Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.

Содержание работы

Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая Зыбина Т. гр. 1 Б.docx

— 73.55 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

 

 

Кафедра _________________________

(наименование  кафедры)

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине История педагогики и образования

на тему:

«Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит»

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса группы 1Б (521121)

факультета психологии

направления Психолого-педагогического образования

профиля Психологии образования

Зыбина Татьяна Андреевна

 

Научный руководитель:

доцент кафедры практической психологии и педагогики, кандидат педагогических наук

Шелиспанская Э. В.

 

 

 

 

Тула 2013 

Оглавление

Введение 2

1. Общие представления о воспитании в античности 4

1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4

1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6

1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9

2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12

2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12

3.1. Педагогические воззрения Платона 16

3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16

3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17

3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18

3.1.4. Организация воспитания и образования 21

3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23

3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25

3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26

3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27

3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28

Заключение 29

Список  литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены,

 что судьбы  империй зависят от воспитания молодежи».

Аристотель

Актуальность  темы связана с фундаментальными основами педагогики, полученными в период античности, которые используются и в современной науке.

Данная тема разработана  многими педагогами и историками, такими как Жураковский Г. Е., Джуринский А. Н., Корнетов Г. Б. и многие другие, чьи труды использованы в данной курсовой работе. Основная информация была взята из книг «Очерки по истории античной педагогики», «История зарубежной педагогики» и «История образования и педагогической мысли», так как в них наиболее подробно и детально описана история становления педагогики, но, также была использована и другая научная литература.

Объект исследования: философы античности – Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит и их взгляды на воспитание.

Задача исследования: проанализировать воспитательные взгляды античных философов и определить их значимость в современной науке.

Методы исследования: обзор и анализ трудов древнегреческих мыслителей, современной литературы, содержащей информацию по данной теме.

Эпоха античности оставила огромный след в мировой истории. Прежде всего, данный период известен первыми открытиями в науке и искусстве. В основном, все знания вытекали из русла философии, в том числе и педагогика, но именно философское начало заложило крепкий фундамент будущих наук. Люди древней Греции и Рима уделяли большое внимание воспитанию и обучению детей, так как от них зависело будущее государства, его мощь и влияние. Эпоха античности породила идеал человека, который отразился в музыке, скульптуре, архитектуре, педагогике, философии.

Знания, полученные древними греками и римлянами актуальны  до сих пор, поэтому им стоит уделить  должное внимание.

Как дом не начинают строить  без фундамента, так  и любую  науку не изучают без обращения  к первоисточникам. Основными просветителями античных времен были философы Аристотель, Сократ, Демокрит, Платон. Они по праву считаются первыми педагогами в истории, которые не только воспитывали и обучали молодое поколение, но и анализировали этот процесс, старались сделать его как можно более продуктивным.

Древнегреческие философы подняли  воспитание и обучение детей на высокую  позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и  Демокрит смогли выделить в ней главные  вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.

Современная наука обязана  античным философам и тем, что  их точки зрения часто расходились, порождая противоречия и спорные  ситуации, но именно противоречия являются началом прогресса. Различные дискуссии, ораторские выступления заставляли их переосмысливать свои концепции, дополнять их. Это было так важно, потому что люди античности видели в воспитании детей будущее своего государства. Просвещенные умы древней Греции и Рима были настоящими патриотами, причем во всех сферах жизни.

Делая небольшой вывод  насчет вышесказанного, можно сказать, что Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит являются отцами всех наук, в том  числе и педагогики. Концепции древнегреческих философов приближенны к реальной действительности: они не только теоретические, но и содержат информацию, примененную на практике. Знания, полученные в период античности – это крепкий и надежный фундамент, позволяющий выстраивать логическую структуру любой науки и успешно осваивать ее.

  1. Общие представления о воспитании в античности

    1. Модель воспитания в Афинах и Спарте

В античные времена  существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне должны были уметь музицировать и петь, слагать стихи и вести беседу. Кроме того, велось приобщение к благодетели.

Спартанцы же, напротив, предполагали в человеке физическое начало, чем  духовное. Спарта готовила будущих  воинов, которые могли не владеть  эпистолярным навыком или умением  красиво петь, но зато должны были искусно  владеть оружием, тактикой ведения  боя и т.д. Идеалом воспитания являлся сильный, мужественный воин, способный переносить лишения, боль и трудности.

Столь резкие различия в  этих воспитательных моделей объясняются политическими и экономическими особенностями государств. Спарта являлась центром работорговли, кроме этого, она часто вела завоевательные походы и другие войны, поэтому, чтобы сохранить боевой дух государства, воспитание молодого поколения считалось делом государственной важности и имело жесткий характер. Также принципиальное отличие моделей воспитания Афин и Спарты заключалось в том, что спартанской система подавляла личность, а афинская – наоборот, культивировала индивидуальность.

И в Афинах, и в Спарте дети до 7 лет обучались и воспитывались  в семье. В Спарте здоровые мальчики и девочки покидали семью и  обучались в закрытых школах. Следует отметить, что не все дети могли дожить до этого: больных и слабых малышей, как правило, убивали. Многие дети погибали и во время обучения в школе.

Афинская модель воспитания была намного мягче. Дети после 7 лет  шли в школу в сопровождении  раба, которого называли «педагогом» - детоводителем. В целом, школьное воспитание Афин носило развлекательный характер. Дети в школах отдыхали от труда, проводили досуг, который, как полагали древние греки, способствует физическому и духовному развитию.

Сравнивая эти две модели воспитания, спартанская сильно проигрывала, ее часто критиковали. Аристотель, который предлагал начало воспитания детей с «заботы о теле», однако, осуждал Спарту за жестокость и насилие. Он писал, что тяжелые физические упражнения превращают детей в «диких животных». «Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не дикого животного», - писал Аристотель.

Другой древнегреческий  философ – Платон – в трактате «Законы» предлагал соединить спартанскую  и афинскую системы воспитания, соблюдая «золотую середину». Платон предлагал  уделять большое внимание физическим упражнениям и танцам. Однако, в  другом его труде – «Государство» - ясно прослеживается афинской педагогической традиции.

Так же, как Аристотель и  Платон, многие другие античные философы поддерживали афинскую модель воспитания или предлагали объединить ее со спартанской, дабы достичь всестороннего, идеального воспитания. Например, римскую модель воспитания часто называют объединяющей Афины и Спарту, потому что в Риме физическое воспитание существовало наряду с умственным и духовным.

Подводя итог, можно сказать, что афинская модель воспитания продвинулась намного дальше, чем спартанская, так как одна лишь физическая сила без душевного благородства –  ничто. Древние греки сформулировали идеальную цель воспитания – всестороннее (духовное и физическое) и гармоничное  развитие личности. Также Афины существенно  повлияли на основную закономерность педагогики – обучение и воспитание граждан детерминируется государственно-политической системой. Демократия в государстве  дает возможность развития гуманистической  педагогической системы.

    1. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э.

Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замужества дома, обучаясь элементарным навыкам чтения, письма, музыке. Общими словами женщины обучались ведению домашнего хозяйства и семейного очага.

Целью афинского образования  являлось то, чтобы человек ощутил себя полноправным членом общества, осознал  себя как гражданин. Задачи воспитания и обучения сводились к тому, чтобы  личная индивидуальная культура человека поднималась. Все это характеризовало его как «свободнорожденного» эллина из высшего общества.

Воспитание имело две  основные задачи – воспитание интеллектуальное и физическое. В первые годы обучения эти задачи разделяли частные  мусические и гимнастические школы.

Мусическая школа –  это многолетняя школа (от 7 до 16 лет), в которой дети изучали грамоту, литературу, искусства и науки. Другими  словами упор делался на интеллектуальное, духовное воспитание. В мусической школе существовали покровительницы обучения – музы и их «предводитель» - Аполлон. Итак, мусическая школа являлась общеобразовательной и ставила своей задачей дать учащимся литературное и музыкальное образование на соответствующей классовой основе и далее ознакомить их с элементами других наук без какой-либо профессионализации.

Гимнастическая школа (Палестра) – частное учреждение под предводительством бога Гермеса, где дети воспитывались физически, развивалась культура тела. Обучение в гимнастической школе присоединялось к воспитанию в мусической и начиналось с 12 лет. Платон в своем диалоге «Протагор», описывая мусическую школу, также упоминал и гимнастическую: «Так еще, кроме того, посылают детей в школу гимнастики, чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приходилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне, и в прочих делах». Из этого отрывка следует, что мусические школы появились раньше, чем гимнастические.

2 этап школьного воспитания  и обучения начинался с 16 лет  и длился до 18. В это время  подростки посещали государственные гимнасии  - учреждения, в которую поступали наиболее состоятельные ученики, окончившие мусические и гимнастические школы.

Как говорилось выше, образование в древней Греции носило больше развлекательный характер. Гимнасии не являлись исключением. В них собирались юноши для дальнейшего усовершенствования в гимнастике, с целью приятно провести время, поделиться новостями и понаблюдать за спортивными соревнованиями. Также в гимнасиях часто выступали популярные философы и мужчины не отказывали себе в удовольствии присутствовать на подобных дискуссиях.

Живая и непринужденная обстановка гимнасии располагала к умственной тренировке. Беседы младших со старшими, свободная связь взрослого с  подростком давали учащемуся возможность  найти себя, сформировать собственное  мнение. Наиболее известными являются три гимнасия – Ликей, Академия и Киносарг, располагавшиеся в Афинах и содержавшиеся на государственные средства.

И, наконец, третьим этапом являлась эфебия – государственная военная организация. В этом заведении обучались молодые люди от 18 до 20 лет, принадлежавшие к трем высшим сословиям. Представители двух высших классов образовывали привилегированный отряд «всадников». Каждый год составлялись списки призывников, которые хранились в течении 40 лет после окончания обучения. В среднем, каждый год зачислялось около 1000 человек. Зачисление в эфебию было связано с принесением присяги на верность, которая, также, превращала молодого человека в граждански правоспособное лицо: ему давалось право наследования, право опеки, право распоряжения имуществом и право быть членом народного собрания. Присяга означала переход юноши во взрослую жизнь, превращала его в воина.

В эфебии большое внимание уделялось физической тренировке и упражнениям военного характера. Молодые люди участвовали в борьбе, беге, упражнялись в верховой езде, в езде на колеснице, метании копий, дисков, стрельбе из лука. Кроме этого они изучали теоретические вопросы военного дела, такие как: употребление военных машин, искусство постройки лагерей, посещали военные корабли с целью постижения основ кораблестроения. Данная программа обучения функционировала на первом году обучения в эфебии.

Информация о работе Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит