Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи совершенствования средне профессионального образования обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, широкое применение активных методов обучения.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретико-методические аспекты использования активных методов обучения в образовательном процессе 7
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика 7
1.2 Дидактические функции и задачи активных методов обучения 21
1.3 Преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования 26
2. Практическое использование активных методов обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования 28
2.1 Применение деловой игры как активного метода обучения на уроках информатики. 28
2.2 Применение мозгового штурма как метода обучения в работе с электронными таблицами 33
2.3 Интерактивный тренинг-зачет как активный метод обучения по теме «Электронные таблицы» 37
Приложение А 43

Файлы: 1 файл

АМО Трифонова Л.Н.docx

— 136.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ –

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

факультет заочного обучения

кафедра физики, информатики, математики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика  обучения информационным технологиям»

 

Тема: Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

 

БГТИ (филиал) ГОУ ВПО ОГУ 050501.65.5011.04 ОО

 

 

 

Руководитель работы

__________________ Степунина О.А.

"____" __________________ 2011 г.

Исполнитель

Студент гр. з08ПОи

Трифонова Л.Н.

"____" __________________ 2011 г.

 

 

Бузулук 2013

Министерство  образования И НАУКИ Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический  институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего профессионального  образования

"Оренбургский государственный  университет".

 

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра физики, информатики, математики

 

Задание на курсовую работу

 

Активные методы обучения в работе с электронными таблицами  в системе среднего профессионального  образования 

 

Исходные данные: современные  теоретические концепции активного  обучения и его использования  в подготовке специалистов; Федеральные  государственные образовательные  стандарты среднего профессионального  образования, рабочие программы  по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ».

Перечень подлежащих разработке в работе вопросов:

1) активные методы обучения: понятие, разновидности и их  классификации     по различным  критериям;

2) особенности работы  с электронными таблицами на  занятиях по информатике;

3) реализация активных  методов обучения на занятиях, посвященных изучению особенностей  работы с электронными таблицами 

Перечень графического материала: таблицы, рисунки, иллюстрирующие теоретический  материал и материал разработанных  занятий.

Дата выдачи задания: 24 ноября 2012 г.

Руководитель: __________ Степунина  О.А.

Исполнитель: ___________ Трифонова  Л. Н.                                                                        

Срок защиты работы «___» ______ 20__г.

 

Аннотация

Тема работы: Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

Работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении актуализируется проблема исследования, выявляются цели и задачи работы.

В основной части представлены активные методы обучения, а так же их разновидности и классификации по различным критериям, описаны особенности работы с электронными таблицами на занятиях по информатике.

В заключении сделаны выводы по работе и обобщение представленного  материала.

Далее представлен список используемых источников.

 

Содержание

 

Введение 5

1. Теоретико-методические  аспекты использования активных  методов обучения в образовательном  процессе 7

1.1 Сущность  активных методов обучения, их  характеристика 7

1.2 Дидактические  функции и задачи активных  методов обучения 21

1.3 Преимущества  активных методов обучения в  системе среднего профессионального  образования 26

2. Практическое  использование активных методов  обучения в работе с электронными  таблицами в системе среднего  профессионального образования 28

2.1 Применение  деловой игры как активного  метода обучения на уроках  информатики. 28

2.2 Применение  мозгового штурма как метода  обучения в работе с электронными  таблицами 33

2.3 Интерактивный  тренинг-зачет как активный метод  обучения  по теме «Электронные  таблицы» 37

Приложение  А 43

Приложение  Б 45

Приложение  В 46

 

Введение

 

Цели и задачи совершенствования средне профессионального образования обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, широкое применение активных методов обучения.

Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:

Актуальность  темы исследования. Применение активных методов обучения как неотъемлемой и существенной составляющей современных образовательных технологий вызывает необходимость формирования специальных знаний и практических подходов у преподавателей и организаторов учебного процесса.

Объект исследования – процесс использования активных методов обучения на занятиях с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования,

Предмет исследования – способы использования современных активных методов обучения в работе с электронными таблицами в образовательном процессе, пути их совершенствования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является влияние активных методов обучения на работу с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- анализ учебно-методической литературы по применению активных методов обучения;

- охарактеризовать активные методы обучения в образовательном процессе, пути их совершенствования.

- раскрыть роль активных методов обучения на занятиях с электронными таблицами.

Применение активных методов обучения как неотъемлемой и существенной составляющей современных образовательных технологий вызывает необходимость формирования специальных знаний и практических подходов у преподавателей и организаторов учебного процесса, что и является целью данного издания В современных условиях эта работа представляется не только перспективной, но и жизненно необходимой. Через несколько лет без активных методов обучения будет невозможно представить себе процесс подготовки современного специалиста в любой области.  

1. Теоретико-методические аспекты использования активных методов обучения в образовательном процессе

1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика

Активные методы обучения – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями  активных методов обучения являются:

  • целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной;
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
  • интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Существенный вклад в  развитие теории и практики  активных методов обучения внесли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков,

И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров,

А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник,

 В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.

В середине 80-х гг. по инициативе М. М. Бирштейн [1], автора первой в мире деловой игры, проведенной в Ленинградском инженерно-экономическом институте в 1932 г., стали издаваться каталоги деловых игр СССР и впервые была сделана попытка классификации активных методов обучения и сфер их применения.

Существующие в настоящее время подходы к классификации активных методов обучения отражают различные их свойства и наиболее важные с точки зрения авторов классификационные признаки [2-3], [14-17].

Одна из классификаций, [4] отличается более четкой терминологией, признаками и целями подразделения активных методов обучения, что особенно важно для обмена идеями в профессиональной среде и разработки соответствующего методического обеспечения.

Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных активных методов обучения (в отличие от имитационных), является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между обучающими (преподавателями) и обучаемыми (слушателями).

Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных активных методов обучения, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).

Особенность имитационных методов  – их разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых. Охарактеризуем основные активные методы обучения по видам занятий [5].

К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на машинных моделях.

Деловая игра – это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем.

Анализируя различные  подходы к определению понятия деловой игры, М. М. Бирштейн писала что «…деловая игра – это средство развития творческого профессионального мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра имитирует вполне конкретные условия производства, деятельность и отношении работающих (специалистов). Ее участники должны ставить на первый план не игровую цель, а познавательную (точнее, самовоспитательную). Выполнение участниками игровых правил и следование профессиональным нормам – необходимая предпосылка индивидуальных и совместно принимаемых решений в рамках отведенной каждому роли. Наконец, участники создают, разыгрывают и разрешают проблемные ситуации, общаясь друг с другом».

С учетом вышеизложенного определим обязательные признаки деловой игры :

    • наличие проблемы управления социально-экономической или социально-психологической системой;
    • наличие общих целей всего игрового коллектива;
    • наличие различных ролей и в соответствии с ними различие интересов (конфликт) участников, назначенных выполнять эти роли;
    • невозможность полной формализации системы, наличие не-определенности в обстановке, учет вероятностного характера многих факторов и, исходя из этого, наличие игровой имитационной модели рассматриваемого процесса;
    • наличие реального или условного фактора времени;
    • динамичность изменения обстановки и наличие обратной связи, зависящей от решений участников игры в предыдущие моменты времени и влияющей на изменение обстановки в последующие, т. е. наличие «цепочки решений»;
    • наличие системы оценки результатов игровой деятельности;
    • наличие системы мотивации участников, дающей объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели, общего результата деятельности игрового коллектива;
    • многоальтернативность решений;
    • обязательное минимально необходимое и достаточное документальное обеспечение деловой игры;
    • наличие управляемого эмоционального напряжения [6].

Оценка действий участников игры может производиться экспертами, жестким или комбинированным методом. Первый метод характерен тем, что оценка действий играющих дается руководителем деловой игры или группой экспертов на основании опыта, здравого смысла, интуиции. Жесткий метод оценки характерен формализованными действиями, в основном расчетами. Комбинированный метод предусматривает сочетание экспертных и формализованных оценок.

В ходе развития игрового моделирования появились новые классы игр. Область их эффективного применения достаточно широка: от учебной деятельности до экспериментальной апробации управленческих решений в реальной деятельности. Основная цель проведения деловых игр – дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным.

По целевому назначению деловые игры могут быть учебными, проектировочными, исследовательскими. Учебные дидактические игры могут быть аттестационными, блиц- и мини-играми, где важным фактором для преподавателя является длительность игрового времени. Помимо разновидностей в зависимости от фактора времени учебные игры можно рассматривать в зависимости от степени охвата и сложности решаемых задач и выделить итоговые и контурные деловые игры.

Информация о работе Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования