Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 00:56, курсовая работа
Уже многие годы и даже десятилетия ведущие педагоги и ученые мира работают над проблемой максимальной оптимизации педагогического процесса. Как привить интерес школьников к учебе, как повысить их трудоспособность на занятиях, как наиболее продуктивно реализовать все цели обучения? Не подлежит сомнению то, что наука не стоит на месте и на сегодняшний день уже существует множество достижений и открытий. Однако не стоит исключать и наличие проблем в современной школе. Зачастую учителя пренебрегают теми или иными структурными частями урока либо наоборот консервативно придерживаются некой стандартной схемы, боясь каких-либо отступлений от нее.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ........6
1.1 Понятие познавательной деятельности учащихся. Активизация
познавательной деятельности.......................................................................................................6
1.2 Процесс проверки и оценки знаний. Существующие тенденции и проблемы9
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ......18
2.1 Отбор и использования нетрадиционных методов, обеспечивающих
активизацию познавательной деятельности учащихся во время процесса
проверки и оценки знаний...............................................................................................................18
2.2 Оптимизация процесса оценивания в современной школе.....................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........
Хотелось бы добавить еще несколько слов касательно домашнего задания. Ведь большое влияние на качество его выполнения оказывает проверка. Как уже неоднократно подчеркивалось, методы проверки должны быть разнообразными по форме и содержанию. Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. И совсем неверно было бы считать, что письменные формы проверки и оценки не имеют место для творчества и оригинальности.
Так, с большим интересом воспримут ребята такую форму проверки знаний, как тематические кроссворды. Благодаря их различным видам можно организовать как индивидуальную, так и парную либо групповую работу. Доказали свою популярность интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать все классом.
Время от времени можно проводить на занятиях взаимную проверку, при которой ребята обмениваются тетрадями и самостоятельно занимаются процессом поверки, оценивания, рассказывают о допущенных ошибках, анализируют их, вместе решают спорные вопросы. При помощи данного приема развивается самостоятельность, чувство ответственности и, безусловно, критическое мышление.
Вместо привычного устного опроса иногда можно попросить учеников ответить на несложные вопросы по теме письменно. Особенность заключается в том, что ответ должен состоять всего лишь из нескольких слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний, способствует развитию умения четко, ясно и лаконично излагать свои мысли.
Перечисленные нетрадиционные формы контроля знаний учащихся в силу своей универсальности могут использоваться на любых уроках. Главное – учитывать такие условия как: наполняемость классов, возраст учащихся, профессионализм учителя, общеобразовательный уровень класса и т.д. Чтобы добиться большей эффективности использования нетрадиционных методов контроля и оценки знаний учащихся учителям также стоит придерживаться некоторых рекомендаций:
«1. Необходимость сочетания традиционных и нетрадиционных способов контроля и оценки знаний в педагогической деятельности для повышения уровня эффективности процесса обучения.
2. Повышение уровня
3. Учет уровня технологической
подготовки и материально-
4. Учет пожеланий и
требований администрации, родителей,
традиций региона при
5. Обязательность ознакомления
учащихся и родителей с
При учете вышеперечисленных рекомендаций учителями в своей педагогической деятельности эффективность процесса обучения повысится, качество знаний, умений и навыков заметно возрастет, и проблема оценивания и контроля без учета объективности и справедливости снизится» [15, c.199]
Так как в данной исследовательской работе центральное место занимает процесс проверки и оценки знаний, позволю себе немного отвлечься от проблемы активизации познавательной деятельности и еще раз обратиться к вопросу отметки и оценки в современной школе, чтобы разобраться, есть ли какой-то выход из этой непростой ситуации.
Непростой она считается потому, что очень часто объективность школьных отметок подвергается сомнению, отметка создает ложную мотивацию для посещения школы, отметка отбивает все желание учиться и нередко настраивает учеников против учителя. Однако возможно ли представить школу без отметок? Что в таком случае делать учителям с процессом оценивания?
Данный вопрос находится под рассмотрением уже довольно давно и пристально. Так, к примеру, среди учащихся средних классов школы № 3 г. Минска был проведен опрос, в результате которого были получены следующие результаты (Рисунок 2.1)
Рисунок 2.1
Из этого следует, что преобладающее большинство не считает, что их знания оцениваются «правильно». Следующий вопрос анкеты выявил, сколько процентов учащихся огорчаются при получении «плохой» отметки (Рисунок 2.2)
Рисунок 2.2
Таким образом, выражена тенденция прямой зависимости эмоционального фона учащихся от их успешности в учебной деятельности. Также было выявлено мнение учащихся о том, занижают или завышают ли учителя отметки и намеренно или нет они это делают (Рисунок 2.3-2.4)
Рисунок 2.3
Рисунок 2.4
Сами учителя отвечают следующим образом: 26% считают существующую систему оценивания справедливой, 40% - лишь иногда, 27% - не считают таковой, 7% - затруднились с ответом.
«Обобщив наблюдения и исследования многих педагогов, можно свести недостатки отметочного обучения к следующему:
При наличии такого большого количества недостатков может возникнуть ложное убеждение о том, что отметку вообще стоило бы отменить. Однако рассуждать так в корне неверно. Оценка и отметка помогают учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Отметка важна и для родителей детей. Подавляющее большинство выступает категорически против отмены отметок. Ниже хотелось бы привести наиболее интересные мнения родителей касательно существующей системы оценивания и возможных путей ее усовершенствования:
Марина Сергеевна К.:
«Я за оценки в школе, но они должны быть анонимными, сосед по парте твои оценки знать не должен. Таким образом, исчезает травля «ботаников» или наоборот «двоечников». У ребенка, получившего плохую оценку, не возникнет комплекса неполноценности (откуда он знает, может по этой теме и у других плохие оценки), отметка перестанет быть методом воздействия учителя на ученика (будешь бегать на переменах, снижу оценку за четверть), т.е. только в случае анонимности оценка становится мерилом знаний и стимулом к улучшению, а не поводом для отчаяния».
Павел Валерьевич:
«Оценки должны оставаться, это реальный способ контроля родителями работы ребенка в школе».
Сапранович Ирина:
«Проблема, мне кажется, не в самих оценках, а в том, как к этому относятся учителя и родители. И еще важен открытый доступ к работам с плохими оценками, чтобы понять работу над какими ошибками делать. У нас часто в школе случается, что четвертные контрольные подшиваются и посмотреть на них проблематично, вот это мне не нравится. Т.е. не только родители не видят ошибок, за которые снижена оценка, но и дети тоже не знают! Вот зачем такие оценки, мне не понятно».
Гладков Ю. Н.:
«Ответы у доски отменять нельзя ни в коем случае! Где еще ребенок научится публично выступать и связно излагать мысли вслух?! Другое дело, что умный учитель знает, кого и когда вызвать к доске, кому ставить за это оценку, а кого просто, как бы попросить помочь».
Наталья Николаевна:
«Мне кажется, что отметки дают стимул к учебе. Не было бы отметок, дети перестали бы стремиться к улучшению знаний. Моего ребенка это подстегивает, хотя не всегда отметка бывает справедливой, и вот тут-то начинается наплевательское отношение к ней».
Степанова Валентина:
«Считаю, что оценка знаний должна быть, но не субъективная, а объективная».
Линева С. И.:
«Мне нравится финская система отметок. У них до 3 или 5 класса отметок как таковых не ставят, учитель делает себе в журнал пометки, и сам ребенок ставит себе за семестр отметку и обосновывает ее. Большой плюс при такой системе, что дети не разделяются на хороших и плохих по отметкам. У нас же это очень часто бывает – раз у моего ребенка «3», значит он плохой. Второй плюс: дети понимают, что они учатся не для отметки и родителей, а для себя. В итоге в старших классах они не просят списать (и не дают), редко, кто пользуется шпорами. А с 5-го класса ставят обычные отметки, которые ребенок осознанно заработал».
Екатерина М.:
«Отметка – один из методов воздействия учителя на ученика. Я не говорю о том, что отметка должна быть единственным стимулом к учебе, но это, так сказать, индикатор его способностей и старания. Отметка для ребенка – пока единственный стимул к учебе. Мы, например, с сыном договариваемся: если закончишь четверть на одни «5» - будет то-то, если с тремя «4» - другое, если с «3» - ничего не будет, ну и т.д. Пока, во втором классе работает. Взрослые призывы, вроде «в жизни пригодится», «устроишься на хорошую работу», слишком расплывчаты и далеки».
Козлова Рита:
«Без количественной оценки результата невозможно понять, и есть ли этот результат в принципе. Нужна шкала, по которой можно было бы понять, чего ребенок достиг».
Из всего вышесказанного, пусть порой некоторые из соображений родителей и не совсем верны с педагогической точки зрения, все же следует то, что отметка в школе должна быть. Это доказано и признанными педагогами. Другое дело, что требования и критерии к выставлению отметки должны предъявляться особые. Вполне заслуженно можно судить о компетенции педагога, исходя из его умения правильно оценить своих учеников. Если отвлечься от каких-либо методик, каждый преподаватель должен помнить об элементарных принципах, применим для процесса оценивания, которые обеспечивают так называемую «оценочную безопасность».
Прежде всего, учитель не должен скупиться на похвалу. Порой, это не обязательно должны быть даже слова – достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.д. В то же время, хвалить стоит самого исполнителя, но и не забывать о критике его работы. Так вместо того, что сказать «ты сделал три ошибки в этом примере», гораздо корректнее и продуктивнее будет предложить «давай найдем в этом примере три ошибки». Даже при совсем печальной картине, можно найти что-то хорошее, а именно, определить сильную сторону ребенка и впоследствии держаться за нее. Вовсе необязательно сообщать ребенку о его чудовищном неуспехе: «при чтении ты ошибся в 8 словах!» Лучше будет заметить: «В этом рассказе 20 слов. Ты прочитал верно 12 слов. Значит победа уже близко!» Каждый преподаватель должен уметь ставить перед ребенком только конкретные цели, однако их многочисленностью не стоит перегружать. Следует избегать формулы «опять ты не…», так как это самый верный способ выращивания неудачника. Безусловно, преподаватели должны постоянно наблюдать за работой учащихся. «Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости» [6, c.86]
Ребенок нуждается в оценке буквально всегда. Однако только настоящий учитель способен добиться того, чтобы усилие со стороны учащегося совершалось не ради оценки. Необходимо добиться правильной мотивации. Зависимость от внешней оценки снижается именно тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция – самооценка. Безусловно, это совсем нелегкая задача, но и весь труд учителя не назовешь простым. Ведь он заключается не просто в передаче знаний, но и в воспитании успешных, уверенных в себе, добрых, честных и умных людей.