Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа
Актуальность. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации творческих способностей.
Раскрытие творческих способностей младших школьников
Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.
Художественные живописные материалы.
Заключение
Список литературы
Значение воображения в
Вместе с уменьшением
Младшие школьники большую часть
своей активной деятельности осуществляют
с помощью воображения. Их игры –
плод буйной работы фантазии, они с
увлечением занимаются творческой деятельностью.
Психологической основой
Однако, фантазия, как и любая
форма психического отражения, должна
иметь позитивное направление развитие.
Она должна способствовать лучшему
по знанию окружающего мира самораскрытию
и самосовершенствованию
Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт! По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа, конечного результата его деятельности,
- создание программы поведения
в ситуации неопределенности, создание
образов, заменяющих
- создание образов описываемых объектов.
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.
Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста
Подводя итоги параграфа, мы приходим к следующему выводу.
Ребенок младшего школьного возраста
в условия воспитания и обучения
начинает занимать новое место в
системе доступных ему
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.
Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта.Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и говой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности.
1.2 Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.
Ставя
цель научного обоснования и
Анализ
изученной психолого-
В
ходе исследования было определено значение
различных художественных материалов
и техник, для успешного формирования
изобразительных навыков, необходимых
в процессе решения художественно-
Определив значение изобразительных навыков работы различными художественными материалами для активизации детского творчества, мы попытались теоретически обосновать методы активизации творческих способностей старших дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными художественными материалами. С этой целью, нами были выделены психолого-педагогические принципы построения методики обучения изобразительному искусству, обеспечивающей активизацию творческих способностей детей.
Опираясь
на выделенные психолого-педагогические
принципы, способствующие активизации
творчества, нами была сделана попытка
оптимизировать процесс обучения основам изобразительно
С
целью подтверждения
Опираясь
на теоретическое освещение
При проведении формирующего эксперимента по предложенной нами экспериментальной программе мы опирались на специально разработанную диагностирующую методику, позволяющую выявить и оценить влияние грамотного использования различных художественных материалов на уровень творческих способностей старших дошкольников и младших школьников. С этой целью были выделены параметры, по которым проводились измерения и разработаны критерии оценки по каждому параметру. Обработка результатов творческих работ детей, выполненных в ходе формирующего эксперимента по предложенной экспериментальной программе показала эффективность данной методической системы. Тем самым была подтверждена гипотеза нашего исследования.
Разработка и психолого-методическое обоснование рекомендаций по эффективному использованию художественных материалов и техник в старшей группе детского сада и начальной школе на занятиях изобразительным искусством подтверждают практическую значимость данной работы для учителей изобразительного искусства.
Обобщая
результаты проведенного нами исследования
можно сделать следующие
Среди
факторов, влияющих на развитие творческих
способностей старших дошкольников и
младших школьников одним из существенных
является фактор, предполагающий владение
материалами и средствами творческого самовыражения.
Без этого фактора все другие компоненты,
необходимые в творчестве, такие как творческая
фантазия,воображение, потребность в творческом
самовыражении, не могут быть реализованы.
1. В изобразительном искусстве под материалом
и средствами творческого выражения подразумеваются
различные художественные материалы и
техники. Овладение изобразительными
2.
Формирование творческой
Каждый из перечисленных принципов должен опираться на возрастные психо-физиологические особенности старших дошкольников и младших школьников.
3.
Доказано, что различные художественно-