Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа
Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора и приверженности педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.Целью дипломной работы является теоретическое изучение и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №11»
Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации………………………………………………………………...5
1.1 Основные подходы к мотивации работников……………………………5
1.2 Структура процесса мотивации…………………………………………..8
1.3 Особенности мотивации в сфере образования…………………………11
2 Система мотивации в муниципальном общеобразовательном учреждении средней школы №11 г. Костромы…………………………15
2.1 Характеристика объекта исследования…………………………………15
2.2 Анализ существующей системы мотивации в МОУ СОШ №11 г. Костромы………………………………………………………………….18
3. Совершенствование мотивационного комплекса МОУ СОШ №11 г. Костромы……………………………………………………………………...22
3.1 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения…………………………………………………………………………22
3.2 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе…………………………….23
Выводы и рекомендации…………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников………………………..29
Весь педагогический коллектив МОУ СОШ №11 города Костромы работает по УМК, допущенным и/или рекомендованным Министерством образования и науки РФ. При преподавании отдельных дисциплин выдерживаются образовательные линии.
Сведения о материально-технической базе школы и ее состояние.
Под материально-технической
базой школы мы понимаем
Состояние материально-
Финансовое обеспечение и его источники.
Источниками формирования
В муниципальном общеобразовательном учреждении Школа №11» работает 46 человек.
Профессиональный рост учителя можно определить как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.
Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:
1) посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
2) за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.11
На основе устного опроса педагогов школы №11 можно выделить основные причины отсутствия желания у педагогов профессионально развиваться:
- увеличившаяся (возрастающая) перегрузка учителей (большой объём часов из-за низкой зарплаты, рост бумажной отчётности, насильственное участие в бесконечных конкурсах и т.п.), до минимума сократило время для творчества, для подготовки к урокам и работы над собой;
- утрата интереса учителя к самообразованию из-за усталости, невозможности им заниматься;
- падение общественного авторитета педагога в социуме (в лице родителей, учащихся, прежде всего) из-за низкой зарплаты, падение престижа учительской профессии и как следствие - безразличие учителей к своей работе, к своему труду, профессиональному росту;
- последовательное исчезновение из образовательной среды методистов - людей, специально подготовленных для повышения квалификации учителей, для обеспечения их профессионального роста;
- низкий уровень заработной платы.
После проведённых в школе № 11 среди учителей исследований определилась некая "картина" мотивированности педагогов и их готовности к профессиональному росту. Диагностика мотивации учителей школы № 61 показывает неплохие результаты.
Анализ факторов,
влияющих на выбор педагогическ
Данное исследование
чётко демонстрирует основные
мотивы осознанного выбора
Также, среди педагогов школы № 11 проводился опрос об отношении каждого к своему профессиональному росту. Важно, что все учителя выбрали одним из факторов профессионального роста "постоянное стремление к самообразованию". В ответах учителей необходимо отметить также желание каждого профессионально развиваться, все педагоги отмечают, что "остановки в своём развитии и самосовершенствовании не может быть".
Каждый руководитель
не раз задумывался об
В управлении коллективом школы № 11, ставятся акценты на стимулирование мотивации и заинтересованности каждого работника в содержании своей деятельности, важность личностного развития работника, улучшение качества организационных и управленческих решений, развитие сотрудничества среди работников, максимально возможное использование богатого человеческого потенциала, самоорганизацию каждого педагога и его профессиональное развитие.
3.1 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения
Проведенный анализ стимулирующего комплекса педагогических работников МОУ СОШ №11, несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:
1) Для мотивации педагогических работников школы используются преимущественно только инструменты материального стимулирования и не используются возможности нематериальной мотивации, в то время как известно, что одного только денежного вознаграждения, особенно при небольших размерах надбавок, явно недостаточно.
2) В условиях высокой потребности российского образования в инновациях, в развитии форм и методов обучения учащихся, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников. В то же время в мотивационном комплексе школы явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.
В связи с вышеизложенным, предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ СОШ №11 в указанных направлениях:
А) активное использование публичной похвалы и признания успехов учителей: организовать ежеквартальные общие открытые собрания коллектива школы с анализом показателей отчетного периода и публичным признанием достижением отдельных преподавателей"
Б) ввести корпоративные (внутри школы) награды, например, "лучшему педагогу", "за творческие заслуги", "лучшему классному руководителю" с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;
В) внедрить в практику издание ежемесячной стенгазеты, издаваемой редколлегией учеников с помещением в ней репортажей о жизни школы, о проблемах и перспективах образовательного процесса, нововведениях, поздравления с праздниками учителей и классных руководителей, а также репортажи о конкретных учителях и их достижениях.
Г) расширение для учителей возможности повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания, например, в области информационных технологий (работа на персональном компьютере, разработка электронных презентаций, работа с использованием интернет-ресурсов) и использовать их в образовательном процессе.
Д) активизировать проведение корпоративных мероприятий творческого характера (творческих конкурсов ученических коллективов во главе с классными руководителями, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников с участием всего коллектива школы).
Внедрение предложенных рекомендаций по развитию мотивации работников средней общеобразовательной школы позволит: 1) повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей; 2) повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей); 3) повысить инновационную активность педагогических работников, стимулировать их стремление к внедрению образовательных инноваций в учебный процесс.
Таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию мотивации педагогических работников МОУ СОШ №11 г. Костромы характеризуются высокой социальной эффективностью.
Одна из основных задач развития системы мотивации педагогических работников - активизация инновационных процессов в данном учебном заведении. Каждый учитель должен быть заинтересован и мотивирован к использованию современных и перспективных новшеств в сфере образования. В частности, для этих целей рекомендуется использовать директорский фонд, который в настоящее время распределяется относительно произвольно.
Одним из перспективных направлений в образовательных инновациях является активное внедрение в образовательный процесс элементов информационно-компьютерных технологий.
Учителям, применяющим информационно-компьютерные технологии (ИКТ) на своих уроках, присваивать специальные ИКТ-звания в зависимости от качества и интенсивности применения информационно-компьютерных технологий. Разработать критерии, процедуру и Положение, ввести его директором школы. Ввести систему надбавок из Директорского фонда в зависимости от звания.
Например, ИКТ-предметник, ИКТ-методист, ИКТ-мастер, ИКТ-координатор по предмету и т.п.
При данной системе оплаты (директорский фонд фиксированный и составляет 25 %), получается следующая ситуация:
Однако при увеличении количества учителей, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, надбавка каждому учителю будет снижаться, так как фонд остается неизменным. На первом этапе (пока ИКТ-педагогов мало) эта система будет эффективной, а по мере увеличения количества педагогов, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, мотивирующее влияние надбавок будет снижаться.
Для распределения надбавок более целесообразно ввести ИКТ-рейтинг учителей. Рейтинг должен быть динамическим (например, пересчитываться раз в неделю) и открытым (например, выставляться на сайте). Рейтинг рассчитывается исходя из количественных и качественных показателей, например:
- Количество подготовленных и проведенных уроков с использованием информационно-компьютерных технологий.
- Разнообразие технологий (чтобы не получилось, что все уроки - это уроки-презентации).
- Количество материалов, выставленных на сайт в методическую копилку, электронное портфолио учителя и его учащихся.
- Участие в ИКТ-конкурсах как самого учителя, так и его воспитанников.
- Повышение квалификации в области информационно-компьютерных технологий.
- Количество сертификатов по информационно-компьютерным технологиям.
- Привлечение родителей к информационно-компьютерным технологиям (например, классный руководитель осуществляет связь с родителями через интерактивный сайт или предметник проводит ИКТ-конференции, форумы, конкурсы).
- Работа с социумом: проведение открытых Интернет-конференций, электронные газеты и журналы.
Надбавки в этом случае назначаются исходя из среднего рейтинга за прошлый учебный год. Таким образом, присваивать отдельные ИКТ-звания не очень продуктивно. Место в рейтинге - это уже и есть звание. И только тем учителям, которые долго находятся на вершине рейтинга, можно присваивать определенные почетные звания.
Когда педагог смотивирован на применение информационно-компьютерных технологий, он сам легко смотивирует своих воспитанников, так как работа с компьютерной техникой для ребенка является сама по себе мотивацией.
Информация о работе Анализ и совершенствование системы мотивации персонала МОУ СОШ № 11 г. Костромы