Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2009 – 2014гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране. Обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Изучение ресурсов, способных обеспечить конструктивное развитие российской системы образования, позволяет назвать кадровый потенциал одним из важнейших в этом процессе.

Содержание работы

Введение 3
Аналитическая часть

Профессиональная компетентность педагогических кадров ДОУ: современный взгляд ……………………………………………………

Современные подходы (формы, методы и условия) к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ…

Методическая модель как основа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ ………………………………………

Модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ ………………………..

Проектная часть

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Аналитический Дёминой Г А.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Методическая  работа, по определению Э.М.Шевченко, - это система организационной  педагогической и управленческой деятельности руководителя, направленная на обеспечение  непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога с целью повышения качества образовательного процесса. Это создание такой образовательной среды в учреждении, где был бы полностью реализован творческий потенциал и обеспечивалось бы непрерывное образование педагога и всего коллектива в ДОУ (К.Ю.Белая, В.П.Дубова и др.). В данных определениях уже заложено указание на цель методической работы, которая конкретизирована И.В.Клемешовой и А.И.Тебякиной как обеспечение качества и развития системы непрерывного образования педагогических кадров дошкольного учреждения.

На современном  этапе развития образования в  условиях субъектных отношений и  гуманизации принципов работы с  педагогами требуется переосмысление всех используемых в методической работе форм и методов, с тем, чтобы они  обеспечивали активное включение каждого в единый процесс развития, в непосредственную деятельность. Таким образом, возникает острая необходимость тщательного анализа и целесообразного отбора форм и методов работы с педагогическими кадрами из целого ряда предлагаемых современной практикой, а также исходя из актуальных потребностей и интересов каждого коллектива.

Однако, как  показывает анализ практики, наряду с  действительно новыми по своим задачам  организационными формами работы с  кадрами появляются формы с красивыми названиями, но не вполне ясным предназначением, существует путаница в понимании целей и задач того или иного объединения, не всегда ясным остаётся его место в системе внутреннего управления ДОУ (Ю.В.Атемаскина).

Таким образом, проблема поиска либо разработки, апробации и становления системы работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности остаётся на сегодняшний день одной из главных задач методической поддержки педагогических коллективов ДОУ.

Анализ современной  практики в «Малыше» показал, что при организации методической поддержки педагогов используются разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные.

Среди групповых  наиболее часто встречаются такие  формы, как теоретические семинары, семинары-практикумы, консультации, коллективный просмотр педагогического процесса, работа с литературой, документами и др., при помощи которых совершенствуется когнитивный компонент профессиональной компетентности.

Семинары  – это групповые занятия, имеющие цель повысить теоретический уровень педагогов по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы. Это одна из самых распространённых форм повышения компетентности педагогов в том или ином вопросе организации педагогического процесса в ДОУ. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий, частота которого зависит от конкретной темы. Обычно семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе решений по изучению проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы. (пример)

Семинары-практикумы используются для повышения уровня практической подготовки педагога, совершенствования практических навыков, необходимых для успешного решения педагогических задач. Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат, которым будет удобно пользоваться педагогам в своей практической деятельности. (пример)

Ещё одна немаловажная форма повышения компетентности педагогов – коллективный просмотр педагогической деятельности. Это одна из самых эффективных форм методической работы. Следует отметить, что наиболее предпочтительной в изменяющихся потребностях современного дошкольного образования становится возможность наглядной демонстрации конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса в ДОУ. Поэтому серьёзного внимания требует подготовка педагога к показу и просмотру в виде тщательного продумывания всех компонентов: конспект, оборудование, наглядность и т.д. (пример)

Тесты и тестовые задания позволяют объективно подходить к оценке профессиональных знаний и умений педагогов, к особенностям их профессиональной деятельности и самообразования. (пример)

Консультация  – форма методической работы , для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для педагогов информации в сочетании с элементами получения обратной связи с целью своевременной диагностики уровня усвоения материала коллективом. (пример)

Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному педагогу в решении тех или иных проблем, которые только у него вызывают затруднение либо являются предметом его интересов. Из форм индивидуальной работы целесообразно рассмотреть следующие.

Наблюдению  воспитательно-образовательного процесса отводится большое место среди всех форм индивидуально-направленной методической работы. Каждое наблюдение должно быть обязательно целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем чётче будут методические рекомендации, помогающие повысить качество работы педагога. Рекомендации должны носить существенный характер, позволяющий решить конкретные проблемы. (пример)

Целями беседы являются уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения им самооценкой, развитие педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности. Успех беседы зависит от понимания руководителем психологической составляющей коммуникативных актов. В своей практике используем такие методы активизации педагогов, как дискуссия, прения, деловая игра, КВН, методики проведения мозгового штурма. Такие методы используем для рассмотрения, анализа и коллегиального решения актуальных проблем, возникающих в ДОУ.

Дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Это один из путей, который помогает педагогам приобрести умение вести профессиональный, конструктивный спор, ведущий к решению проблемы, выработке общего мнения. В процессе проведения дискуссии возможность высказаться предоставляется всем её участникам, а результатом становятся выводы, решения или варианты решения конкретной проблемы.

Отличием прений от дискуссии является структура данной формы, где темой для совместного обсуждения становится предваряющий его доклад, выступление одного из участников заседания.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. (пример)

КВН как одна из модификаций деловой игры используется в основном для уточнения и закрепления знаний у педагогов. Его организация предполагает наличие двух или нескольких команд с названиями, капитанами, жюри и награждением победителей. Объединение вопросов и заданий одной тематикой позволяет более полно охватить разные аспекты одной проблемы, расставить определённые акценты в её решении. (пример)

Методики  проведения мозгового штурма используем чаще всего для рассмотрения конкретного вопроса, когда необходимо определить варианты и выбрать наиболее оптимальные способы его решения. (пример)

Немаловажным  аспектом повышения профессиональной компетентности педагогов в «Малыше» является создание условий их самообразования и реализации потребности в квалификационном росте. Анализ теории и практики показал, что наиболее эффективным путём профессионального совершенствования педагога является его участие в специально организованных методических мероприятиях: педагогических советах, творческих лабораториях, методических секциях, творческих группах, тренингах, мастер-классах. (таблица)

Рассмотрим некоторые из видов профессиональных объединений педагогов МАДОУ «Малыш», которые оказались наиболее значимыми, интересными и эффективными для повышения их профессиональной компетентности.

Цель творческой лаборатории – сформировать у педагогов потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном совершенствовании. Работа лаборатории построена по принципу создания оптимальных условий для творческого развития личности каждого педагога с учётом его внутренних ресурсов и возможностей. Особенность творческой лаборатории состоит в том, что она работает в течение длительного времени, предоставляя возможность максимально проявить способность к исследовательскому творчеству. Педагоги объединяются в творческие группы, на базе которых создаются условия для успешной совместной деятельности. Особенностью взаимодействия членов такой группы является сотрудничество. Поскольку уровень методической подготовки педагогов, работающих в лаборатории, как правило, различается, приоритетные направления деятельности реализуются через пошаговую разработку различных образовательных проблем. Одной из задач творческой лаборатории является обмен передовым педагогическим опытом. Для этого используются такие формы работы с педагогами, как мастер-классы, открытые просмотры передового педагогического опыта с взаимо- и самоанализом. (пример тв. лаборатории)

Результатом работы творческих лабораторий явились  модифицированные образовательные  программы разных видов, авторские  программы, учебно-методические пособия, сборники методических материалов, посвящённые  той или иной психолого-педагогической проблеме, дидактические материалы для занятий, , положения о творческих конкурсах и др.

Творческие  группы – это добровольное, нередко стихийное возникающее содружество небольшого числа педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Организуются они по функциональному принципу: наставничество и исследовательские микрогруппы. Наставническое движение является основополагающим. Его актуальность объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, а с другой – начинающим педагогам оказывается методическая и психологическая помощь.

Общий интерес  к проблеме позволяет педагогам учиться друг у друга на равных, оказывать необходимую помощь, а также создавать новый продукт (методику, технологию, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и прочее). Огромный потенциал несёт в себе объединение на основе компенсаторных возможностей. Один педагог – выдумщик, легко и быстро генерирует идеи, но не любит (или не умеет) облекать эти идеи в форму разработки, алгоритма и т.п. Другой слаб по части фантазии, но зато мастерски владеет искусством технологизировать, описывать идеи.

Методические  секции – это объединения педагогов, участвующих в совершенствовании методических умений (деятельностного компонента профессиональной компетентности) по содержательным вопросам основных направлений развития детей дошкольного возраста. Деятельность методических секций нацелена на знакомство и овладение педагогами методами, средствами и организационными формами взаимодействия с детьми. Отличительной чертой методических секций является включённость всех субъектов методической службы (воспитателей, специалистов, руководителей ДОУ, родителей) в совместную деятельность по передаче и освоению методических умений, практического опыта..

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются те профессиональные объединения, в  рамках которых педагог не только получает методическую помощь от руководителя, заместителя, старшего воспитателя, но и анализирует собственную практическую деятельность.

Широкие возможности  для реализации педагогического  творческого потенциала обеспечиваются также благодаря возможности предоставления дополнительных услуг. Педагоги, участвующие в работе кружков и студий, создают авторские программы, методические материалы по различным направлениям развития дошкольников. (пример)

Многочисленные наблюдения в МАДОУ «Малыш» показали, что не каждый педагог способен подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения, но у нас создана в ДОУ такая атмосфера, которая обеспечивает приобщение педагогов к творчеству, непременным следствием чего стало повышение их профессионального мастерства. К условиям, создание которых видится как главные направления методической поддержки коллектива педагогов, относятся следующие:

  • отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний, заданных норм;
  • активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (проведение педагогических советов, разработке годового плана, программы развития учреждения и др.);
  • ориентация педагогов на кооперацию, а не на конкуренцию;
  • атмосфера профессионального успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методическая модель как основа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

 

 

Модель (фр.modele,от лат. modulus – мера, аналог, образец) – отображение, копия, схема, макет, изображение, некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняющий только важные его свойства, например в процессе познания ( созерцания, анализа и синтеза) или конструирования. Другими словами, модель – это объект или явление, аналогичные, то есть в достаточной степени повторяющие свойства моделируемого объекта или явления (прототипа), существенные для целей конкретного моделирования и опускающие несущественные свойства, в которых они могут отличаться от прототипа. Процесс создания объекта называется моделированием. Модель в науке – любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертёж, график, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

Анализ современного состояния  дошкольного образования позволил выявить некоторые тенденции обобщения условий, форм и методов методической работы. В педагогическом пространстве в настоящее время появляются методические службы, имеющие характеристики модели (Л.П.Ильенко, Г.П.Колодяжная, А.М.Моисеев, П.И.Третьяков, Л.И.Фалюшина, Т.И.Шамова и др.), которые представляют собой самостоятельное структурное подразделение, функционирующее во взаимосвязи стратегического, тактического, информационно-аналитического уровней, целенаправленно осуществляющее подготовку педагогов через совершенствование когнитивной, деятельностной и профессионально-личностной составляющих профессиональной компетентности; учитывающее в содержании подготовки как конкретное образовательное учреждение, так и индивидуальные возможности педагогов.

Информация о работе Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2009 – 2014гг