Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа
Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.
Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30
Педагогическая работа являлась для Платона одним из важнейших видов общественной деятельности. Историки указывают на ранние сократические диалоги Платона – «Лахет», «Эвтидем», «Тимей», где явно прослеживаются различные оформления педагогических суждений.
Как известно, огромное влияние на Платона оказал его учитель – Сократ, который не только смог приобщить молодого человека к философской деятельности, но и оформил его мировоззрение.
Педагогическая система
Платона наиболее точно описана
в труде «Государство», где философ
изложил большинство своих
Итак, в период античности идеи софистов пытались объяснить общие вопросы мироздания, однако, эти объяснения были неточны и разрознены. Софисты не вникали в глубину человеческого сознания и вообще строили свои концепции на очень сомнительных выводах. Будучи учеником Сократа, который боролся с софистикой, Платон тоже стремился опровергнуть неверные представления о мире. Система Платона слила разрозненные элементы науки в единое целое, дополнила и углубила полученные ранее знания.
Образование Платон тесно связывал со своими метафизическими взглядами. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лучшая сторона, соответствующая миру идей, худшая, которая несет хаос и разрушения и промежуточная часть души, соответствующая становлению, то есть равновесию остальных частей.
Образование человека способствует его приобщению к лучшей стороне души, полагал Платон. До тех пор, пока доброе начало господствует в человеке, его душа приобщена к миру идей и испытывает райское блаженство. Воспитание человека Платон понимал как путь совершенствования. Кроме этого, Платон говорил о том, что именно образование позволяет человеку достичь всеединой красоты.
Психологические основы образования у Платона были связаны с его учением о том, что каждый человек владеет многообразием знаний. Он полагал, что душа человека – бессмертна, а, следовательно, она существовала всегда и видела много вещей. Платон говорил, что нет такого знания, которого бы не знала душа человека. Остается лишь «вспомнить» нужное знание, отыскать его среди других.
Образование человека также тесно связано с процессом познания у Платона. Познание – многоступенчатый процесс: сначала идет познание чувственное – самое простое, затем оно переходит к анализу знания, проверке его на истинность. Третьим этапом является распад знания на посредственное познание или на непосредственное созерцание идей.
Таким образом, познание ведет к самосознанию человека, к его совершенствованию. Именно благодаря воспитанию и обучению, поиску новых знаний человек становится самим собой, приходит к счастью.
Платон придавал большое значение воспитанию и обучению. Два этих компонента лежат в основе большинства его учений, они являются неотъемлемой частью мироздания, по мнению самого философа.
В своей книге «Государство» Платон пишет: «Начало — самое важное во всяком деле, в особенности для всего молодого и нежного, так как тогда главным образом оно формируется и на каждого налагается тот отпечаток, какой хочет наложить на него воспитатель». Однако, философия Платона не признавала воспитание всесильным. Рассматривая сущность человеческой души, он видел ее сложность и многообразие, поэтому считал, что воспитание – это лишь один из способов достичь совершенства.
В «Федре» Платон предъявляет высокие требования к воспитателю и к процессу воспитания. С его точки зрения, воспитания могущественно, но на его пути стоит человеческая суть, полная загадок. Даже если воспитание шло с самого детства, оно никак не может уберечь человека от другого образа жизни, который «прельщает нашу душу и влечет к себе». Другими словами, у человека всегда возникают мысли, противоречащие воспитанию. Человек сначала сопротивляется этим мыслям, но под их напором, он может сдаться.
Платон называет такие переломные моменты «кризисами» и говорит, что истинный воспитатель должен уметь предвидеть их, заранее подготовить воспитанника к преградам.
Также в «Федре» говорится о том, что воспитание должно быть постепенное, плавно переходящее с одного уровня на другой. Платон полагал, что именно установление постепенности в образовании позволяет воспитателю проникнуться предметом обучения и понять психологические особенности ученика.
С точки зрения Платона, описанной в «Федре», воспитатель сам должен быть примером для своих учеников. Он должен искусно владеть красноречием, умением убеждать. Кроме этого, Платон считал, что «идеальный руководитель» обязательно должен быть в преклонном возрасте. («Духовные очи прозревают тогда, когда уже начинает пропадать острота зрения очей физических»).
В «Пире» Платон воплотил идеал педагога—наставника. В данном произведении философ описывает воспитателя как соискателя всего прекрасного, что есть в мире. Ученик, беседуя со своим одухотворенным воспитателем, становится таким же близким к идеалу, как и он. Следовательно, Платон делает вывод, что для воспитания идеального человека, нужно самому быть идеальным. Платон писал в «Пире»: «Ведь соприкасаясь с прекрасным и беседуя с таким человеком, он производит и рождает то, чем он давно был чреват».
Однако, отношения между учеником и учителем, по мнению Платона, должны быть двусторонними: воспитанник должен испытывать пламенное влечение к своему педагогу, он обязан быть бескорыстным и преданным. Примером таких отношений, с точки зрения Платона, являются отношения между Сократом и одним из его учеников Алкивиадом.
В труде Платона «Государство» наиболее исчерпывающе развертывается педагогическая система: она развивается не на основе работы с отдельным учеником, а в социальном и политическом разрезе.
В «Государстве» Платон разделяет воспитание, как и общество, на три части: два высших сословия, состоящие из правителей и воинов и средний класс. Каждой категории Платон приписывает разное воспитание, обусловленное образом жизни и обязанностями людей.
Итак, два высших класса воспитываются в суровых условиях, которые должны сделать из каждого представителя собственностью государства. Кроме этого, Платон выступал за равноправие полов и считал, что женщина наравне с мужчиной может управлять государством и принимать активное участие в жизни своей страны.
Средний класс по «Государству» должен стоять не только на защите границ своего государства, но и охранять его внутренний уклад. Следовательно, именно средний класс формирует «лицо» государства, воспитывает и укрепляет его мощь.
Так Платон рассматривал сущность
воспитания с позиции государства.
Однако, именно к личному, индивидуальному
началу, а не к коллективу склонялся
сам философ, о чем свидетельствуют
идеалистические взгляды
В своем труде «Законы» Платон делает сущностью образования формирование законопослушного гражданина, который чтит свою страну и законодательство. Именно полное подчинения является достоинством, с точки зрения «Законов». В отличие от «Государства», где Платон жестко делили общество на классы, в «Законах» он уже мягче относится к данному вопросу. Некие коммунистические моменты исключаются, восстанавливается роль семьи в воспитании, возвращается частная собственность, но, однако, ужесточается регламентация прав граждан. Регламентируется даже распорядок дня, а за нарушение предусматривается смертная казнь.
С точки зрения Платона, которая ярко описывается в «Законах», воспитание должно создать такого человека, который неукоснительно исполнял бы все правила.
Несколько пессимистичное и мрачное настроение «Законов» можно объяснить тем, что эллинский рабовладельческий мир приходил в упадок и Платон это ясно осознавал, а будучи приверженцем именно такого строя, это не могло его не огорчать.
Подводя небольшой итог по четырем книгам Платона, можно отметить, что именно в своей совокупности они и дают общее представление философа о сущности воспитания. Несмотря на «разность» многих мыслей и противоречивость некоторых положений Платона, можно отметить, что суть четырех трудов и вообще воспитание – это формирование разностороннего человека, который имел бы богатый внутренний мир и был бы опорой для государства.
Согласно мнению Платона, первым звеном в системе организации образования являлся руководитель народного образования. Его избирали путем тайного голосования. Человек, поступавший на должность руководителя образования, являлся первым лицом в государстве и имел большой вес. Срок занимаемой должности составлял 5 лет.
Конечно, у любого руководителя должны были быть подчиненные, которые вели бы исполнительную деятельность. Платон учитывал этот момент и понимал, что для удобного руководства нужно разделение властей, поэтому он предложил ряд сотрудников, часть которых заведовала бы гимнасиями и школами, а другая половина принимала на себя обязанности судей «над участвующими в гимнастических и мусических состязаниях». Избрание на должность помощников руководителя народного образования было обусловлено возрастом: обычно отбирались люди 30-40 лет.
Таким образом, в итоге этих выборов образуется нечто вроде комитета по народному образованию, и к нему и переходит вся полнота управления по делам воспитания и обучения.
Следует отметить, что Платон уделял большое внимание материнству, беременности и малышам, эти вопросы занимали отдельное место в его системе организации обучения и воспитания.
Говоря о беременных женщинах, он упоминал, что для их собственного здоровья и здоровья ребенка, они должны ограждать себя от нервных потрясений, физической нагрузки и добавлял, что период беременности они переживали в спокойном, доброжелательном и кротком настроении.
Что касается самих новорожденных и младенцев, то они, по мнению Платона, должны активно развиваться, ибо детское существо крайне неустойчиво и ранимо. Философ развивает идею нянь, которые бы реализовывали «принцип движение» для детей.
На первый взгляд может показаться, что Платон – сторонник изнеженного воспитания, но, будучи приверженцем спартанской модели воспитания, он предлагал готовить детей к взрослой жизни уже с ранних лет. Платон уделял большое внимание игровой деятельности, которая стимулировала желание детей овладеть какой-либо профессией. Например, те дети, которые хотят стать земледельцами, должны обрабатывать землю; дети, мечтающие стать строителями, должны учиться возводить детские постройки.
Другими словами, Платон советует учитывать индивидуальность ребенка, его личные качества и способности. По его мнению, только раскрытие реальных, существующих талантов ребенка, может сделать его полноценной личностью.
Организуя свою систему воспитания, Платон постепенно приходит к мысли о своеобразном детском саде – месте, куда приходят дети от трех до 6 лет, где за ними следят опытные няни.
Платон также приходит
к мысли о всеобщем государственном
обучении. Также важной деталью было
то, что образование детей должно
проходить в специальных
Большое внимание уделял Платон и учебным предметам: приветствовались физическая нагрузка, танцы, письмо, математика, литература. Однако, по мнению философа, любые книги должны проходить жесткую цезуру, прежде чем попасть в школу.
Кроме этого Платон заботился и о нравственном облике учеников. Известно его мнение о том, что до 18 лет человек не должен пить вино, а с 18 до 30 на это дается разрешение с рядом ограничений.
Таким образом, организация
воспитания и обучения Платона носила
очень либеральный и
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотель как представитель материализма. Также известно, что учился будущий философ у не менее известной личности – Платона.
В своих наиболее известных сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская полития» Аристотель рассматривал многие важные вопросы воспитания. Именно в этих трудах философ обосновывает основные положения своей концепции в русле других наук. Аристотель не отделяет воспитание от социума и культуры, от этики и политики, поэтому его взгляды изложены в таких разносторонних трактатах.
Психологические и педагогические
взгляды Аристотеля тесно связаны
с его философией. Основа его учения
– представления о душе. Он выделял
три вида души человека: растительная
(функции питания и
Информация о работе Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит