Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:59, реферат
Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось только христианское образование священников в монастырских и церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов.
1. Введение.
2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.
3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.
4. Заключение.
Широкая философско-гуманистическая трактовка природосообразности
воспитания детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в
поисках ответа на вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое
оказалось далеко не освоенным теорией содержания общего образования и
практикой школьного обучения последующих веков. Было утрачено
гуманистическое, от растущего человека видение проблемы, возобладал подход
к ее решениям от социальных запросов «времени и мести». В наши рубежные
годы, годы осознания кризиса духовности и нравственности и его опасных
последствий в планетарных масштабах, предстоит очевидно, заново оценить
гуманизм и актуальность установки философа-педагога: «Мы стремимся к общему
образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком».
Не менее
радикальные изменения
Каменского процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного
(природосообразного) метода» был ориентирован на целостную личность
ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на
«живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которой
ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).
Аналог «естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого.
Известные гносеологии его времени закономерности познания Каменский
интерпретировал в индуктивный путь формирования понятий. Дедукция
используется как частные выводы из общих, уже известных ученику положений.
Проблемные ситуации (в современной терминологии) «включают» мышление.
Самостоятельные работы предполагают и самостоятельное наблюдение, и
самостоятельное применение, и приобретение знаний. Естественность обучения
усматривается также в специальном развитии способности рассуждать так, в
латинской школе рекомендуется изложение материала в следующей
последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис,
верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть будут
вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке,
ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса
и т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу
истины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом
одна и та работа будет представлять собой и самое приятное повторение как
пройденного, и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К
выводу дидакта нельзя не добавить, что учебная работа такого плана (не
часто встретишь и в современной школе), вызывая мыслительную активность,
создавая позитивный эмоциональный настрой, обеспечивает движение личности
как в овладении знаниями, так и в развитии интеллектуальных сил.
В историко-педагогической и дидактической литературе воззрения
Каменского обычно сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного
способа обучения. Между тем теоретические представления Каменского,
апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной и
продуктивной деятельности ученика, с идеей самостоятельности и умственной
активности. Не бесспорна используемая в педагогической литературе аналогия
разработанной первым дидактом формы организации обучения с классно-урочной
системой в ее современной трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику
для того, чтобы расположить образовательный материал по годам обучения и
таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать их
труд и труд учителя (в традиционной школе каждый обучался индивидуально). С
определенной дозой образовательного материала для отдельного занятия
связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная лекция, и
наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа звездного
неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках
представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений
Каменского).
В иерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с
непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его
духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный
процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на
деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной
трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени
вводятся этические и теологические представления и правила, нормы
поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика
ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей,
необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные
добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками
уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество,
справедливость.
В искусстве развивать и возвышать духовность человека педагог-
гуманист стремился к природосообразности. Главное основание формирования
нравственности и благочестия – это непрестанная духовная жизнь и
практическая деятельность человека: «Добродетели учатся, постоянно
осуществляя честное». В таком ключе: человек сам выстраивает свой
внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать
нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины
растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева
и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим
людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами
возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» - и наставление, и
«примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация
упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,
деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,
полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези
нравственной мудрости и
воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как
нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких
человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев
и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский
ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной
сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается
преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных
чувств, влечений, сохранить душевное равновесие. При этом определенно и
четко обозначены и «предьявлены» требования к человеку как духовно-
нравственному существу. Для гуманиста Каменского это отнюдь не проявление
авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической
концепции за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право
свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано
максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить
молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить
«преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять
строгость», доминирует установки на самодисциплину, на такую строгость,
которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание
в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства
бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной
бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по
принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики
любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,
куда подобает,… и сами к тому же стремились.
Выше отмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности,
дефицит человечности - следствие доминирующих в общественном сознании
прагматического отношения к вопросам морали, сциентистских трактовок
духовного развития человека, противопоставления науки и религии,
непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а их преодоление
с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития. Тем значимее
для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменский усматривали в
воспитании духовности человека главное назначение образования, главное
направление педагогической деятельности.
Педагогическую систему Каменского возможно представить как
гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно-
направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего
человека. Цель реализуется
в организации
нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее
развитие среде: в системе
разнообразных видов
природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в
системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия
педагога и учащихся как субьектов педагогического процесса, в нарастающей
субьектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического
процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в
самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый
воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая
самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему
саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности
воспитанника обеспечивается
равными для каждого
«ненасильственным»
в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,
органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.
Обстоятельства
сложились так, что о
жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие
его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько
обогнал свое время, что и сегодня не в полном мере, осознана вся глубина
его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-
педагогическом процессе педагогическая система Я.А.Каменского предстает
гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского
средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии
гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.
Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации
органически связана с гуманистической традицией западной культуры.
Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опыты развития
европейской философии, науки, искусства, религии, педагогика, в свою
очередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче от
поколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном
сознании.
Гуманистическая педагогика целенаправленно служила утверждению
«человеческого в человеке»,
духовно-нравственному
жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Она сыграла свою
историческую роль в признании европейским человечеством в качестве высших
духовных ценностей
свободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценности
Истины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы,
вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистической
морали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе
европейского культурного развития (от средневековья до конца ХХ в)
происходил на базе антропологических концепций (принцип
природосообразнсоти), на основе познания природы воспитания как явления
культуры (принцип культуросообразности) и как целенаправленного
саморазвития человека (выявлялись условия, возможности, средства
Информация о работе Антролого-педагогические взгляды Каменского