Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа
Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора и приверженности педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.Целью дипломной работы является теоретическое изучение и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №11»
Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации………………………………………………………………...5
1.1 Основные подходы к мотивации работников……………………………5
1.2 Структура процесса мотивации…………………………………………..8
1.3 Особенности мотивации в сфере образования…………………………11
2 Система мотивации в муниципальном общеобразовательном учреждении средней школы №11 г. Костромы…………………………15
2.1 Характеристика объекта исследования…………………………………15
2.2 Анализ существующей системы мотивации в МОУ СОШ №11 г. Костромы………………………………………………………………….18
3. Совершенствование мотивационного комплекса МОУ СОШ №11 г. Костромы……………………………………………………………………...22
3.1 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения…………………………………………………………………………22
3.2 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе…………………………….23
Выводы и рекомендации…………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников………………………..29
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их "вычленить" невозможно.
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей.
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов других.5
Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Во второй части данной главы будут рассмотрены основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую - теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа - теорий процесса мотивации.
Оплата труда в нашей стране выполняет двоякую функцию: с одной стороны, зарплата - это главный источник доходов работника и повышения его жизненного уровня, с другой стороны - основной рычаг материального стимулирования роста и повышения эффективности производства.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
2) теория ЕRG, разработанная Альдерфером;
3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда
4) теория двух факторов Герцберга.6
1.3 Особенности мотивации труда в сфере образования
Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов. Вот выдержка из сочинения Н.А. Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: «Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение все, что нужно для этого трудного дела. Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога. Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества.».7
Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть чисто познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т.п.
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и, мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.
В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые держат" учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т.п.
Исследования последних лет показали, что у учителей в ряде случаев наблюдаются низкие показатели интереса к себе, сосредоточения усилий на защите своего Я, предъявление повышенных требований к окружающим. Поэтому стимулирование учителем позитивных мыслей о себе, о возможности роста, укрепление в себе намерений выразить и воплотить себя в учительской профессии, стать значимым для своих учеников, способствовать их и своему развитию, упрочение в связи с этим самоуважения и достоинства все это важные черты позитивной Я-концепции учителя как интегральной характеристики его личности. Позитивная Я-концепция придает учителю устойчивость в условиях все расширяющейся оценки его извне (присвоение категорий, выбор учителей на конкурсной основе). Первичная Я-концепция и оценка себя как профессионала складывается у учителя в первые несколько лет работы, затем шлифуется и даже может пересматриваться.8
Отношение к профессии, в частности педагога, сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И, наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что отношение к профессии воспитателя нельзя оторвать от всей системы его жизненных ценностей и ориентации.
Констатация благоприятного или неблагоприятного отношения к профессии дает хороший повод для обдумывания того, как сформировать, закрепить н развить любовь к профессии, как перестроить и изменить негативное отношение к ней. Значит, надо выявлять характеристики педагога, которые лежат в основе отношения к профессии, определяют его, зачастую оставаясь невидимыми. Речь идет о системе таких взаимосвязанных характеристик молодого учителя, как его позиция, ориентация и мотивация. Если искать истоки того или иного отношения, необходимо углубляться в анализ жизненной позиции, обнаруживать ее целостность в системе ориентации и видеть возможности ее (позиции) изменчивости, динамики в развитии мотивации.
Формирование системы ориентации и на ее основе профессиональной позиции стабилизирует профессиональный выбор учителя и способствует более эффективной его работе и профессиональному развитию.9
2 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №11 г. КОСТРОМЫ
2.1 Общая характеристика объекта исследования
МОУ СОШ №11 города Костромы функционирует с 1979 года. Все это время она играет заметную роль в микросоциуме микрорайона Паново. До 1984 это была единственная школа в микрорайоне. С 1985 года рядом построили школу №21. Здесь же находится МОУ ДОД «Паново». Строительство микрорайона Паново началось с 1977 года. Он формировался из семей рабочих и служащих заводов «Мотордеталь», «Строммашина», «Силикатного кирпича». За последние годы количество родителей, имеющих высшее образование, возросло с 25 до 39%. Это значит, что возрастает их требовательность к качеству образовательного процесса, к его ранней профилизации.
Управление МОУ СОШ №11 города Костромы осуществляет учредитель, в лице Главы города Костромы, передающей свои полномочия Управлению образования, а так же директор школы. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются Совет школы, педагогический совет, общее собрание коллектива школы.
Общее руководство школой
как общеобразовательным
В целях развития и
Характеристика образовательного процесса
Образовательный процесс в МОУ СОШ №11 города Костромы осуществляется на трех ступенях обучения по соответствующим общеобразовательным программам: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Особенностью образовательной
системы школы является
Начальная школа призвана
формировать первоначальные
Есть опыт по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе через реализацию педагогической программы «Школа будущего первоклассника» в рамках дополнительного образования.
Показатели качества
Режим работы школы
Режим работы школы регламентируется Уставом школы и санитарно-гигиеническими требованиями. Количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин определяется учебным планом МОУ СОШ №11 города Костромы. Продолжительность учебного года во 2-11-х классах - 34 недели, в 1-х классах - 33 недели. Учащиеся начальной школы занимаются в режиме пятидневной учебной недели. Учащиеся основной общей и средне (полной) общей школы занимаются в режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней: осенние каникулы - 9 дней, зимние каникулы – 10 дней, весенние каникулы - 11 дней.
Характеристика педагогических кадров.
Педагогический коллектив МОУ СОШ №11 города Костромы отличает творческая и возрастная зрелость. Только 27% составляют учителя в возрасте до 39 лет. Соответственно 77% всего коллектива имеют стаж педагогической деятельности более 20 лет. Таким образом, с одной стороны, коллектив отличает творческая зрелость и стабильность, а с другой стороны, эмоциональная усталость и отсутствие потребности в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии.
82% от общего числа
Информация о работе Анализ и совершенствование системы мотивации персонала МОУ СОШ № 11 г. Костромы