Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа
В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.
На сегодняшнем этапе развития культурной и социально-экономической жизни, педагогическому сообществу невозможно уйти от проблем в воспитании школьника, которое является очень важной и неотъемлемой частью образования. Поэтому общество пришло к осознанию того, что воспитание играет большую роль во всем едином и сложном процессе образования и развития школьников.
Будущее поколение нашей
страны должно стать достойными гражданами
Республики Беларусь, которые будут
чтить и бережно хранить
Стратегия развития воспитания определена в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь (2006-2010). В ней выделены важные задачи воспитания, которые включают в себя:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального
самосознания на основе государственной идеологии;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- формирование нравственной, эстетической и экологической
культуры;
- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
- формирование культуры семейных отношений;
- создание условий для социализации, саморазвития и
самореализации личности.
Современному и активно развивающемуся обществу нужны образованные, успешные, предприимчивые и находчивые люди, которые бы самостоятельно принимали жизненно важные решения в ситуации выбора, были бы мобильны, динамичны, с чувством ответственности за свое дело и судьбу всей страны в целом.
Цель педагогического сообщества – научить будущее поколение воспринимать проблемы страны не как что-то очень далекое, а как свои собственные. Научить их переживать за судьбу своей страны в полной мере.
На сегодняшний день, само время и современное общество ставит перед нами огромную задачу – формирование личности, воспитание в ней гражданских качеств.
Воспитание нового поколения представляет собой очень сложный и трудоёмкий процесс, который стоит перед всеми нами и является общенациональным делом.
Сегодня подростков необходимо защитить от вседозволенности, насилия и агрессии, от никотина и алкоголя. С другой стороны необходимо научить их жить в современном и активно изменяющемся мире, уметь формировать собственный взгляд и мнение на все события, происходящие в мире.
Поэтому задача педагога, как можно ближе объединить эти направления по воспитанию достойного поколения.
В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.
Одной из причин асоциального поведения является неправильная организация досуговой деятельности в свободное время от учебы, а также в каникулярный период. Дети в это время предоставлены сами себе, из этого и вытекает более глобальная проблема, связанная с беспризорность. Именно воспитание должно стать ведущим механизмом в системе обучения, а также общего развития личности и формирования национальной культуры. Именно это и обусловило выбор мною данной темы исследования.
Цель работы:
- проанализировать наиболее
актуальные проблемы
Задачи:
- Охарактеризовать наиболее
актуальные проблемы
- Выявить психолого-
- Разработать
методику организации
При написании курсовой работы
на тему «Актуальные проблемы воспитания
учащейся молодежи на современном этапе»
нами были использованы следующие методы
научно-педагогического
Базой моего исследования является: Буйничская средняя школа Могилевского района Могилевской области.
ГЛАВА 1. Проблемы воспитания подростков в психолого-педагогической литературе.
Вопросы воспитания всегда находились в центре внимания философов и педагогов: Я. А. Коменский говорил, что от воспитания детей зависит исправление человеческих дел на земле, развитие всего общества. Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. [7, с. 105]
К. Д. Ушинский определял педагогические закономерности, позволяющие открыть приемы, методы, средства воспитания и образования на основании изучения природных задатков и особенностей психики. Он советовал педагогам тщательно изучать своих воспитанников, их физическую и душевную природу, обстоятельства их жизни. Ушинский был первым общественным деятелем, который, подняв проблему народности в воспитании, дал ей глубокое и убедительное теоретическое обоснование и реальное воплощение в практике. При этом народность в трактовке Ушинского не означала ни самозамкнутости и изолированности от чужих культур (славянофильство), ни механического перенесения к себе чужих достижений (западничество).
Он предложил свой взгляд на сущность воспитания и образования, обосновав его идеей народности. Основные ее положения сводятся к следующему:
— Единой для всех системы воспитания не существует, у каждого народа своя особенная национальная система воспитания.
— Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.
— Народность является общей закономерностью воспитания у любого народа, определяет цели воспитания и содержание педагогических идей. Если воспитание хочет быть действенным, оно должно быть народным.
— Необходимо развитие общественного мнения, общественной инициативы в деле воспитания; успешное решение проблем национального воспитания возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общества. [20, с.213-218]
К. Д. Ушинский отмечал, что для успешной воспитательной деятельности нужны не только соответствующие умения и навыки, но и обстоятельные теоретические знания. Подчеркивая это, он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». [21, с.11]
По мнению Н. Ф. Бунакова, школа должна удовлетворять интересы и потребности народных масс. Исходя из этого, он определил содержание обучения и воспитания детей в Петинской народной школе, считая ее главной задачей подготовку детей не для экзамена, а для жизни.
Он не разделял мнения о необходимости резкой грани между воспитанием дворян и других «барствующих» классов, с одной стороны, и воспитанием детей народа — с другой. По его мнению, совершенно несправедливо выделять барскую школу, придавая ей общеобразовательный характер.
В воспитательной работе с детьми большую роль играл личный пример учителя. Значительную роль в нравственном воспитании детей Н. Ф. Бунаков отводил внеклассным и внешкольным делам. [3, с.158-159]
Ученый В. А. Сухомлинский посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром. [18, с.89]
В.А. Сухомлинский разделял мнение о
том, что успех воспитания во
многом определяется развитием эмоционально-
Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.
“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка”. [17, с.171].
Анализ педагогической литературы показал, что в настоящее время выявлены следующие компоненты воспитательной системы:
- цели, т. е. совокупность идей, для реализации которой она создается.
- деятельность, обеспечивающая реализацию целей.
- субъект деятельности, её
организующий и в ней
- среда обитания, освоенная субъектом.
- управление, обеспечивающие
интеграцию компонентов в
Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками.
С течением времени и активно
развивающемся обществом
В концепции образования и воспитания в Беларуси 1993 года говорится, что образование и воспитание ориентируются на гуманистические идеалы общества, главный из которых - становление и развитие образованной, творческой и нравственной личности. Это обусловливается непрерывной изменчивостью окружающего мира, высокими темпами экономических и политических преобразований, что требует от человека гибкого, сознательного и ответственного поведения. Способность к творчеству, социальная и моральная ответственность становятся ведущими критериями готовности человека к жизнедеятельности. Поэтому необходимо, чтобы на смену обучению, которое строилось преимущественно на передаче информации и памяти, пришло образование, организованное на основе самостоятельного творчества. [8]
Главная цель обучения и воспитания - становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности. Важными целями национального образования и воспитания также являются:
- воспитание жителей
республики как граждан
- жизненное самоопределение молодежи, ее профессиональная ориентация,
- социальная адаптация
и подготовка детей с
недостатками в умственном и
физическом развитии к
- оказание помощи
взрослым в получении
Осуществление
этих мер будет способствовать
национальному возрождению,
В Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 1999 год, в качестве цели воспитания определено формирование социальной и духовной зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ на 2006-2010 гг. определяет:
- подходы к процессу воспитания,
- основные направления воспитания,
- систему на основе программ воспитания.
В ней выделены цели, задачи и основные требования к организации воспитания.
Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Основные требования к организации воспитания:
- обеспечение качества воспитания;
- соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;
- системность и единство педагогических требований;
Информация о работе Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе