Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа
Цели и задачи совершенствования средне профессионального образования обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, широкое применение активных методов обучения.
Введение 5
1. Теоретико-методические аспекты использования активных методов обучения в образовательном процессе 7
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика 7
1.2 Дидактические функции и задачи активных методов обучения 21
1.3 Преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования 26
2. Практическое использование активных методов обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования 28
2.1 Применение деловой игры как активного метода обучения на уроках информатики. 28
2.2 Применение мозгового штурма как метода обучения в работе с электронными таблицами 33
2.3 Интерактивный тренинг-зачет как активный метод обучения по теме «Электронные таблицы» 37
Приложение А 43
Значение мозгового штурма: обыденное (посидим - обмозгуем) и профессиональное – интенсификация процесса порождения идей для их дальнейшей разработки.
Учебное занятие c применением мозгового штурма проводится для учащихся учащихся 1 курса учреждений профессионально-технического образования по теме «Microsoft Excel» На протяжении занятия учащиеся должны:
Тип занятия: обобщающее занятие с игровыми элементами.
Оборудование занятия:
Занятие проводит педагог (главнокомандующий штурма), ему помогает педагог-организатор (адъютант).
Ход занятия
I. Организационный момент. Подготовка к штурму: (приветствие, объявление темы занятия и постановка целей перед учащимися, объявление условий игры, разбивка учащихся на две команды «Синих» и «Зеленых») – 5 мин.
II. Основной этап (работа в командах). Мозговой штурм – 35 мин.
Разведка боем (интеллектуальная разминка):
Данное задание носит характер разминки, способствует настрою учащихся на игру в командах.
Предложить учащимся ответить на вопрос «Назначение электронной таблицы?». Правильно ответивший зарабатывает для своей команды дополнительный зачетный балл «Орден», а также право на первый ход.
Обе команды за 3 минуты должны составить новые слова из словосочетания «Электронные таблицы». Команда, составившая больше слов и составившая самое длинное слово, выигрывает и получает «Орден».
Адъютант подводит итоги первого конкурса, результаты фиксирует в таблице.
Вторая атака «Реши задачу»:
Каждой команде предлагается несколько занимательных задач.
Команда, правильно выполнившая задание, получает “Орден”.
Адъютант подводит итоги третьего конкурса, результаты фиксирует в турнирной таблице.
Третья атака «Построй диаграмму»:
От каждой команды выбираются по 4 человека. Задания выполняются на компьютерах в течение 10 минут. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно построит диаграммы, получает «Орден».
На основе данных, приведенных в таблице, постройте несколько типов диаграмм, наглядно показывающих итоги сессии.
Разбираем со студентами когда необходимо использовать базы данных.
Так как базы данных изучались раньше электронных таблиц, то студенты свободно говорят для чего они необходимы и как работать в БД.
Останавливаемся на отличительных особенностях Excel и Access.
Далее предлагается на практике построить базу данных и осуществить поиск данных в ней.
Адъютант подводит итоги пятого конкурса, результаты фиксирует в турнирной таблице.
III. Подведение итогов занятия, награждение победителей: “После штурма” – 5 мин.
Главнокомандующий штурма (педагог) отмечает и анализирует вклад каждого учащегося в победу своей команды, характерные для всех ошибки, допущенные в процессе игры, и намечает перспективу их исправления.
Адъютант (педагог-организатор) подсчитывает зачетные баллы – “Ордена”, все результаты заносятся в таблицу, объявляются победители игры “Мозговой штурм”. Все учащиеся, участвовавшие в игре “Мозговой штурм”, получают “зачет” за I четверть.
Интерактивные игры - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Понятие «интеракция» включает внутриличностную и межличностную коммуникацию. Аспекты интерактивных игр, усиливающих мотивацию студентов:
Тип занятия: обобщающее занятие с игровыми элементами.
Оборудование занятия:
Занятие проводит педагог-организатор.
Ход занятия
I. Организационный момент. Подготовка к тренингу: (приветствие, объявление темы занятия и постановка целей перед учащимися).
II. Основной этап
Задание №1 (работа по вариантам).
Интерактивный тренинг предполагает деление учащихся по вариантам. Каждый вариант решает свой тест. Варианты тестовых заданий представлены в Приложении В. Оценки выставляются в журнал.
Задание №2 (вопрос-ответ)
Следующий этап интерактивного тренинга включает в себя следующее задание «Вопрос-ответ»
Учащиеся так же разделены на 2варианта. Первый вариант будет задавать вопросы на тему электронные таблицы, второй - отвечать. Затем меняемся. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд в конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.
Пожалуйста, правая команда,
задавайте вопросы своим
Итак, давайте оценим проведенную игру. Ведущий, определит победителей.
Задание № 3(закончи
фразу)
Учащиеся
по кругу высказываются одним предложением,
выбирая начало фразы из рефлексивного
экрана.
Рефлексивный экран
я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
занятия дали мне для жизни…
мне захотелось…
III. Подведение итогов и составление диаграммы с помощью таблиц взятых из интернета.
Заключение
Использование активных методов в обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.
В первой главе было дано определение активным методам обучения, а так же были представлены дидактические функции и задачи. Кроме того были даны преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования.
Во второй главе даны примеры занятия для проведения деловой игры с применением электронных таблиц как активного метода обучения
Таким образом, мы проанализировали процесса использования электронных таблиц в современных активных методах обучения и достигли заданных задач:
- охарактеризовали активные методы обучения в образовательном процессе, пути их совершенствования;
- раскрыли роль активных методов
обучения на занятиях с электронными таблицами.
Список используемых источников
- М., 1998.
Н.Д. Никандров // Магистр. – 1994. - № 6.