Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа
В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.
«Порой в глаза бросается вот, что: чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем, будто совсем не могут овладеть его. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может и не заметить людского горя». Так великий педагог, тончайший психолог детской души В. А. Сухомлинский рисует психологический образ и модель поведения школьника, вошедшего в стадию отрочества – в подростковый возраст. [18, с.250]
В пособии Русаковой Е.М. «Репродуктивное поведение подростков» выявлено, что подростковый возраст – это период превращения ребёнка во взрослого, сопровождающийся физическими и половыми изменениями организма, которые происходят вместе с его эмоциональным и социальным развитием, адаптацией в обществе (подростками считаются лица в возрасте от 14 до 18 лет).
В этом периоде у подростков существуют следующие потребности:
Т.В. Драгунова полагает,
что перестройка социальной ситуации
развития в подростковом возрасте заключается
именно в постепенном переходе от
характерного для детства типа отношений
ребенка и взрослого к
Как пишет Т.В. Драгунова
- центральное новообразование в
личности подростка связано с
качественным сдвигом в развитии
самосознания в форме возникновения
у подростка представления о
себе как уже не ребенке. Действенной
стороной этого представления является
стремление быть и считаться взрослым.
Именно это специфическое
О.П.Макушина также подчеркивает
важность возникновения в этом возрасте
чувства взрослости [13, с.137]. Она пишет,
что именно в данный период у детей
возникает тенденция к
Анализ психолого-
ГЛАВА 3. Методика организации воспитательной работы по профилактике наркомании среди подростков.
В ходе написания курсовой работы на тему «Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе» нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, где мы увидели, что по общим вопросам воспитания очень мало литературы, однако наиболее полно в литературе рассматриваются вопросы воспитания по конкретным направлениям, которые сложились еще в Древней Греции. Это нравственное, физическое, эстетическое, трудовое и умственное воспитание.
Но с течением времени,
в связи с изменениями в
обществе, основные направления воспитания
начинают изменяться и все большую
важность приобретает формирование
здорового образа жизни у подростков.
Поэтому педагогическому
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как, ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании в Буйничской средней школе Могилевского района Могилевской области будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить ряд задач в Буйничской средней школе:
1) определить специфику
наркомании как особого
2) выявить социально-
3) обосновать систему
педагогических условий
4) разработать систему
педагогических средств,
5) определить круг специалистов,
работа которых повысит
В ходе беседы с завучом Буйничской средней школы, Дергачовой В. А., нам была предоставлена информация о принципах работы школы по предупреждению наркомании среди подростков, а именно:
1. Комплексность или
-органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
-специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
-органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
2. Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
-возраста детей;
-степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
3. Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
4. Многоаспектность: сочетание
различных направлений
-социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
-психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
-образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
5. Легитимность: профилактическая
работа должна осуществляться
в рамках правовой базы (с учетом
нормативных актов о правах
и обязанностях лиц, которые
в пределах своей компетенции
и статуса обязаны заниматься
профилактикой, а также прав
и обязанностей детей и
6. Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
-согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
-анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
7. Непрерывность:
8. Систематичность. Работа
по профилактике наркомании в
школе должна вестись
В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы в Буйничской средней школе Могилевского района Могилевской области по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми, которая подразделяется на 4 направления работы:
2) Работа с педагогическим составом, она строится по 2 направлениям:
3) Работа с родителями
имеет 4 направления работы по
профилактике подростковой
4) А также работа с
различными организациями,
Методика организации работы по профилактике наркомании среди подростков.
В октябре, в Буйничской средней школе Могилевского района Могилевской области, нами был начат диагностирующий этап по проблеме наркомании среди подростков, целью которого было изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
На этом этапе мы определили следующие задачи:
Методы, которые были использованы нами в ходе диагностирующего этапа в Буйничской СШ Могилевского района Могилевской области:
1) изучение школьных материалов
социологических исследований
2) наблюдение за поведением подростков как во время уроков так и во вне урочной деятельности, т.е. на переменах.
3) беседа с администрацией
школы по проблеме
Информация о работе Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе