Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации школьников в процессе обучения. Анализ технических средств обучения. Объект исследования - влияние комплексного использования различных наглядных пособий в процессе обучения. Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Наглядные средства обучения
1.1. Виды технических средств обучения ……………………………………5
1.2. Принцип наглядности в процессе обучения………………………….….9
1.3. Виды наглядных пособий………………………………………………....11
Глава 2. Технические средства обучения
2.1 Анализ технических средств обучения…………………………………....17
2.2 Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий………...21
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список ………………………………………………........25
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Наглядные средства обучения
1.1. Виды технических средств обучения ……………………………………5
1.2. Принцип наглядности в процессе обучения………………………….….9
1.3. Виды наглядных пособий………………………………………………....
Глава 2. Технические средства обучения
2.1 Анализ технических
средств обучения………………………………….
2.2 Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий………...21
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………........25
Введение
В современном обучении, наглядные пособия и технические средства обучения играют большую роль. Этот вид обучения является на сегодняшний момент становится все популярнее. Даже невозможно представить себе педагога, который в целостном педагогическом процессе не будет использовать ни наглядные, ни словесные, ни технические средства обучения в индивидуальном или совокупном приеме.
Традиционные методы обучения па практике используются с применением всех существующих на сегодняшний момент технических средств обучения. Но так называемые традиционные методы обучения в сочетании с новыми техническими средствами обучения позволяют более ярко, точно и с интересом объяснить новый материал, преподносить предметы, в общем их виде и в разделе на составные части в более понятной, форме.
Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий и технических средств обучения в школе.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации школьников в процессе обучения. Анализ технических средств обучения.
Объект исследования
- влияние комплексного
Задачи:
1. Рассмотреть, изучить
и обобщить теоретические
2. Рассмотреть виды наглядных
пособий, обеспечивающих
3.Рассмотреть виды
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
-изучение наглядных пособий
и технических средств
Глава
1. Наглядные средства обучения
1.1.Виды технических средств обучения
Активное применение технических средств обучения - это не привилегия отдельных учителей ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.
Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения.
В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.
Также к современным ТСО можно отнести интерактивную доску.
-интерактивные доски
Интерактивная доска (ИД) - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.
Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски.
Доска позволяет показывать
слайды, видео, делать пометки, рисовать,
чертить различные схемы, как
на обычной доске, в реальном времени
наносить на проецируемое изображение
пометки, вносить любые изменения
и сохранять их виде компьютерных
файлов для дальнейшего
Запись на интерактивной
доске ведется специальным
Доска снабжена лотком с тремя маркерами разного цвета и ластиком. Докладчик может заранее задать цвета маркеров, которые он будет использовать во время выступления - тогда ИД автоматически реагирует, что из лотка взят, например, зеленый маркер или ластик. Интерактивные доски могут быть прямой и обратной проекции.
При прямой проекции проектор светит снаружи, со стороны преподавателя.
В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном в специальном корпусе.
Применение интерактивных электронных досок Promethean LTD предоставляет Вам такие решения, которые помогут участникам полностью раскрыть свой потенциал. Интерактивная доска ACTIVboard с мощным программным обеспечением и системами ответа выводят на новый уровень подачи материала и взаимодействия в процессе проведения конференции (презентации) или учебного занятия.
В настоящее время, видимо,
следует ввести понятие “информационно-
Таким образом, мы определились
с понятийным аппаратом, используемым
в данном учебном пособии: к средствам
обучения как к самостоятельной
категории дидактики мы относим
материальные средства, носители учебной
информации, предназначенные для
достижения целей образования. К
информационно-образовательной
В учебный процесс необходимо
внедрять новые, наиболее совершенные
методы преподавания и обучения, разумно
привлекать технические средства обучения.
Повышение эффективности
Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером (ПК).
Если использовать компьютерные технологий обучения (КТО) , то
– активизируется процесс обучения;
– формируются навыки работы с компьютером;
– формируются умения использовать информационные технологии в повседневной жизни;
– формируется умение использовать информационные ресурсы человечества;
– экономия времени урока;
– возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение;
– сокращается время на подготовку к уроку;
– создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования.
Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.
Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.
1.2.Принцип наглядности в процессе обучения
Чувственное восприятие играет большую роль в обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.
Применяются следующие виды наглядных пособий: показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.
Средства наглядности используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности школьников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и школьников.
Необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.
Общепринятой классификации, приводящей все виды средств наглядности в систему, отвечающую требованиям, предъявляемым преподавателю, работающему с ней, пока нет. Преподавателям приходится самостоятельно разрабатывать комплексы средств обучения, в том числе средства наглядности на занятии, оптимизацию их сочетания с другими средствами обучения.
У каждого наглядного средства
существует ряд дидактических признаков,
определяющих рациональную область
использования в учебном
Преподаватель предъявляет средства наглядности школьникам на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.
Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности школьников к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.
1.3.Виды наглядных пособий
Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.
Проекционные экраны.
Для качественного воспроизведения изображений при проецировании необходимо использовать соответствующие экраны. Классифицировать экраны можно по типу конструкций (напольные, настенные, передвижные, складные) и по качеству покрытия, от чего зависит возможность использования экранов с тем или иным видом проекционного оборудования.
Напольные экраны устанавливаются на складных подставках и транспортируются в виде тубуса. Настенные экраны обычно имеют рулонную конструкцию и управляются вручную или электроприводом. Диапазон размеров экранов от 125х125 см до 300х300 см и более.
Активный Экран (ACTIVboard) –
интерактивная доска с