Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа
В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.
- реализация личностно ориентированного подхода;
- создание условий для
развития творческих
- преемственность и
- профилактика противоправного
поведения, поддержка детей,
- педагогическая поддержка детских объединений, развитие их инициатив.
В документе определены основные направления воспитания: воспитание гражданской культуры личности, нравственная и эстетическая культура личности, воспитание экологической культуры, культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности, воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание семейно-бытовой и досуговой деятельности. [9]
Проанализировав эти документы мы можем с уверенностью сказать, что вопросы обучения и воспитания не стоят на месте, они перерабатываются, изменяются и дополняются в связи с потребностями общества в целом, для развития и воспитания достойного гражданина своей страны.
Проведенный анализ педагогической
литературы показал, что по общим
вопросам воспитания очень мало литературы,
наиболее полно в литературе рассматривается
вопросы воспитания по конкретным направлениям,
которые сложились еще в
Мы можем рассмотреть
подробнее несколько
Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт на первый план выдвигал нравственное воспитание. Ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном слове: нравственность». [5, с.133]
Из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником» [22, с.429]» «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственности составляют главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...» [22, с. 431]
Но если педагоги – классики
признавали огромную роль нравственности
в развитии и формировании личности,
тем большее значение приобретает
эта проблема в системе современного
воспитания. Мы создаем правовое общество
с высокой культурой отношений
между людьми, которые будут
Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников.
2. Эстетическое воспитание.
Задача школы - обеспечить необходимую
эстетическую подготовку
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого и означает ощущение ,чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения рисования, пения, музыки.
Необходимо формировать у учащихся:
- эстетические потребности в области искусства,
- развитие у учащихся художественных восприятий,
- формирование художественного вкуса,
- приобщение учащихся к художественному творчеству. [24, с 390]
3. Воспитание патриотизма.
Многие мыслители и педагоги
прошлого глубоко раскрывали
роль патриотизма в развитии
и формировании личности. Белорусский
просветитель Ф. Скорина
«Понеже от прирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих, - тако ж и люди, и где зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать» [16, с.59]
Белорусский революционер-демократ К. Калиновский подчеркивал, что патриотизм выступает в качестве могучего морального стимула, побуждающего людей к борьбе за свое национальное освобождение, за утверждение чести и достоинства белорусского народа. [1, с.200]
Русский критик-демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества. Поэтому поводу он говорил: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». [2, с.488-489]
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. [20, с.160]
На сегодняшний день суть учебно-воспитательной работы должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя этих качеств.
4. Физическое воспитание.
Оно выступает как
Важное значение в содержании физического воспитания имеет:
- формирование у учащихся
потребности в занятиях
- обогащение учащихся
системой знаний о сущности
и общественном значении
- развитие у учащихся двигательных умений и навыков.
- развитие у учащихся
физических способностей и
- формирование у школьников
санитарно-гигиенических
На основе анализа педагогической литературы мы можем с уверенностью сказать, что формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, духовно-нравственного, трудового, эстетического, а также умственного воспитания человека.
Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю жизнь. Человек – вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс представляет собой самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте, который является одним из сложнейших этапов жизни человека.
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
Учебно-воспитательный процесс в современной школе строится в зависимости от возраста, так как каждый возраст имеет свои особенности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что подростковый возраст является самым проблемным, так как это возраст связан с перестройкой организма ребенка, его половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития.
Важное изменение в
социальной ситуации развития подростка
связано с той ролью, которую
выполняет в этот период коллектив
учащихся. Они включаются в различные
виды общественно полезной деятельности,
что существенно расширяет
Исследования Д. И. Фельдштейна показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой, а также социально одобряемой деятельности.
Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь.
Автор выделяет 3 основные стадии развития подростков: 10 – 11 лет (1 стадия), 12 – 13 лет (2 стадия), 14 – 15 лет (3 стадия).
Основные тенденции развития
заключаются в том, что меняются
потребности и мотивы, стремления
подростков, их отношение к обществу,
социальным группам, к себе и своему
будущему. На первый план все более
выступает потребность в
На 1 стадии подростки «принимают» себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт. На 2 стадии – ситуативно - негативная самооценка сочетается с общим позитивным отношением ребят. На 3 стадии – начинают критически относится к себе, у многих преобладает отрицательная самооценка.
Д. И. Фельдштейн считает поиск «такой социально заданной формы жизнедеятельности подростков, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит и субъектом собственного развития». [23, с.258].
По мнению К. Н. Поливановой,
чрезвычайно важна для
В этот период он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, но еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворять все возникающие запросы и потребности. Вместе с тем происходит бурное физическое и половое развитие, которое усиливается и переживается подростками. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.
Как считает Грейс Крайг, в подростковый период возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами возраста. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, т.е. у сверстников. Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. [10, с.213]
Подросток обладает сильной потребностью в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях.
В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что они от него ждут другие. Поэтому оказывается, что конкретная личность - это то, что есть не для себя, а для других, поскольку только через других личность обретает себя и в других она продолжается и живёт. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в группе возникает феномен ответственности.
Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей в деятельности общения. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрезвычайна, важна для формирования самосознания. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. [25, с.98-100]
Информация о работе Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе