Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:59, реферат
Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось только христианское образование священников в монастырских и церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов.
1. Введение.
2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.
3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.
4. Заключение.
«Великая дидактика» Я.А.Каменского
Институт Государственного
Педагогический факультет
На тему: «Великая дидактика»
Я.А.Каменского
1. Введение.
2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.
3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.
4. Заключение.
Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от
всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования.
Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов.
Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось
только христианское образование священников в монастырских и церковных
школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и
заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое мышление
развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было
теоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городах
организовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов,
горожан. Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви,
разработал иезуитскую систему образования, существующую и в настоящее
время.
Её цель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке
появились первые европейские университеты. Система университетского высшего
образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты
организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге
появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.
Новое время в историко-педагогическом развитии открывается
удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно
смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным
решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика
«отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с
собственным предметом исследования, научной аргументацией,
исследовательской проблематикой, собственным «языком» – понятийно-
терминологическим аппаратом.
Эта система плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого
философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей
мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения
человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая
дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени.
Духовный мир Каменского, человека энциклопедически образованного, -
сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,
католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и
естественнонаучного.
Задачей
каждого христианского
должна стать «всеобщее образование юношества». Теоретическая мысль великого
гуманиста избежать «соблазна» исторических условий его времени: низведения
человека до его сословного облика, орудия национально-государственных и
религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к
выполнению его сословных ролей, социальных функций. Каменский обосновал
демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого
воспитания, которая на протяжении не одного века была и ниже остается
«путеводной» в отставании всеобщего образования как неотьемлемого права
каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на
общечеловеческих началах.
В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью
над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая
практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –
это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее знание об
окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.
Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых
и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и
страсти, управляющие волей.
Направить природный дар
человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи
нравственного воспитания.
Духовная
опора человека в его
деятельности в мире – стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить
перед Богом», осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться
к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена
нравственности», призвано растить религиозное воспитание.
Христианско-антропологическая
педагогической системе Каменского, обусловила гуманистический характер всей
системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности
человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-
нравственная направленность развития личности. Педагогическая система
Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к
воспитаннику как
и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как
сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.
Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в
возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного
«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных,
великодушных людей».
Педагогический
оптимизм Каменского
христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный
принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе
исследования природного мира – принцип природосообразности. В трактовке
Каменского принцип
учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и
законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе
знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,
психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального
научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого
процесса теоретик подходил от темологических представлений в науке его
времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное
движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность
стать такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает –
развивать, то что имеет
человек «заложенным в
ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится,
следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в
делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и
благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям,
Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и
некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития
воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого
процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к
личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства,
самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду.
И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это
«ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных
сил и способностей, педагогика успеха как стимула учения – преодоления
учения – удовлетворения, учения – удовольствия, радости.
В последующие века рациональное научное знание отказалось от
темологических обьяснений развития природных процессов, а в социо-
ориентированной образовательной практике утвердились принципиально иная
педагогическая парадигма: воспитание как воздействие на воспитанника с
целью формирования определенных качеств личности. Однако идея о
природосообразном (естественном, свободном) воспитании с постоянством
закономерности будет актуализироваться вновь и вновь, обосновывать
возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать поиски
адекватных технологических решений.
Столь
высоким идеалам (будь то
педагогическая деятельность, педагогический процесс) традиционная практика
воспитания, семейного и общественного, явно не соответствовала. И Великий
теоретик создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания
человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную
обоснованность) Каменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие
педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»
человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на
рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь
на принцип
носитель идеи возрастной и педагогической психологии представил время
взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для
каждого этапа задачи, содержательную и процессуальную стороны образовывания
человека – матерью ли в семье, учителем ли в школе, профессором ли в
академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: не ребенок для школы, а
школа для ребенка, способная учесть и реализовать его возрастные
возможности и особенности.
В плане
содержания образования этот
замысел облечен в идею «
(всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания
на своем уровне возможного (концентрические круги) и Каменский определяет
примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской
школы», создает учебники. При этом неизменными остаются принципы
энциклопедизма «вместе с тем практической нравственности знаний – связи с
живым» опытом взаимодействия развивающегося человека с миром. Не каждый
склонен и способен одолеть весь путь к пансоджи, тем более, что академия
предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила
природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим
любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной
и благочестивой жизни.
Обосновывая идею школы родного языка (глава ХХ1Х «Великой
дидактики»), педагог постоянно имеет в виду природосообразность развития
ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека
аргументирует Каменский необходимость в школе родного языка начал
родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоцци через
полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской школе наличие
«класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его
свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого предмета истории»,
знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» – сокращенная
библейская история, история естествознания, история изобретений, история
морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история, но
преимущественно история своего отечества. «Семь свободных искусств», эти
традиционные учебные предметы средневековой школы, пансоджи Каменский
дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования
обращает к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его
стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».
Информация о работе Антролого-педагогические взгляды Каменского