Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа
Актуальность. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации творческих способностей.
Раскрытие творческих способностей младших школьников
Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.
Художественные живописные материалы.
Заключение
Список литературы
Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации творческих способностей.
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие мелкой моторики
детей дошкольного возраста –
это одна из актуальных проблем, потому
что механическое развитие руки находится
в тесной связи с развитием
речи и мышлением ребёнка. Уровень
развития мелкой моторики – один из
показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению. Обычно ребёнок,
имеющий высокий уровень
Актуальность. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Вопрос о факторах развития
творческого мышления школьников при
всей своей актуальности и прямой
связи с прикладными аспектами
психолого-педагогического
Творческое мышление в
онтогенезе формируется в результате
развертывания его естественно-
Следуя общепринятому в психологии принципу о дуализме развития, представим психолого-педагогические факторы, влияющие на творческое мышление, в форме противоречий, которые разрешаются не в пользу какой-то одной стороны, а в плане выхода в третий синтетический вариант, что означает переход на более высокую ступень творческого мышления.
Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Цель исследования заключается в научном обосновании
и экспериментельной проверке методических основ активизации творчества
дошкольников и младших школьников в процессе
использования различных художественных
материалов на занятиях изоразительным
искусством в соответствии с психо-физиологическими
особенностями детей этого возраста.
Объект исследования: развитие творческого мышления
детей школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития творческих мышления младшего школьника на уроках окружающий мир.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать
научно-методическую
2.Обеспечить диагностику
развития творческих
3.Определить формы и
содержание работы по развитию
творческих способностей
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Глава 1. Теоретические аспекты активизации творческих способностей.
1.1Раскрытие творческих
способностей младших
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством)
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.
Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.
Проблемы творчества широко разрабатывались
в отечественной психологии. В
настоящее время исследователи
ведут поиск интегрального
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
* творческое мышление,
* творческое воображение,
* применение методов
Для развития творческого мышления
и творческого воображения
Творческие задания
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.
Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.
Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
III уровень – предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:
II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:
I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:
* адаптированный алгоритм
* приемы разрешения
* типовые приемы разрешения противоречия.
Отечественные психологи и педагоги
( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков,В.В.Давыдов,З.И.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурным элементом содержания образования:
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание – “...
В младшем школьном возрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.