Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа
Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени. Знания, добытые ими просты в изложении и естественны в употреблении, они приближены к реальной жизни и поэтому пользуются актуальностью.
Введение 2
1. Общие представления о воспитании в античности 4
1.1. Модель воспитания в Афинах и Спарте 4
1.2. Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э. 6
1.3. Внешкольное воспитание в античные времена 9
2. Эллинское просвещение и просветительская деятельность ученых-философов в V- VI вв. до н.э. 12
2.1. Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики 12
3.1. Педагогические воззрения Платона 16
3.1.1. Общие сведения о деятельности Платона 16
3.1.2. Метафизические и психологические основы образования 17
3.1.3. Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам» 18
3.1.4. Организация воспитания и образования 21
3.2. Педагогические взгляды Аристотеля 23
3.2.1. Психологические, этические, социальные предпосылки учения Аристотеля 25
3.2.2. Значение Аристотеля в истории педагогики 26
3.3. Педагогические воззрения Демокрита 27
3.3.1. Фрагменты о воспитании Демокрита 28
Заключение 29
Список литературы 30
По мнению Аристотеля – именно гармоничный баланс трех составляющих души является результатом воспитания. Задача педагогики – формирование в человеке физического, нравственного и умственного начала.
Аристотель поддерживает мнение о том, что общество нуждается в создании системы государственных школ, в определенных методах воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Аристотель – один из первых ученых, который попытался дать возрастную периодизацию от рождения до 21 года.
Аристотель, в своем труде «Политика» тесно связывал воспитание и государство. Он полагал, что законодатель должен внимательно относиться к воспитанию молодежи, потому что именно молодые люди представляют будущее государства.
Аристотель говорил о развитии естественных способностей молодежи, чтобы они могли послужить обществу и государству.
Воспитание Аристотель связывал также и с социальными слоями: он полагал, что школьные предметы разделяются на те, которые положены свободнорожденным людям и на те, которые должны изучать несвободные люди. Например, ремесленник должен изучать такие искусства и предметы, которые развивали его только в русле его профессии. «Свободные науки», такие как философия, предназначены только для свободных граждан.
Однако Аристотель определил 4 предмета, которые являлись общеобязательными: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Грамматику и рисование философ рассматривал как предметы, полезные в быту и имеющие частую практику, а гимнастика способствовала развитию физической красоты, которая была обязательной спутницей красоты нравственной и интеллектуальной.
Большое значение в педагогической системе Аристотеля занимал досуг и игровая деятельность, способствовавшие, по мнению ученого, отдыху и расслаблению человека. Аристотель говорил: «Игры должны иметь свое место, но при этом, назначая время игр, нужно пользоваться удобным для того моментом, так как они служат своего рода лекарством». Именно поэтому в качестве общеобразовательных предметов Аристотель предложил музыку и рисование, которые могли бы заполнить время досуга.
Осуждая спартанскую модель, Аристотель критиковал «атлетическое» направление воспитание, которое калечило детей и мешало их естественному росту. По его мнению, излишне суровое физическое воспитание не только превращало детей в «диких животных». Аристотель считал, что физическое воспитание – не залог мужественности, но обеспечение варварского начала в человеке. В пример он приводил племена ахейцев и гениохов, обитающих на берегах Понта, которые были склонны к убийствам и каннибализму. Аристотель говорил, что эти племена являются разбойничьими, но отнюдь не храбрыми.
Как говорилось выше, в основе учения Аристотеля лежало понятие о трех составляющих души. Кроме этого, в концепции Аристотеля есть понятие о бессмертном, чистом, универсальном разуме, который после смерти человека сливается с вселенским разумом. Следовательно, загробного бытия не существует. Поэтому, по мнению Аристотеля, человек не должен быть озабочен загробной жизнью. Именно земные стремления человека, материализм лежат у истоков психологии Аристотеля.
Этическими предпосылками концепции Аристотеля являются его стремления к земному счастью. Философ говорил о том, что истинное назначение человека – жить в соответствии с добродетелью, т. е. не только интеллектуально развиваться, но и воспитывать в себе чувство прекрасного, формировать моральные ценности и т. д.
И, наконец, социальные предпосылки. Аристотель делил общество на полноправных граждан и несвободных, о чем говорилось выше. Психология, этические взгляды, права этих групп сильно различались. Что было доступно одним, неприемлемо для других. Аристотель четко разграничивает возможности людей и считает, что есть люди, которые могут «принимать участие в управлении», а есть некие исполнители. Известна его цитата: ««Властвование и подчинение не только вещи необходимые, но и полезные».
Таким образом, совокупность
психологических, этических и социальных
предпосылок определяет характер концепции
Аристотеля. Во многом, ее характер новаторский,
но в связи с тем, что сам
философ был человеком
Педагогические взгляды Аристотеля оказали большое влияние на дальнейшее формирование педагогики. И хотя многие его положения схожи с мыслями его учителя – Платона, концепция Аристотеля о воспитании имеет более практический характер.
Аристотель является автором первой возрастной периодизации, с помощью которой он попытался объяснить закономерности развития, особенности того или иного возраста. Философ уделял большое внимание семье, предлагая домашнее воспитание ребенка до 7 лет. Именно до 7 лет, по мнению Аристотеля, закладываются основы воспитания.
С 7 до 14 лет дети должны были
заниматься непосредственно учением.
Воспитанники осваивали письмо, грамматику,
рисование и музыку. Аристотель говорил,
что именно в этот отрезок времени
нужно формировать
С 14 до 21 года изучались «высшие науки» (математика, литература, астрономия и др.), которые формировали логическое мышление воспитанника.
Таким образом, хорошо видна
связь между периодизацией
Кроме этого философ справедливо отмечал, что залог успешного воспитания – разумное соотношение интеллектуальной и физической сил. В современной педагогике также есть понятие о разнообразии воспитания.
Итак, Аристотель существенно обогатил и дополнил педагогические взгляды своих учителей и предшественников. Философия Аристотеля оказывала влияние на педагогику на протяжении веков и сейчас не теряет своей актуальности. На основе научного знания утверждается гуманистическая традиция в педагогики.
Демокрит Абдерский (460-370 гг. до н. э.) – великий древнегреческий философ, один из основателей материалистической философии и атомистики – учения о том, что материальные вещи состоят из атомов.
Демокрит был ученым-
Демокрит придавал большое значение воспитанию детей: он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. Основная идея Демокрита – идея природосообразности: «Природа и воспитание подобны – именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».
Воспитательная проблематика Демокрита тесно переплетена с остальными предметами его изучения. Педагогические вопросы рассматриваются параллельно с философией, этикой, историей, эстетикой. Таким образом, можно сказать, что суть воспитания Демокрит видел в том, чтобы формировать разностороннего человека, оттачивать его совершенства.
Главным орудием, помогающим воспитанию, Демокрит считал упражнение. Кроме этого философ говорил о значимой роли среды общения в воспитательном процессе. В современной педагогике давно известно влияние окружающей среды на ребенка и его познавательные процессы, поэтому Демокрит в своих взглядах не заблуждался.
Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания: последствия его сказываются и в старости, от него зависит почти всё умственное развитие личности.
Демокрит оказал большое влияние на Аристотеля, Я. А. Коменского, Плутарха и др. деятелей педагогики.
Таким образом, анализируя исторические
источники, литературу по истории педагогики
и труды древнегреческих
Современные данные педагогики, психологии, физиологии и других наук о человеке свидетельствуют, что эта задача – не миф и не утопия: она действительно достижима, т. к. у каждого новорожденного имеются все возможности и данные. Нужен только подводящий воспитатель.
Основной вывод по данной работе таков, что педагогические работы четырех великих философов – Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита – актуальны и по сей день. Открытия этих ученых не только обогатили педагогику, но и вышли за рамки мышления того времени. Педагогика оформилась как наука, нашла свой предмет, цель и методы.
Современная педагогика тесно связана с открытиями, сделанными в древней Греции.
Основы древнегреческого воспитания используются и в современных школах. Активное привлечение детей к труду, к искусству, к точным наукам берет свое начало именно во времена античности, когда в образовательных целях строились театры, дети учились играть на музыкальных инструментах и соревноваться в физических упражнениях.
Пытаясь объяснить общие законы развития природы, общества и познания, философы древней Греции не могли пройти мимо вопросов воспитания. Изучая весь путь становления человека как личности, Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит внесли существенный вклад в развитие педагогической мысли и других наук. По схемам античных концепций будут строиться все последующие педагогические теории и системе вплоть до XIX века.
Информация о работе Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит