Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
3. Определение педагогического стиля общения учителей.
4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения
1.1.2. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Следует заметить, что для этой группы учителей характерен высокий уровень развития наиболее ценных коммуникативных качеств. Можно сказать, что учитель их этого коллектива чуток и внимателен к другим людям. Этот педагог - эффективный коммуникатор. Но порой ему не достает жесткости и настойчивости в отношениях.
Характеристика группы учителей по методике диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильман
Исследуя мотивационную структуру личности учителей начальной школы, мы получили следующие результаты:
- Наиболее выраженной
в личности учителя стала
- Особое место
в мотивационной структуре
- Так же для
исследуемой нами группы
Вышеперечисленные компоненты мотивационной структуры образуют рабочую направленность личности учителей.
Характеристика группы учителей по восьмицветному тесу М. Люшера
С целью выявления эмоциональной основы поведения учителей, а так же их актуального состояния проведено тестирование по методике М.Люшера. В процессе обработки результатов для группы учителей начальных классов был рассчитан средний ранг каждого цвета, то есть определялся цветовой ряд предпочтений.
1 позиция: желтый цвет; 2 позиция: зеленый цвет; 3 позиция: фиолетовый цвет; 4 позиция: красный цвет; 5 позиция: синий цвет; 6 позиция: серый цвет; 7 позиция: коричневый цвет; 8 позиция: черный цвет.
Учителя имеют потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах, общении. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Любые формальные рамки для учителей тесны и плохо переносятся.
У педагогов выражен стеничный тип реагирования, активность позиции, эмотивность. Широта интересов и высокая поисковая активность в содружестве с тенденцией к планомерности в принятии решений и действиях способствуют эффективной деятельности. Для учителей характерна проблема личности, «ищущей признания».
Педагоги имеют потребность в определенной «социальной нише» и тонком понимании со стороны окружающих. Сензитивность к средовым воздействиям. Учителя эмоционально вовлечены в свою деятельность, могут демонстрировать оригинальность и творческий подход в решениях.
У педагогов выражена общительность, активность, обращенность в мир окружающих явлений жизни.
Таблица №2
Средние значения по факторам теста М.Люшера для всего педагогического коллектива.
№ |
Фактор |
Среднее значение в % |
1 |
Нестабильности выбора |
31,56 |
2 |
Отклонения от аутогенной нормы |
42,81 |
3 |
Тревожности |
17,5 |
4 |
Активности |
44,17 |
5 |
Работоспособности |
75,13 |
Анализируя данные, представленные в таблице, мы можем сделать вывод, что исследуемая нами группа учителей имеет достаточно высокий показатель работоспособности и активности. Учителя из исследуемой нами группы деятельны, предприимчивы, активны в профессиональной сфере.
Возрастной аспект
В нашей выборке представлены педагоги в возрасте от 28 до 56 лет. Мы предположили, что будут существовать некоторые тенденции в особенностях личности учителей, связанные с возрастной характеристикой группы. Для того чтобы подтвердить свое предположение, нами был проведен анализ достоверности различия средних значений в группе учителей до 37 лет и после 37 лет. По результатам Т-критерия Стьюдента между указанными подгруппами были обнаружены следующие достоверные различия:
- Для учителей старшей возрастной группы более характерно корректировать ответы на вопросы теста. По шкале лжи они набрали больший балл, чем учителя младшей возрастной группы. Вероятно, это может быть связано с более высоким уровнем тревожности этих учителей. На наш взгляд, учителя из старшей возрастной группы более настороженно отнеслись к исследованию. Тестирование вызывало у них напряжение, педагоги отвечали на вопросы осторожно.
- По шкале «робость – смелость» результаты в подгруппах так же отличаются. Смелость, как личностная, черта присуща педагогам в возрасте до 37 лет, в то время как для учителей старше 37 лет характерна робость. Педагоги младшей возрастной группы более активны и решительны. Они уверенны и смелы во взаимоотношениях.
- По фактору «практичность – мечтательность» больший балл набрали учителя в возрасте старше 37 лет. Это говорит об их мечтательности, чувствительности, эмоциональности. Для второй подгруппы характерна практичность, расчетливость, уравновешенность.
- По шкале «отзывчивость» результаты между подгруппами также различаются. Учителя старшей возрастной группы более отзывчивы. На наш взгляд, это может быть связано с их высоким уровнем чувствительности.
- Для педагогов в возрасте старше 37 лет более характерна мотивация «жизнеобеспечение». Это говорит об их стремлении к материальному благополучию, физическому и психическому здоровью.
- Для учителей моложе 37 лет более характерна мотивация «социальный статус». Это может быть связано, со стремлением этих педагогов занять свое место в обществе, самоутвердиться. Для них важно признание окружающих.
- Учителя моложе 37 лет значительно
чаще в тесте М.Люшера отдают
свое предпочтение желтому
Таким образом, возраст учителя является важной характеристикой, которая может также влиять на особенности его личности.
2.2. Результаты исследования
особенностей личности
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента)
Результаты Т-критерия Стьюдента по тесту 16PF Р.Кэттелла
Таблица №3
Определение достоверностей различий по тесту Р.Кэттелла 16PF, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р | ||
1 |
MD – адекватность самооценки |
5.2+0.49 |
6.6+0.43 |
0.91 | ||
2 |
А - отчужденность - добросердечность |
6.2+0.49 |
7+0.58 |
0.39 | ||
3 |
В - конкретное мышление - абстрактное |
5.2+0.85 |
6.7+0.58 |
0.67 | ||
4 |
С – неустойчивость эмоциональная - устойчивость |
6.7+0.73 |
6.5+0.4 |
0 | ||
5 |
Е – подчиненность - доминантность |
4.4+0.54 |
5.3+0.76 |
0.3 | ||
6 |
F – озабоченность - беспечность |
5+0.58 |
5.2+0.90 |
0 | ||
7 |
G – безответственность - обязательность |
6.8+0.68 |
6+0.87 |
0 | ||
8 |
Н – робость - смелость |
5.7+0.67 |
4.5+0.73 |
0.52 | ||
9 |
I – твердость характера - мягкость |
6.4+0.4 |
6.1+0.46 |
0 | ||
10 |
L – доверчивость - подозрительность |
6.4+0.83 |
4.1+0.38 |
0.96 | ||
11 |
М – практичность - мечтательность |
4.9+0.51 |
6.2+0.77 |
0.65 | ||
12 |
N – наивность - проницательность |
4.6+0.62 |
3.2+0.53 |
0.79 | ||
13 |
О – безмятежность - тревожность |
8+0.54 |
7.8+0.66 |
0 | ||
14 |
Q1 - консерватизм - радикализм |
5.2+0.96 |
4.1+0.59 |
0.32 | ||
15 |
Q2 – зависимость от группы – самостоятельность |
5.4+0.69 |
5.9+0.61 |
0 | ||
16 |
Q3 – импульсивность - самоконтроль |
6.1+0.53 |
6.5+0.5 |
0 | ||
17 |
Q4 – расслабленность - напряженность |
5.8+0.63 |
5.6+0.4 |
0 | ||
18 |
F1: адаптированность - тревожность |
6.9+0.48 |
6.46+0.4 |
0 | ||
19 |
F2: интроверт – экстраверт |
5.23+0.74 |
5.01+0.79 |
0 | ||
20 |
F3: чувствительность - реактивная уравновешенность |
4.78+0.44 |
4.04+0.27 |
0.66 | ||
21 |
F4: конформность - независимость |
4.27+0.45 |
4.74+0.79 |
0 |
При сравнении особенностей личности учителей из групп с авторитарным и демократическим стилем было выявлено:
Учитывая размер выборки, мы можем, говорит о ряде тенденций, обнаруженных в ходе исследования. Не исключено, что если бы выборка была большей, то можно было бы говорить уже о достоверных различиях между средними по группам. Итак, были выявлены следующие тенденции:
Результаты Т-критерия Стьюдента по методике определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского
Таблица №4
Определение достоверностей различий по тесту Л.П. Калинского, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р |
1 |
Направленность |
5.1+0.48 |
7.3+1.07 |
0.85 |
2 |
Деловитость |
7.6+0.73 |
9.8+0.98 |
0.82 |
3 |
Доминирование |
2.6+0.52 |
4.1+0.85 |
0.7 |
4 |
Уверенность в себе |
4.4+0.56 |
5.4+0.85 |
0.32 |
5 |
Требовательность, |
3.1+0.57 |
4.6+0.83 |
0.69 |
6 |
Упрямство, негативизм |
3.6+0.78 |
4.2+0.8 |
0 |
7 |
Уступчивость |
5.2+1.32 |
6.9+1.49 |
0.13 |
8 |
Зависимость |
5+1.21 |
5.4+1.35 |
0 |
9 |
Психологический такт |
6.6+0.98 |
9.8+1.25 |
0.88 |
10 |
Отзывчивость |
6.7+1.34 |
7.8+1.11 |
0 |
Информация о работе Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения