Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа
Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.
Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)
Кафедра _________________________
(наименование кафедры)
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
по дисциплине История педагогики и образования
на тему:
«Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит»
Выполнила:
студентка 1 курса группы 1Б (521121)
факультета психологии
направления Психолого-педагогического образования
профиля Психологии образования
Зыбина Татьяна Андреевна
Научный руководитель:
доцент кафедры практической психологии и педагогики, кандидат педагогических наук
Шелиспанская Э. В.
Тула 2013
Оглавление
Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30
«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены,
что судьбы империй зависят от воспитания молодежи».
Аристотель
Актуальность темы связана с фундаментальными основами педагогики, полученными в период античности, которые используются и в современной науке.
Данная тема разработана многими педагогами и историками, такими как Жураковский Г. Е., Джуринский А. Н., Корнетов Г. Б. и многие другие, чьи труды использованы в данной курсовой работе. Основная информация была взята из книг «Очерки по истории античной педагогики», «История зарубежной педагогики» и «История образования и педагогической мысли», так как в них наиболее подробно и детально описана история становления педагогики, но, также была использована и другая научная литература.
Объект исследования: философы античности – Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит и их взгляды на воспитание.
Задача исследования: проанализировать воспитательные взгляды античных философов и определить их значимость в современной науке.
Методы исследования: обзор и анализ трудов древнегреческих мыслителей, современной литературы, содержащей информацию по данной теме.
Эпоха античности оставила огромный след в мировой истории. Прежде всего, данный период известен первыми открытиями в науке и искусстве. В основном, все знания вытекали из русла философии, в том числе и педагогика, но именно философское начало заложило крепкий фундамент будущих наук. Люди древней Греции и Рима уделяли большое внимание воспитанию и обучению детей, так как от них зависело будущее государства, его мощь и влияние. Эпоха античности породила идеал человека, который отразился в музыке, скульптуре, архитектуре, педагогике, философии.
Знания, полученные древними греками и римлянами актуальны до сих пор, поэтому им стоит уделить должное внимание.
Как дом не начинают строить без фундамента, так и любую науку не изучают без обращения к первоисточникам. Основными просветителями античных времен были философы Аристотель, Сократ, Демокрит, Платон. Они по праву считаются первыми педагогами в истории, которые не только воспитывали и обучали молодое поколение, но и анализировали этот процесс, старались сделать его как можно более продуктивным.
Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.
Современная наука обязана античным философам и тем, что их точки зрения часто расходились, порождая противоречия и спорные ситуации, но именно противоречия являются началом прогресса. Различные дискуссии, ораторские выступления заставляли их переосмысливать свои концепции, дополнять их. Это было так важно, потому что люди античности видели в воспитании детей будущее своего государства. Просвещенные умы древней Греции и Рима были настоящими патриотами, причем во всех сферах жизни.
Делая небольшой вывод насчет вышесказанного, можно сказать, что Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит являются отцами всех наук, в том числе и педагогики. Концепции древнегреческих философов приближенны к реальной действительности: они не только теоретические, но и содержат информацию, примененную на практике. Знания, полученные в период античности – это крепкий и надежный фундамент, позволяющий выстраивать логическую структуру любой науки и успешно осваивать ее.
В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне должны были уметь музицировать и петь, слагать стихи и вести беседу. Кроме того, велось приобщение к благодетели.
Спартанцы же, напротив, предполагали в человеке физическое начало, чем духовное. Спарта готовила будущих воинов, которые могли не владеть эпистолярным навыком или умением красиво петь, но зато должны были искусно владеть оружием, тактикой ведения боя и т.д. Идеалом воспитания являлся сильный, мужественный воин, способный переносить лишения, боль и трудности.
Столь резкие различия в этих воспитательных моделей объясняются политическими и экономическими особенностями государств. Спарта являлась центром работорговли, кроме этого, она часто вела завоевательные походы и другие войны, поэтому, чтобы сохранить боевой дух государства, воспитание молодого поколения считалось делом государственной важности и имело жесткий характер. Также принципиальное отличие моделей воспитания Афин и Спарты заключалось в том, что спартанской система подавляла личность, а афинская – наоборот, культивировала индивидуальность.
И в Афинах, и в Спарте дети до 7 лет обучались и воспитывались в семье. В Спарте здоровые мальчики и девочки покидали семью и обучались в закрытых школах. Следует отметить, что не все дети могли дожить до этого: больных и слабых малышей, как правило, убивали. Многие дети погибали и во время обучения в школе.
Афинская модель воспитания была намного мягче. Дети после 7 лет шли в школу в сопровождении раба, которого называли «педагогом» - детоводителем. В целом, школьное воспитание Афин носило развлекательный характер. Дети в школах отдыхали от труда, проводили досуг, который, как полагали древние греки, способствует физическому и духовному развитию.
Сравнивая эти две модели воспитания, спартанская сильно проигрывала, ее часто критиковали. Аристотель, который предлагал начало воспитания детей с «заботы о теле», однако, осуждал Спарту за жестокость и насилие. Он писал, что тяжелые физические упражнения превращают детей в «диких животных». «Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не дикого животного», - писал Аристотель.
Другой древнегреческий
философ – Платон – в трактате
«Законы» предлагал соединить
Так же, как Аристотель и Платон, многие другие античные философы поддерживали афинскую модель воспитания или предлагали объединить ее со спартанской, дабы достичь всестороннего, идеального воспитания. Например, римскую модель воспитания часто называют объединяющей Афины и Спарту, потому что в Риме физическое воспитание существовало наряду с умственным и духовным.
Подводя итог, можно сказать,
что афинская модель воспитания продвинулась
намного дальше, чем спартанская,
так как одна лишь физическая сила
без душевного благородства –
ничто. Древние греки сформулировали
идеальную цель воспитания – всестороннее
(духовное и физическое) и гармоничное
развитие личности. Также Афины существенно
повлияли на основную закономерность
педагогики – обучение и воспитание
граждан детерминируется
Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замужества дома, обучаясь элементарным навыкам чтения, письма, музыке. Общими словами женщины обучались ведению домашнего хозяйства и семейного очага.
Целью афинского образования являлось то, чтобы человек ощутил себя полноправным членом общества, осознал себя как гражданин. Задачи воспитания и обучения сводились к тому, чтобы личная индивидуальная культура человека поднималась. Все это характеризовало его как «свободнорожденного» эллина из высшего общества.
Воспитание имело две основные задачи – воспитание интеллектуальное и физическое. В первые годы обучения эти задачи разделяли частные мусические и гимнастические школы.
Мусическая школа – это многолетняя школа (от 7 до 16 лет), в которой дети изучали грамоту, литературу, искусства и науки. Другими словами упор делался на интеллектуальное, духовное воспитание. В мусической школе существовали покровительницы обучения – музы и их «предводитель» - Аполлон. Итак, мусическая школа являлась общеобразовательной и ставила своей задачей дать учащимся литературное и музыкальное образование на соответствующей классовой основе и далее ознакомить их с элементами других наук без какой-либо профессионализации.
Гимнастическая школа (Палестра) – частное учреждение под предводительством бога Гермеса, где дети воспитывались физически, развивалась культура тела. Обучение в гимнастической школе присоединялось к воспитанию в мусической и начиналось с 12 лет. Платон в своем диалоге «Протагор», описывая мусическую школу, также упоминал и гимнастическую: «Так еще, кроме того, посылают детей в школу гимнастики, чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приходилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне, и в прочих делах». Из этого отрывка следует, что мусические школы появились раньше, чем гимнастические.
2 этап школьного воспитания и обучения начинался с 16 лет и длился до 18. В это время подростки посещали государственные гимнасии - учреждения, в которую поступали наиболее состоятельные ученики, окончившие мусические и гимнастические школы.
Как говорилось выше, образование в древней Греции носило больше развлекательный характер. Гимнасии не являлись исключением. В них собирались юноши для дальнейшего усовершенствования в гимнастике, с целью приятно провести время, поделиться новостями и понаблюдать за спортивными соревнованиями. Также в гимнасиях часто выступали популярные философы и мужчины не отказывали себе в удовольствии присутствовать на подобных дискуссиях.
Живая и непринужденная обстановка гимнасии располагала к умственной тренировке. Беседы младших со старшими, свободная связь взрослого с подростком давали учащемуся возможность найти себя, сформировать собственное мнение. Наиболее известными являются три гимнасия – Ликей, Академия и Киносарг, располагавшиеся в Афинах и содержавшиеся на государственные средства.
И, наконец, третьим этапом являлась эфебия – государственная военная организация. В этом заведении обучались молодые люди от 18 до 20 лет, принадлежавшие к трем высшим сословиям. Представители двух высших классов образовывали привилегированный отряд «всадников». Каждый год составлялись списки призывников, которые хранились в течении 40 лет после окончания обучения. В среднем, каждый год зачислялось около 1000 человек. Зачисление в эфебию было связано с принесением присяги на верность, которая, также, превращала молодого человека в граждански правоспособное лицо: ему давалось право наследования, право опеки, право распоряжения имуществом и право быть членом народного собрания. Присяга означала переход юноши во взрослую жизнь, превращала его в воина.
В эфебии большое внимание уделялось физической тренировке и упражнениям военного характера. Молодые люди участвовали в борьбе, беге, упражнялись в верховой езде, в езде на колеснице, метании копий, дисков, стрельбе из лука. Кроме этого они изучали теоретические вопросы военного дела, такие как: употребление военных машин, искусство постройки лагерей, посещали военные корабли с целью постижения основ кораблестроения. Данная программа обучения функционировала на первом году обучения в эфебии.
Информация о работе Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит