно принуждать, ими движет любознательность. «Необходимы лишь рационально организованный учебный материал и педагогическое руководство, создающие условия для проявления разносторонних внутренних потенций и включения детей в процесс познавательной деятельности. Это и будет одновременно процессом дальнейшего развития учебно-познавательной деятельности школьников, процессом возбуждения в них жажды к знаниям. Этот процесс не одномоментный, а длительный, постепенно разгорающийся. Пробуждение потребности в познании будет зависеть от интенсивности включения в учебный процесс разносторонних сил и способностей ребенка. В этом процессе начинающий школьник будет довольствоваться деловыми указаниями педагога, его поддерживающей оценкой, одобрением, постановкой перед ним все более сложных задач» [1, с.23]