Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
3. Определение педагогического стиля общения учителей.
4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения
1.1.2. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
При сравнении организаторских и коммуникативных качеств личности учителей из групп с авторитарным и демократическим педагогическим стилем достоверных различий по шкалам теста не обнаружено. Вероятно, это связано с размерами выборки. Поэтому мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях. Следует заметить, что в целом по тесту результаты в группе демократичных педагогов несколько выше, чем в группе авторитарных учителей. Можно предположить, что коммуникативная компетентность среди учителей с демократическим стилем находится на более высоком уровне. Им в большей мере присущи такие качества, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт.
Результаты Т-критерия Стьюдента по методике определения мотивационной структуры личности В.Э. Мильман
Таблица №5
Определение достоверностей различий по тесту В.Э. Мильман, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р |
1 |
Жизнеобеспечение |
14,5+1,01 |
15,7+1,19 |
0 |
2 |
Комфорт |
11,3+1,17 |
13,5+0,99 |
0,66 |
3 |
Социальный статус |
13,5+1,3 |
13,8+1,13 |
0 |
4 |
Общение |
18,5+1,38 |
20,1+1,27 |
0,19 |
5 |
Общая активность |
16,7+0,98 |
20,3+1,1 |
0,95 |
6 |
Творческая активность |
18,9+1,56 |
21,6+1,77 |
0,47 |
7 |
Социальная полезность |
19,7+1,47 |
13,3+1,0857 |
0 |
8 |
Общежитейская направленность |
57,8+2,36 |
63,1+2,45 |
0,73 |
9 |
Рабочая направленность |
55,3+2,8168 |
61,2+3,54 |
0,58 |
При сравнении особенностей мотивационной структуры личности учителей из групп с авторитарным и демократическим стилем было выявлено:
Так же мы можем говорить о ряде тенденций, обнаруженных в ходе исследования:
Результаты Т-критерия Стьюдента по «Восьми цветному тесту» Люшера
Таблица №6
Определение достоверности различий между рангами выбора цветов, учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р |
1 |
Синий |
3,9+0,55 |
4,4+0,62 |
0 |
2 |
Зеленый |
6,6+0,45 |
5,8+0,63 |
0,37 |
3 |
Красный |
5,1+0,66 |
4,1+0,62 |
0,43 |
4 |
Желтый |
6,2+0,53 |
6,3+0,62 |
0 |
5 |
Фиолетовый |
5,1+0,62 |
6,0+0,56 |
0,41 |
6 |
Коричневый |
3,8+0,8 |
2,9+0,71 |
0,18 |
7 |
Черный |
2,0+0,6 |
2,3+0,58 |
0 |
8 |
Серый |
3,3+0,47 |
4,2+0,57 |
0,52 |
При исследовании актуального эмоционального состояния учителей, и их типа реагирования на сложившуюся ситуацию, достоверных различий между средними в подгруппах не выявлено.
Таблица №7
Определение достоверности различий средних значений по факторам теста М. Люшера между учителями с авторитарным и демократическим стилем общения.
№ |
Факторы |
Авторитарный стиль % |
Демократический стиль % |
Р |
1 |
Нестабильности выбора |
31.087+8.86 |
31.25+5.35 |
0 |
2 |
Отклонения от аутогенной нормы |
40.94+5.75 |
51.68+6.61 |
0 |
3 |
Тревожности |
17.91+4.932 |
17.08+5.64 |
0 |
4 |
Активности |
43.33+1.67 |
44.99+3.96 |
0 |
5 |
Работоспособности |
77.33+6.75 |
72.92+7.63 |
0 |
При исследовании эмоционального равновесного состояния организма учителей (АТ-норма), тревожности, активности, работоспособности из обеих подгрупп достоверных различий между средними не выявлено. Также при исследовании устойчивости – неустойчивости вегетативной нервной системы (вегетативный коэффициент) достоверных различий между подгруппами выявлено не было.
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Для получения более целостной картины, отражающей особенности личностной структуры учителей с авторитарным и демократическим педагогическим стилем был проведен факторный анализ.
Результаты корреляционного и факторного анализа в группе учителей с демократическим стилем общения
После проведения корреляционного анализа были получены следующие результаты: число значимых коэффициентов =272; критическое значение = 0,5. Наибольшее число положительных и отрицательных связей имеют переменные – доминирование, отзывчивость, доверчивость, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе. Так же были выявлены шкалы, обладающие наименьшим количеством корреляционных связей. Это такие переменные как зеленый цвет, фиолетовый цвет, коричневый цвет, проницательность, мечтательность. Шкала «демократический стиль» имеет положительную корреляцию со шкалой уверенность в себе, требовательность, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость, желтый цвет. Это говорит о направленности педагога с демократическим стилем на партнера в общении. Такой учитель внимателен и чуток к окружающим его людям.
В результате факторного анализа особенностей личностной структуры учителей из группы с демократическим стилем общения было выявлено 6 главных компонент, объясняющих 83,05% дисперсии. Наибольшую значимость имеют первые две компоненты (первая – 23,48%, вторая – 15,66%).
Таблица №8
Вклады главных компонент в общую дисперсию по факторному анализу для учителей с демократическим стилем общения
№ Главной компоненты |
Собственное значение |
Вклад в дисперсию % |
Общий вклад в дисперсию % |
1 |
13,15 |
23,48 |
23,48 |
2 |
8,77 |
15,66 |
39,15 |
3 |
8,69 |
15,52 |
54,66 |
4 |
6,6 |
11,79 |
62,64 |
5 |
4,83 |
8,62 |
74,43 |
6 |
4,47 |
7,98 |
83,05 |
Первый фактор объясняет 23,48% дисперсии. С наибольшим вкладом в него вошли следующие переменные: уверенность в себе (а = 0,94), доминирование (а = 0,88), доверчивость (а = -0,85), мотивация «социальная полезность» (а = 0,81), отзывчивость (а = 0,79), требовательность (а = 0,79), эмоциональная устойчивость (а = 0,7759), деловитость (а = 0,78), рабочая направленность (а = 0,77), направленность (а = 0,71), мотивация «творческая активность» (а = 0,66), зависимость от группы (а = - 0,65), мотивация «активность» (а = 0,63), чувствительность (а = -0,62), упрямство (а = 0,59), общежитейская направленность (а = 0,59), безмятежность (а = -0,55), мотивация «общение» (а = 0,5314), конформность (-0,54).
Как мы видим, в первый фактор с наибольшими весами вошли свойства характерные для личности успешного руководителя. Следует отметить тот факт, что это лидер не авторитарного типа. Не смотря на свою доминантность и требовательность, он все же склонен доверять людям. Это не отстраненный лидер, он доступен и отзывчив. Демократичный учитель успешный коммуникатор, это видно из шкал, попавших в первый фактор. С наибольшим весом в него вошли позитивные свойства из теста на выявление организационных и коммуникативных качеств. Этот фактор можно назвать «эффективный коммуникатор».
Информация о работе Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения