Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации творческих способностей.
Раскрытие творческих способностей младших школьников
Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.
Художественные живописные материалы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

Каждый  вид изобразительной деятельности развивает технические навыки и художественные качества, присущие только этому виду. Это говорит о необходимости использования на занятиях с детьми широкого спектра художественных материалов и техник.

4. Установлено, что формирование  представлений старших дошкольников  и младших школьников о различных  художественных материалах и  способах их использования в  творческих работах будет эффективным  лишь в том случае, если этот  процесс будет опираться на  специальную методику, направленную  на активизацию творческих способностей  детей.

Методика  активизации творческих способностей детей средствами различных художественных материалов и техник должна опираться  как на обще-дидактические, так и  на частно-методические принципы. К частно-методическим принципам, отвечающим разработанной нами методики, отнесены следующие:

Принцип взаимодействия психического и мускульного  развития, при котором все виды изобразительной деятельности располагаются  в определенной последовательности в соответствии с психофизиологическими  особенностями возраста детей.

Принцип освоения изобразительных навыков  в процессе игровой деятельности.

Принцип логической и сюжетной взаимосвязи  в построении уроков изобразительного искусства.

Принцип постижения через формируемые художественные навыки свойств используемого изобразительного материала, а также свойств изображаемых предметов и явлений.

Принцип изучение учебного материала на высоком  уровне посильной сложности.

Принцип смысловой завершенности изобразительной  формы, в которую должно облекаться любое упражнение. Каждое изобразительное упражнение должно включать в себя элементы творчества, которое подразумевает процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях творческого задания.

5. Успешность выполнения творческих заданий старшими дошкольниками и младшими школьниками на занятиях изобразительным искусством во многом зависят от характера подачи учебной информации на уроке и включения детей в процесс активного добывания знаний. В связи с этим была разработана структура творческого урока, в которой реализуются потребности ребенка в самовыражении, воплощении творческих замыслов, создании художественных образов в творческих работах. Основные структурные элементы такого урока включают в себя: а) осознание потребности, которая в художественном творчестве совпадает с потребностью самовыражения; б) анализ потребности, освоение новой информации (овладение знаниями, умениями и навыками) необходимой для воплощения творческого замысла и формулирование, предлагавшихся ранее решений, критический анализ этих решений; в) рождения новой идеи; г) претворение замысла в творческой работе; д) подведение итогов урока, как осознание результативности творческого поиска ребенка.

Любая информация должна преподноситься детям  в виде проблемного изложения, а  все, поставленные педагогом вопросы должны решаться в ходе беседы с детьми. Выполнение творческого задания должно являться результатом решения проблемной ситуации.

6. Применение различных художественных материалов и техник сташими дошкольниками и младшими школьниками в процессе изобразительной деятельности должно быть связано с их изобразительно-выразительных особенностями, которые используются в определенных видах изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуре и т.д.). В этом случае применение широкого спектра изобразительных материалов будет способствовать активизации художественного творчества детей и их гармоничному развитию.

7. В ходе исследования были определены  основные критерии оценки творческих  работ старших дошкольников и  младших школьников выполненных в различных художественных материалах и техниках. Эти критерии позволяют выявить и оценить уровень проявления творческих способностей детей в процессе выполнения ими художественно-творческих заданий и включают в себя следующие характеристики: творческий замысел работы, композицию, грамотность изображения, технику владения художественным материалом, координационные способности.

Несмотря  на то, что данное исследование не исчерпывает  всех вопросов проблемы активизации  творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством, разработанные  в ходе исследования и внедренные в практику методические рекомендации по активизации творческих способностей старших дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами, позволют повысить эффективность процесса обучения детей основам изобразительного искусства и будут способствовать их гармоничному развитию.

Проведенное исследование может быть продолжено в направлении совершенствования  структуры и содержания экспериментальной  программы обучения старших дошкольников и младших школьников при использовании  широкого спектра художественных материалов и техник, а также в направлении  разработки специальных учебных  заданий, направленных на формирование навыков работы различными по характеру  художественными материалами.

 
1.3 Художественные живописные материалы.

В Европе для скручивания полосок  используют пластмассовый или металлический  стержень с прорезью на конце. Некоторые  и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой  ручки. В этом случае при скручивании  получается деталь со слишком крупным  и неровным отверстием в центре, но детям можно предложить и такой  вариант.

Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает. Подобие его можно  смастерить из толстой иглы и пробки. Дети также могут накручивать  бумагу на зубочистку.

Существуют линейки с отверстиями  разного диаметра, позволяющие создавать  элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали  кладутся в отверстия линейки.

Также используются пинцет (для точного  закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), обычно берётся  бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея.

Бумага

Для квиллинга используется бумага различной плотности (от 116 до 160гр./кв.м), окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для квиллинга (разноцветные микс и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.

Специальные полоски для квиллинга могут быть самых разных цветов и оттенков: белые, черные, цветные, блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая).

Инструменты

Инструментами для квиллинга могут быть специальные приспособления (QuillingStick) с деревянной, пластиковой или металлической ручкой и тонкой "вилочкой" на конце. В такую "вилочку" удобно вставлять полоску бумаги и постепенно её закручивать в ролл, поворачивая ручку. Кроме "вилочек" для квиллинга используют шило с тонким жалом, в этом случае после скручивания бумажного элемента практически не остается центральное отверстие, что ценится при создании миниатюрных квиллинг работ. К инструментам для квиллинга относят также: линейки с кругами для создания одинаковых элементов, машинки для нарезки бумажной бахромы, машинки для гофрирования бумаги (состоит из двух шестеренок, между которыми пропускается полоска бумаги для квиллинга), машинки для нарезания полосок из листа бумаги.

 

Заключение

Младший школьный возраст  отличается вступлением в учебную  деятельность. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также сам процесс усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию отдельных фактов, он связан со слиянием общественного опыта с личным, нахождением в каждом новом факте частички субъективного и практического. Таким образом, в процессе обучения происходит постоянное обогащение собственного опыта.

Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы. В процессе обучения ребенок начинает видеть в новом свете свой настоящий, прошлый и будущий мир, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности – деятельности познавательного обучения. Она становится ведущей и, следуя классическому тезису Д.Б. Эльконина, что ведущая деятельность определяет все остальные возрастные виды деятельности, что они формируются и дифференцируются в ней, правомерно говорить о том, что творческое мышление попадает под эгиду учебного процесса. Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно начинает оперировать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, правда, несколько спонтанной и бессистемной, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т.е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все свое внимание и все усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятся повседневными и «погружаются» внутрь психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. Поэтому к окончанию первого класса дети используют ранее выученное и переведенное в сферу навыков как средство для решения более сложных задач. Образуется внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления, т.к. психические процессы после «свертывания» и «погружения» лучше связываются, легче функционируют. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба подвигает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому. Исходя из этого можно заключить, что в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью, чему способствует и возрастающая самостоятельность детей.

Систематическое проведение занятий, использование алгоритмических  методов на уроках окружающего мира позволит расширить возможности  детей в преобразовании объектов, добиться преобразования идей, различных  операций.

Решение познавательных задач  на уроках природоведения помогают привить  интерес к предмету, развить интеллектуальные способности младшего школьника.

 

Список литературы

1. Азарова Л.Н. Как развивать  творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

4.Гальперин П.Я. Поэтапное  формирование как метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987

5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986

6. Давыдов. Психологическое  развитие в младшем щкольном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973

7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994

8. Ильичев Л.Ф.Федосеев  Н.Н. Философский энциклопедический  словарь. М.-1983 г. – с. 649.

9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

10. Круглова Л. Что делает  человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

12. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

13. Миронов Н.П. Способность  и одаренность в младшем школьном  возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

14. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.

15.Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.

16. Ожегов С.И. Толковый  словарь русского языка. –М.-2000 г.-с.757.

17. Субботина Л.Ю. Развитие  воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.

18. Страхова Н.М.Новые подходы  к организации образовательного  процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.

19. Тюников Ю.Сценарный  подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2004 г.- №  2.- с.87-88.

20. Талызина Н.Ф. Формирование  познавательной деятельности младших  школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.

21Хуторский А.В.Развитие  творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

22. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.  с. 6-12.

23. Шванцара И Диагностика психического развития - Прага 1978

24. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76.

25. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979 г.  с.98.

26. Эльконин ДБ Избранные психологические труды -М1989г.

Информация о работе Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами