Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи совершенствования средне профессионального образования обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, широкое применение активных методов обучения.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретико-методические аспекты использования активных методов обучения в образовательном процессе 7
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика 7
1.2 Дидактические функции и задачи активных методов обучения 21
1.3 Преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования 26
2. Практическое использование активных методов обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования 28
2.1 Применение деловой игры как активного метода обучения на уроках информатики. 28
2.2 Применение мозгового штурма как метода обучения в работе с электронными таблицами 33
2.3 Интерактивный тренинг-зачет как активный метод обучения по теме «Электронные таблицы» 37
Приложение А 43

Файлы: 1 файл

АМО Трифонова Л.Н.docx

— 136.94 Кб (Скачать файл)

Итоговая деловая  игра по дисциплинам или специальности представляет собой такую деловую игру, главной целью которой является комплексная проверка и оценка уровня подготовки студентов по ключевым дисциплинам специальности, изученным ранее.

Итоговая деловая игра является существенным элементом современной системы оценочных средств.

 «Контурной» деловой игрой будем называть такую, которая может применяться с учетом специфики различных сфер профессиональной деятельности на разных уровнях обучения, при наполнении «контура» (игровой модели) тем объемом и степенью сложности проблем, который доступен уровню подготовленности обучаемых.

Поэтому перспективы игр  такого типа в учебном процессе любого

уровня очень широки.

Организационно-деятельностные игры направлены на имитацию процессов решения новых проблем, сложных социально-производственных задач, требующих не только объединения усилий специалистов различных направлений и их зантересованности в достижении желаемого результата, но и проведения технологических процедур с целью освобождения участников от стандартов и шаблонов мыследеятельности и поведения. К играм данного класса, так называемого «открытого» типа, относятся поисково-апробационные и инновационные, а также некоторые другие (поназванию, но не по существу).

Инновационные игры предназначены для развития и формирования инновационного мышления и поведения, способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты, для экспериментального проведения нововведений.

Поисково-апробационные игры предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала, направленного на поиск, разработку и испытание новых идей, направлений, видов деятельности.

Разыгрывание  ролей – имитационный игровой метод обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

    • наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной

деятельности и распределение  ролей между участниками их решения (например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание);

    • взаимодействие участников игрового занятия, обычно

посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в

процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

    • ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих

условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т. д.;

    • оценка результатов обсуждения и подведение итогов

преподавателем.

Игровое проектирование (конструирование, разработка методик) характеризуется следующими признаками:

    • наличие исследовательской, инженерной или методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
    • разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один студент или слушатель) и разработка последними вариантов решения поставленной проблемы (задачи);
    • проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Игровые занятия  на машинных моделях предполагают реализацию игровых методов обучения с использованием компьютерных моделей различной степени сложности. Отличительной особенностью этих занятий является особый характер интерактивности: участники игры взаимодействуют с персональным компьютером, реализующим алгоритм реакции на решения играющих, либо взаимодействуют друг с другом посредством (сетевые модели).

В модели компьютерной деловой  игры должны быть реализованы вышеперечисленные признаки деловых игр, кроме наличия различных ролей

и непосредственного взаимодействия участников. Примерами ком-пьютерных деловых игр, применяемых в учебном процессе, являются «Бизнес-курс: Предприятие», «Бизнес-курс: Корпорация» и т. д.

Искусственная образовательная  среда – это комплекс моделей действий и условий для имитации реальной действительности, позволяющий организовать обучение закономерностям и технологиям деятельности в различных ситуациях. Искусственная образовательная среда дает возможность настроек на различный уровень подготовленности обучаемых [18].

К имитационным неигровым занятиям относят ситуационные методы,

имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг.

Анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического решения.

Ситуация – это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление, имевшее место в практике. В этом качестве любая характерная ситуация из области управления может служить объектом для анализа и обучения. Возможен случай, когда ситуация кроме материала для анализа содержит и проблемы, требующие решения. Этому методу присущи следующие основные признаки:

    • наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
    • разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
    • обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т. д.;
    • подведение итогов и оценка результатов преподавателем, ведущим занятие. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.

Перечисленные признаки метода конкретных ситуаций определяют область его эффективного применения. Очевидно, наиболее целесообразен он в тех случаях, когда рассматривается отдельная организационная, экономическая или управленческая задача, как правило, в статике. Возможные варианты решения могут быть количественно или экспертно оценены, что позволяет в конечном счете принять наиболее целесообразные из них. Как правило, лучший вариант не представляет собой заранее установленного верного однозначного решения, а формируется руководителем с учетом материалов, предложенных участниками занятия [7].

Различают четыре вида ситуаций по их назначению в учебном процессе: ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения [8].

Ситуация-проблема представляет определенное сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности.

Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого в определенном смысле уже найден. При этом проводится критический анализ ранее принятых решений. Дается мотивированное заключение по поводу происшедшего события. Позиция слушателей – по сути позиция стороннего наблюдателя.

Ситуация-иллюстрация  поясняет какую-либо сложную процедуру или ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие излагаемую суть, хотя и по поводу них допустимо сформулировать вопрос или согласие, но тогда ситуация-иллюстрация уже перейдет в ситуация-оценка.

Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Ситуация-упражнение могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Ситуация-упражнение носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт.

Известно несколько методов работы по анализу конкретных ситуаций:

    • ролевое разыгрывание конкретной ситуации, представленной руководителем занятий и изученной участниками заранее. Такое занятие может перевести ситуацию-проблему в ролевую игру;
    • коллективное обсуждение конкретной ситуации, предложенной преподавателем, устное или письменное. Это возможно ,если текст конкретной ситуации невелик и обучаемый может еголегко воспринять.

Кейс – разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучаемыми. В понятие кейс-технологии входит порядок рассмотрения, анализ, поиск решения, выработка экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии. Характерной особенностью кейс-технологии является ее ориентация на оценочные характеристики.

Кейсы, по сравнению с  обычными учебными задачами, обладают определенными особенностями.

1. В основе кейса, как  правило, лежит конкретная ситуация –реальная или специально сформулированная преподавателем, материал которой подкреплен результатами специальных исследований, формами статистической отчетности и другой дополнительной информацией.

2. Для кейса не является  характерным или примерным наличие четко сформулированных вопросов; при разборе кейса не всегда очевидно, что является главным и требует первоочередного анализа; одним из наиболее важных и трудных этапов в анализе кейса и поиске решения является определение главной проблемы.

3. Кейс может не иметь  однозначного решения. Конкретная ситуация, лежащая в основе кейса, может предполагать множество решений, более или менее близких к оптимальному.

4. Когда решение в общепринятом понимании этого слова выработать нельзя, решением можно считать выявление и уяснение проблемы, ее анализ и определение линии поведения в сложившейся обстановке. Таким образом, в основе метода анализа конкретных ситуаций, как правило, лежат свершившееся событие, реальные факты, отражающие уже осуществленные решения, которым в ходе учебных занятий дается оценка. Кейс-технология, в свою очередь, строится на анализе кейса – сложившейся ситуации (например, реальной рыночной конъюнктуры) или специально сформулированных условий осуществления того или иного вида деятельности, в которых еще не существует готового решения.

Имитационное  упражнение характеризуется признаками, сходными с теми, которые присущи ситуационным методам. Специфическая черта имитационного упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не обучаемым) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. Поэтому имитационное упражнение оказывается более простым, а результат в определенном смысле запрограммированным [8].

Чаще всего здесь не требуется каких-либо длительных и  глубоких исследований или проектно-конструкторских работ в период подготовки и проведения занятий, а сами занятия сравнительно короткие и легко укладываются в обычное расписание. Пример имитационного упражнения – проверка знания тех или иных законоположений, правил, методов, инструкций – например, действия при наступлении чрезвычайной ситуации, работа с обращениями граждан в органах государственного и муниципального управления, заполнение форм бухгалтерской, статистической отчетности и т. п.

Индивидуальный  тренаж проводят с помощью специально сконструированных тренажеров, а также терминальных устройств компьютера. Примером может служить использование тренажеров для подготовки диспетчеров. Вместо специально сконструированных тренажеров в ряде случаев используются компьютеры и соответствующие терминалы, например, для обучения начальника цеха, прораба и др.

Групповой тренинг – групповая форма взаимодействия – особая учебно-экспериментальная обстановка, обеспечивающая участникам группы моменты новизны, которые заставляют обучаемых нестандартно подходить к решению проблем, используя новые техники и тактики поведения, излагаемые преподавателем [9].

К неимитационным занятиям относятся: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, групповая консультация, педагогические игровые упражнения, МАСТАК-технологии, презентация, олимпиада, научно-практическая конфе-ренция. Активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Проблемная лекция активна в том случае, если самостоятельная творческая работ обучаемых реально обеспечивается контрольными вопросами, обсуждением рассматриваемого материала и другими способами. Определяющим признаком проблемной лекции является постановка и разрешение учебных проблем с различной степенью приобщения к этому обучаемых.

Проблемный семинар и тематическая дискуссия являются активными, если гарантируется вовлечение всех обучаемых в качестве докладчиков и выступающих, если весь коллектив обучаемых вовлекается в творческое обсуждение поставленных вопросов.

Информация о работе Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования