Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
3. Определение педагогического стиля общения учителей.
4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения
1.1.2. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Тест использовался как инструмент для выявления эмоционально - характерологического базиса личности и ее актуального состояния.
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект.
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование теста Люшера позволяет определить эмоциональную основу поведения педагогов.
Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) Синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) Сине-зеленый — чувство уверенн
3) Оранжево-красный –
4) Светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета:
5) Фиолетовый; 6) Коричневый; 7) Черный; 8) Серый (О). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
Для определения энергетической установки, мы использовали показатель «вегетативного коэффициента», предложенного венгерским психологом Шипошем К.
Автор исходил из утверждений о том, что в тесте Люшера есть мобилизующие, ассоциированные с активностью цвета (красный и желтый), и цвета пассивные, ассоциированные с бездействием (синий и зеленый).
18 – красный - желт.
ВК = ------------------------ ,
18 – синий - зелен.
где в числитель и в знаменатель подставляют ранг соответствующих цветов в выборе испытуемого либо усредненный ранг по серии выборов.
Значения ВК, большие 1, обнаруживают установку на энергозатраты, расходование сил, действие. Психофизиологической основой такой установки служит доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы. Значения ВК, меньшие 1, фиксируют установку на минимизации усилий, восстановление, самосохранение. Оценки ВК изменяются в диапазоне от 0,2 до 5 баллов.
Для выявления эмоциональных особенностей учителей и определения присутствия зоны комфорта или дискомфорта используется показатель суммарного отклонения (СО), который опирается на понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений. Она получена Вальнеффером на пациентах при проведении психотерапевтических курсов. С помощью теста Люшера пациенты обследовались при поступлении в стационар и при выписке из него. Психотерапевтическое лечение проводилось несколько месяцев, и его ядро составляла аутогенная тренировка Й.Г. Шультца. Вальнёффер обнаружил, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны. При выписке предпочтения успешно излечившихся пациентов оказывались значительно более единообразными и стягивались к последовательности 34251607. Этот выбор был принят М.Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталонным индикатором нервно-психического благополучия.
В заключении представляем краткое описание процедуры всего исследования. Использовались индивидуальные формы психодиагностики, для получения наиболее достоверных результатов исследования. Процедура диагностического обследования учителей проводилась индивидуально с каждым. Психодиагностические методики предъявлялись в определенном порядке, установленном в соответствии с целями и задачами исследования.
2.1.3. Статистическая обработка данных
В обработке результатов использовались следующие методы:
В данном исследовании эти методы необходимы для получения достоверных данных об особенностях личностной структуры учителей и выявления скрытых связей между особенностями личности учителей и их педагогическим стилем общения.
Т-критерий Стьюдента использовался для выявления достоверности различий между двумя выборками. Корреляционный анализ использовался для оценки знака и тесноты связи между исследуемыми признаками (свойствами). Факторный анализ – это метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдателя факторов. С помощью факторного анализа устанавливается связь изменений одной переменной с изменением другой, и определяется мера этой связи, также, обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений.
2.1.4. Психологическая
характеристика
В связи с тем, что в нашем исследовании принял участие педагогический коллектив одной школы, мы сочли целесообразным предварительно описать нашу выборку в целом. Мы предположили, что внутри этой группы учителей будут существовать некоторые общие тенденции, которые будут характерны для педагогов в независимости от стиля общения. Результаты факторного анализа в подгруппах подтвердили наше предположение.
Для всей выборки, в независимости от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Прейдя в школу, ребенок попадает в совершенно новую социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.
В данном случае учитель занимает место доминирующего лидера совершенно закономерно. Тем самым, педагог помогает ребенку освоится в школе, понять те требования, которые ему предъявляют. Младший школьник пока не может общаться с учителем в позиции «на равных», он ждет от учителя инициативы, поддержки, помощи.
Педагоги из представленного коллектива имеют мотивацию «общая активность». Люди с такой мотивацией заняты в основном своей работой, а в свободное от работы время – семьей. Для них важно быть профессионалом в своей области, поэтому они много времени уделяют учебе, чтению литературы, необходимой для работы, повышению квалификации. В жизни для них важна хорошая работа и все, что с ней связано. Мотивация «общая активность» напрямую связана с рабочей направленностью педагогического коллектива начальной школы. Такая направленность личности говорит о высоком уровне профессионализма учителей. Они стараются привнести в свою деятельность творчество, стремятся к новым знаниям и творческим достижениям. Им важно быть востребованными, социально полезными, передавать свой опыт и знания окружающим.
Еще одной общей характеристикой для всей группы является стремление к независимости. Это свойство попадает во второй фактор и в группе учителей с авторитарным стилем, и в группе учителей с демократическим стилем. Это говорит о том, что в критических ситуациях учителя могут проявить уверенность в себе, самостоятельность, инициативу. Они могут быть критичны к мнению окружающих. Стремятся к свободе в выборе действий.
Характеристика группы учителей по методике самооценки стиля общения
Для того чтобы разделить нашу выборку на группы учителей с разным педагогическим стилем общения, мы использовали методику самооценки стиля общения. В результате, исследуемый нами педагогический коллектив был разделен на две подгруппы с авторитарным и демократическим педагогическим стилем. Учителя с попустительским стилем общения были исключены из исследования, так как этот стиль редко встречается у педагогов начальной школы. Итак, наша выборка представлена двумя группами: 15 человек – педагоги с авторитарным стилем общения и 17 человек – учителя с демократическим стилем.
Характеристика группы учителей по многофакторному личностному опроснику Кэттелла
Фактор О – самоуверенность – чувство вины. Работа учителя тесно связана с большим грузом ответственности за жизнь и здоровье учеников, особенно в начальной школе. На наш взгляд, эта проблема характерна для большинства учителей в наши дни. И данная группа учителей не является исключением. Педагоги с высокими оценками по фактору неизменно чем-нибудь озабочены, подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, знания и способности. Иногда в обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно. С этой проблемой просто необходимо работать школьному психологу.
Фактор F1 – адаптированность – тревожность. По этой шкале учителя в целом набрали достаточно высокий балл. Этот факт не обязательно свидетельствует о невротической личности. Тревога может обусловливаться ситуационно. Для этих учителей характерна плохая приспособляемость, которая тесным образом связана с конформностью, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность педагогов. Может вызвать соматические расстройства.
Фактор А - отчужденность - добросердечность. В среднем по этому фактору группа набрала достаточно высокий балл. Для этой группы учителей характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Они предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях.
Фактор С – неустойчивость - эмоциональная устойчивость. По этому фактору в среднем был получен довольно высокий балл. Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях. Для этих педагогов характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи они смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
Фактор N – наивность - проницательность. Для этой группы характерны низкие оценки по этому фактору. Испытуемые открытые, наивные люди. Общительные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведения окружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто.
Фактор F3 – чувствительность – реактивная уравновешенность. Группа педагогов набрала низкий балл по этому фактору. Эти оценки свидетельствуют о чувствительности, художественной мягкости, спокойствии, вежливости учителей. Иногда у них могут возникать трудности из-за избытка раздумий.
Фактор F4 – конформность – независимость. Судя по среднему баллу для всех учителей характерно подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Учителя ищут поддержки у окружающих людей. Склонны ориентироваться на групповые нормы.
Подводя итоги по тесту, мы можем сказать, что для исследуемой нами группы учителей характерен высокий уровень напряженности и тревожности, но при этом они проявляют мягкость и доброжелательность по отношению к окружающим. Из теста видно, что учителям недостает самостоятельности, они слишком зависят от группы, часто проявляют консерватизм.
Характеристика группы учителей по тесту - опроснику организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского
Коммуникативные качества очень важны в деятельности учителя, ведь педагог обучает и воспитывает детей в процессе общения. И тот того, насколько развиты у него коммуникативные качества, будет зависеть эффективность процесса обучения.
Наиболее выраженным качеством в личности педагогов оказалась деловитость. Это говорит о стремлении учителей к повышению деловых и организаторских качеств. Уверенности, ответственности за свои решения. Проявление функций внешнего контроля деятельности.
Еще одним важным коммуникативным качеством в группе исследуемых учителей является психологический такт. Это свойство имеет особое значение при работе с детьми младшего школьного возраста. Учителя из этой группы быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находят нужный тон, находчивы при первом знакомстве, контактах. Педагоги содействуют благополучию других, общительны и уживчивы.
С вышеперечисленным качеством тесно связано такое свойство, как отзывчивость. Высокий балл по этой шкале говорит нам о чувствительности учителей к поведению других. Они легко отзываются на чужие нужды, готовы помочь. Педагогам из исследуемого нами коллектива присуща самоотдача, бескорыстие. Учителя стремятся опекать детей.
Для учителей в целом характерен низкий уровень требовательности. Порой им недостает решительности и силы воли для достижения цели. В их поведении практически нет жесткости. Так же педагоги не склонны к упрямству. Они могут не сопротивляться чужому влиянию. Могут уступить, если сочтут это целесообразным. С ними легко договориться.
Информация о работе Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения