Анализ и совершенствование системы мотивации персонала МОУ СОШ № 11 г. Костромы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Описание работы

Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора и приверженности педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.Целью дипломной работы является теоретическое изучение и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №11»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации………………………………………………………………...5
1.1 Основные подходы к мотивации работников……………………………5
1.2 Структура процесса мотивации…………………………………………..8
1.3 Особенности мотивации в сфере образования…………………………11
2 Система мотивации в муниципальном общеобразовательном учреждении средней школы №11 г. Костромы…………………………15
2.1 Характеристика объекта исследования…………………………………15
2.2 Анализ существующей системы мотивации в МОУ СОШ №11 г. Костромы………………………………………………………………….18
3. Совершенствование мотивационного комплекса МОУ СОШ №11 г. Костромы……………………………………………………………………...22
3.1 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения…………………………………………………………………………22
3.2 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе…………………………….23
Выводы и рекомендации…………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая мотивация учителей.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

Весь педагогический коллектив МОУ СОШ №11 города Костромы работает по УМК, допущенным и/или рекомендованным Министерством образования и науки РФ. При преподавании отдельных дисциплин выдерживаются образовательные линии.

Сведения о материально-технической базе школы и ее состояние.

 Под материально-технической  базой школы мы понимаем здание  школы, школьной теплицы, оборудованные учебные кабинеты, спортивные залы, мастерские, библиотека, столовая и кабинет врача с принадлежащими им объектами и средствами материально-технического обеспечения: библиотечным фондом, методическими пособиями для учителя, информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим оборудованием и базовым оснащением.

 Состояние материально-технической  базы школы можно оценить как  удовлетворительное. 12 кабинетов из 33 набрали наибольшее количество баллов. 2 кабинета были выставлены на конкурс. В школе имеется современный кабинет информатики, ведётся работа по созданию ресурсного центра. За последние четыре года ведется активная работа по приобретению технических средств обучения.

 Финансовое обеспечение и его источники.

 Источниками формирования имущества  и финансовых ресурсов МОУ  СОШ № 11 города Костромы являются  бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное школе в  оперативное управление учредителем, имущество, приобретенное за счет средств, выделенных школе по смете, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, средства, полученные за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг, другие источники, не запрещенные законом.10

 

    1. Анализ существующей системы мотивации в МОУ СОШ №11 г. Костромы

В муниципальном общеобразовательном учреждении Школа №11» работает 46 человек.

Профессиональный рост учителя можно определить как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

      Профессиональный  рост учителя осуществляется двумя путями:

1) посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

2) за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.11

      На основе устного опроса педагогов школы №11 можно выделить основные причины отсутствия желания у педагогов профессионально развиваться:

- увеличившаяся (возрастающая) перегрузка учителей (большой объём часов из-за низкой зарплаты, рост бумажной отчётности, насильственное участие в бесконечных конкурсах и т.п.), до минимума сократило время для творчества, для подготовки к урокам и работы над собой;

- утрата интереса учителя к самообразованию из-за усталости, невозможности им заниматься;

- падение общественного авторитета педагога в социуме (в лице родителей, учащихся, прежде всего) из-за низкой зарплаты, падение престижа учительской профессии и как следствие - безразличие учителей к своей работе, к своему труду, профессиональному росту;

- последовательное исчезновение из образовательной среды методистов - людей, специально подготовленных для повышения квалификации учителей, для обеспечения их профессионального роста;

- низкий уровень заработной  платы.

      После проведённых в школе № 11 среди учителей исследований определилась некая "картина" мотивированности педагогов и их готовности к профессиональному росту. Диагностика мотивации учителей школы № 61 показывает неплохие результаты.

      Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии учителями школы № 11, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд (подсчитывался средний балл выборов):

    • интерес к учебному предмету - 6,7;
    • желание обучать данному предмету - 5,6;
    • осознание педагогических способностей - 5,4;
    • желание иметь высшее образование - 5,3;
    • стремление посвятить себя воспитанию детей - 3,9;
    • так сложились обстоятельства - 3,4;
    • представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 3,3;
    • стремление к материальной обеспеченности - 2,7.

      Данное исследование  чётко демонстрирует основные  мотивы осознанного выбора педагогической  профессии при понимании отсутствия престижа и общественной важности своей профессии и маленькой заработной платы.

      Также, среди педагогов школы № 11 проводился опрос об отношении каждого к своему профессиональному росту. Важно, что все учителя выбрали одним из факторов профессионального роста "постоянное стремление к самообразованию". В ответах учителей необходимо отметить также желание каждого профессионально развиваться, все педагоги отмечают, что "остановки в своём развитии и самосовершенствовании не может быть".

      Каждый руководитель  не раз задумывался об эффективности  управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории  менеджмента на собственной практике. На наш взгляд, для решения  вышеперечисленных проблем мотивации  и профессионального роста учителей необходимо проводить большую работу по формированию коллектива единомышленников, педагогов, находящихся в зоне собственного развития, работающих в атмосфере единых ценностных отношений к личности.

      В управлении коллективом школы № 11, ставятся акценты на стимулирование мотивации и заинтересованности каждого работника в содержании своей деятельности, важность личностного развития работника, улучшение качества организационных и управленческих решений, развитие сотрудничества среди работников, максимально возможное использование богатого человеческого потенциала, самоорганизацию каждого педагога и его профессиональное развитие.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МОУ СОШ №11 г. КОСТРОМЫ

3.1 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения

Проведенный анализ стимулирующего комплекса педагогических работников МОУ СОШ №11, несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:

1) Для мотивации педагогических работников школы используются преимущественно только инструменты материального стимулирования и не используются возможности нематериальной мотивации, в то время как известно, что одного только денежного вознаграждения, особенно при небольших размерах надбавок, явно недостаточно.

2) В условиях высокой потребности российского образования в инновациях, в развитии форм и методов обучения учащихся, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников. В то же время в мотивационном комплексе школы явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.

В связи с вышеизложенным, предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ СОШ №11 в указанных направлениях:

А) активное использование публичной похвалы и признания успехов учителей: организовать ежеквартальные общие открытые собрания коллектива школы с анализом показателей отчетного периода и публичным признанием достижением отдельных преподавателей"

Б) ввести корпоративные (внутри школы) награды, например, "лучшему педагогу", "за творческие заслуги", "лучшему классному руководителю" с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;

В) внедрить в практику издание ежемесячной стенгазеты, издаваемой редколлегией учеников с помещением в ней репортажей о жизни школы, о проблемах и перспективах образовательного процесса, нововведениях, поздравления с праздниками учителей и классных руководителей, а также репортажи о конкретных учителях и их достижениях.

Г) расширение для учителей возможности повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания, например, в области информационных технологий (работа на персональном компьютере, разработка электронных презентаций, работа с использованием интернет-ресурсов) и использовать их в образовательном процессе.

Д) активизировать проведение корпоративных мероприятий творческого характера (творческих конкурсов ученических коллективов во главе с классными руководителями, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников с участием всего коллектива школы).

Внедрение предложенных рекомендаций по развитию мотивации работников средней общеобразовательной школы позволит: 1) повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей; 2) повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей); 3) повысить инновационную активность педагогических работников, стимулировать их стремление к внедрению образовательных инноваций в учебный процесс.

Таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию мотивации педагогических работников МОУ СОШ №11 г. Костромы характеризуются высокой социальной эффективностью.

 

    1. Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе

Одна из основных задач развития системы мотивации педагогических работников - активизация инновационных процессов в данном учебном заведении. Каждый учитель должен быть заинтересован и мотивирован к использованию современных и перспективных новшеств в сфере образования. В частности, для этих целей рекомендуется использовать директорский фонд, который в настоящее время распределяется относительно произвольно.

Одним из перспективных направлений в образовательных инновациях является активное внедрение в образовательный процесс элементов информационно-компьютерных технологий.

Учителям, применяющим информационно-компьютерные технологии (ИКТ) на своих уроках, присваивать специальные ИКТ-звания в зависимости от качества и интенсивности применения информационно-компьютерных технологий. Разработать критерии, процедуру и Положение, ввести его директором школы. Ввести систему надбавок из Директорского фонда в зависимости от звания.

Например, ИКТ-предметник, ИКТ-методист, ИКТ-мастер, ИКТ-координатор по предмету и т.п.

При данной системе оплаты (директорский фонд фиксированный и составляет 25 %), получается следующая ситуация:

Однако при увеличении количества учителей, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, надбавка каждому учителю будет снижаться, так как фонд остается неизменным. На первом этапе (пока ИКТ-педагогов мало) эта система будет эффективной, а по мере увеличения количества педагогов, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, мотивирующее влияние надбавок будет снижаться.

Для распределения надбавок более целесообразно ввести ИКТ-рейтинг учителей. Рейтинг должен быть динамическим (например, пересчитываться раз в неделю) и открытым (например, выставляться на сайте). Рейтинг рассчитывается исходя из количественных и качественных показателей, например:

- Количество подготовленных и проведенных уроков с использованием информационно-компьютерных технологий.

- Разнообразие технологий (чтобы не получилось, что все уроки - это уроки-презентации).

- Количество материалов, выставленных на сайт в методическую копилку, электронное портфолио учителя и его учащихся.

- Участие в ИКТ-конкурсах как самого учителя, так и его воспитанников.

- Повышение квалификации в области информационно-компьютерных технологий.

- Количество сертификатов по информационно-компьютерным технологиям.

- Привлечение родителей к информационно-компьютерным технологиям (например, классный руководитель осуществляет связь с родителями через интерактивный сайт или предметник проводит ИКТ-конференции, форумы, конкурсы).

- Работа с социумом: проведение открытых Интернет-конференций, электронные газеты и журналы.

Надбавки в этом случае назначаются исходя из среднего рейтинга за прошлый учебный год. Таким образом, присваивать отдельные ИКТ-звания не очень продуктивно. Место в рейтинге - это уже и есть звание. И только тем учителям, которые долго находятся на вершине рейтинга, можно присваивать определенные почетные звания.

Когда педагог смотивирован на применение информационно-компьютерных технологий, он сам легко смотивирует своих воспитанников, так как работа с компьютерной техникой для ребенка является сама по себе мотивацией.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы мотивации персонала МОУ СОШ № 11 г. Костромы