Аспекты социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать модель социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН.
Объект исследования: женщины как клиенты ТЦСОН.
Предмет исследования: особенности социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, определены следующие задачи:
Изучить основные категории женщин, являющихся клиентами социальной работы, в научной литературе;
Определить социальное положение женщин в Республике Беларусь;
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении женщин в Республике Беларусь;
Исследовать уровень социальной фрустрированности и степень стрессоустойчивости и социальной адаптации у женщин;
Изучить опыт по социальной работе с женщинами в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района);

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ В УСЛОВИЯХ ТЦСОН……………………………...……….6-26
1.1. Женщины как объект социальной работы…………………………..6-15
1.2. Положение женщин в Республике Беларусь………………………15-20
1.3. Анализ нормативно правовой базы в отношении женщин в Республике Беларусь……………………………………………………………20-26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………….……………………………27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ В УСЛОВИЯХ ТЦСОН……………………….…………….28-43
2.1. Эмпирическое исследование социальных проблем женщин в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска)…28-33
2.2. Опыт по социальной работе женщинами в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска)…………….……………33-37
2.3. Модель социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН……………………………………….………………………….………37-43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………….………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………45-46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………

Файлы: 1 файл

kursovaya_pechat.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, существует такая форма как социальный патронаж, которая предполагает посещение  неполной семьи на дому с диагностической, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, своевременное выявление проблем ситуации семьи.

Для решения  проблем матерей-одиночек ССР должен привлекать службы занятости (трудоустройство), органы здравоохранения (вопросы здоровья, мед-социальный патронаж), органы образования (возможность получения бесплатного питания и посещение групп продленного дня), социальные службы (назначение пособий и пенсий), органы исполнительной власти (решение жилищных проблем) [25].

Женщины, воспитывающие ребенка-инвалида

Семья, имеющая  в своем составе инвалида – семья с особым статусом, ее специфика и проблемы определяются не только личностными особенностями  всех ее членов, но и специфическим положением в семьи инвалида. Однако часто, говоря о семьях, воспитывающих ребенка инвалида, речь идет о неполной семье, в которой есть только мать. Женщины, воспитывающие ребенка-инвалида, испытывают ряд трудностей:

  • Социально-медицинские трудности (невозможность получения своевременной и полной информации о заболевании члена семьи, трудности в доступе ко многим видам постоянного лечения и получения лекарственных препаратов, овладение практическими навыками выполнения медицинских реабилитаций и другое);
  • Экономические трудности (основными источниками доходов служат пенсия по инвалидности, детские пособия, зарплата здорового члена семьи. Как правило, в таких семьях уровень материальной обеспеченности низкий. Это связано с вынужденным неучастием матерей в общественном производстве, вынужденной сменой работы, оформлением отпуска без содержания для лечения ребенка, затратами на медикаменты, технические средства, медицинские услуги);
  • Психологические трудности (у подавляющего числа женщин при рождении ребенка-инвалида возникают пограничные нервно-психические расстройства, чувство вины, ощущение собственной неполноценности, потеря уверенности в себе, неспособность организовывать общение и воспитание ребенка, неумение оценивать адекватно возможности ребенка).

Целью социальной работы с женщинами, воспитывающими ребенка инвалида, является создание условий для полноценного функционирования, интеграции в общество женщины и ее ребенка. Выделяют следующие направления социальной работы с данной категорией:

  • Социально-бытовая помощь. Предполагает создание комфортной микросреды, обеспечивающей удовлетворение жизненно важных потребностей инвалида, организация определенных жилищных условий. Выделяется такой вид как социальный патронаж – форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе для преодоления возникшей трудной, кризисной ситуации. Патронаж состоит в регулярном посещении на дому, социальном надзоре, оказании необходимой экономической и материально-бытовой помощи.
  • Социально-экономическая помощь – совокупность регулярных и единовременных выплат, а также социальных льгот. Материальную помощь может получать неработающая женщина, осуществляющая уход за ребенком-инвалидом.  Также в эту категорию включается льготное жилищное обеспечение и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства. Важным аспектом является возможность получения санаторно-курортного лечения;
  • Социально психологическая помощь. Представляет собой поддержку психологического здоровья ребенка-инвалида и членам его семьи, помощь в организации конструктивного взаимодействия в семье, создание позитивного микроклимата. Сюда включают просвещение членов семьи в области специальной и социальной психологии, особенностей личности людей с ограниченными возможностями здоровья, организацию бесконфликтной среды; психологическое сопровождение членов семьи, дающее им возможность регулярно получать индивидуальные консультации специалистов и участвовать в тренингах коммуникативных умений и личностного роста; помощь в организации совместного досуга, вовлечение в активную социальную жизни, создание условий для самореализации [25].

Направления социальной работы с женщинами, воспитывающими ребенка-инвалида, не существуют отдельно друг от друга, они тесно взаимодействуют  в процессе социальной работы с данной категорией женщин и семей.

Многодетные матери

Социальная  работа с многодетными матерями, как  правило, рассматривается в контексте  социальной работы с многодетной  семьей. В практике социальной работы обычно многодетными считаются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет. В социологии многодетными считаются семьи, в которых пять и более детей. Все многодетные семьи распределены на три категории:

    • Семьи, многодетность в которых запланирована;
    • Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующего браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети;
    • Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни.

Большинство социальных проблем многодетной семьи вытекают из ее материального положения. Это  проблемы здоровья, качественного образования, жилищная, психолого-педагогическая и  другие. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низкими  среднемесячным доходом на одного члена семьи, так как с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается и ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. Большинство современных многодетных семей вынуждены повышать посредством вторичных заработков собственные доходы путем личной инициативы, включая подростков. По статистике, в 50% таких семей подрастающие дети приносят доход в семью. Кроме того, первостепенную важность приобретает жилищная проблема, так как не всегда соответствуют нормативом и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Как показывает статистика, существует прямая зависимость между жилищными условиями и смертностью детей на первом году жизни. 60% женщин, потерявших ребенка в возрасте до одного года, важнейшей причиной его смерти считают плохие жилищные условия. Важной проблемой многодетной семьи являются психолого-педагогические трудности в достойном воспитании детей. Из-за загруженности родителей, особенно матери, дети часто недополучают внимания и воспитательного воздействия, поскольку на каждого ребенка в большой семье приходится меньше «воспитательных ресурсов». Время, затрачиваемое семейными женщинами на домашний труд, составляет примерно от 50 до 80% общего годового фонда рабочего времени. Для данной категории семей, как правило, характерен сложный психологический климат: низкий уровень взаимопонимания взрослых и детей сочетается с повышенной потребностью последних в родительском внимании. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения, мало времени уделяя организации совместного проведения досуга. Существует ещё одна проблема – забота о здоровье и низкий уровень санитарной культуры. В многодетных семьях отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация, недостаточное санаторно-курортное лечение [25].

Целью социальной работы с многодетной семьей является улучшение ее благосостояния и обеспечение  ее функционирования в интересах  общества. Социальная работа с данной категорией предполагает: материальную поддержку, помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, в профориентации и трудоустройстве членов семьи, овладение оказанием услуг, повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения льгот, минимизация чувства одиночества, непохожести, обмен опытом внутрисемейной жизни, расширение круга общения, организацию досуговой деятельности, психолого-педагогическое просвещение.

В социальной работе с многодетной семьей применимы индивидуальные («телефон доверия», консультативная переписка, индивидуальная беседа) и групповые (консультирование, патронаж, обучающие семинары для родителей, семейные практикумы, лекции, тренинги, ролевые игры) формы работы. В качестве технологий социальной работы выступают социальная диагностика, оказание адресной помощи, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная помощь и защита.

Исходя из описанного выше можно сделать вывод, что  основными направлениями социальной работы с женщинами являются:

    1. Поддержание социального функционирования женщин;
    2. Экстренная социальная помощь;
    3. Адресная социальная помощь;
    4. Защита от домашней жестокости;
    5. Оказание содействия в планировании семьи;
    6. Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы;
    7. Содействие в самопомощи и самозанятости женщин.

Таким образом, сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность  их причин общей социально-экономической  и социально-психологической проблематикой  общества, многообразие категорий женщин, нуждающихся в социальной защите,  определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за них ответственность, общества и близких людей

Осуществляемые  в процессе социальной работы систематические, различные мероприятия направлены на то, чтобы облегчить адаптацию (приспособление) женщин к общественным нормам, помочь ей развить, реализовать и реабилитировать жизненные силы, обеспечить достойное существование и самоутверждение.

 

 

1.2 Положение женщин в Республике Беларусь

На 1 января 2012 г. численность женщин в Республике Беларусь составила 5,1 млн. человек, или 54% общей численности населения [12].

Следует отметить, что Беларусь вошла в число 27 стран мира, которые  достигли целевого показателя по участию женщин в процессе принятия решений. По результатам выборов в Парламент Республики Беларусь избраны более 32 % женщин, в местные Советы депутатов всех уровней – 45 % от численности депутатского корпуса. Для сравнения можно сказать, что в 2000 году в Палате представителей было лишь 5 женщин-депутатов (или 4,5 %). В Совет Республики было избрано от областей и назначено Президентом 18 женщин (или 31 % от общего количества), хотя одна из них стала заместителем Председателя Совета. В Совете Министров женщины составляли 29,4 %, причем только одна из них занимала должность заместителя начальника управления [25].

Среди руководителей (первых лиц) республиканских органов государственного управления и их заместителей женщин – 19,6 %. Женщины - государственные служащие всех уровней управления составляют 67,4 % [25].

Самыми известными женщинами, реализующими себя в политике являются Лидия Ермошина (Председатель Центральной избирательной комиссии), Надежда Ермакова (Председатель правления  Национального банка), Наталья Петкевич (помощник Президента), Марианна Щеткина (Министр труда и социальной защиты). Тем не менее, как отмечают, политические деятели страны, женщины не имеют реальной политической силы, они представляют женщин в политике чисто номинально.

Женщины составляют 49,8 % среди руководителей обособленных структурных подразделений республиканских  органов, их заместителей, помощников руководителя организации, советников, консультантов; 68,5 % – среди главных  специалистов [25].

Вместе с  тем, необходима дальнейшая работа по расширению возможностей женщин, преодолению гендерных стереотипов применительно к роли женщин в обществе, так как отсутствие женщин на руководящих должностях приводит к снижению внимания к гендерной проблематике и игнорированию прав женщин.

Одной из характерных  особенностей нашей страны является высокий уровень занятости женщин. Вследствие преобладания женщин в общей  численности населения, в структуре  занятых также доминируют женщины (52,1%). Поэтому важную роль в стратегиях для увеличения возможностей женщин играет повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, смягчение ситуации с женской безработицей.

Для трудоустройства  слабо защищенных категорий граждан, в первую очередь одиноких и многодетных  женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов в республике применяется бронирование рабочих мест.

Для расширения экономических возможностей женщин важнейшими направлениями являются самозанятость и предпринимательство. Безработным женщинам, обратившимся в органы государственной службы занятости населения за содействием в организации предпринимательской деятельности, оказывается консультационная, методическая, правовая и финансовая помощь.

Как результат, наблюдается устойчивая тенденция  снижения удельного веса женщин в общем числе безработных (в 2005 году – 68,9 процента, в 2009 году – 57,0 процент) и продолжительности женской безработицы (2005 год – 6,2 месяца, 2009 – 4,6) [20].

Однако в  сфере занятости женщин имеются  проблемы. Ликвидация профессиональной сегрегации – одна из них. Имея более высокий уровень образования, чем мужчины, женщины реализуют его в наименее оплачиваемых профессиях и отраслях производства.

Среди занятых  в экономике доля работающих женщин с высшим образованием составляет 26,9 %, в то время как аналогичный показатель среди мужчин составляет 20,2 %. Доля женщин со средним специальным образованием достигает 27,7%, мужчин – 16,9 %. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин только 2,4%, а среди мужчин – 4,6% [20].

Отмечается  явное преобладание женщин в непроизводственных отраслях и незначительное привлечение к участию в отраслях материального производства. Относительно низким остается участие женщин в сфере бизнеса и предпринимательства. Как следствие, средняя заработная плата женщин составляет около 80% средней заработной платы мужчин.

Наблюдается значительное повышение доли женщин в непроизводственных отраслях, в частности, в сфере  образования. Это является довольно точным показателем снижения ее социального  престижа и, соответственно, оплаты труда. Так, среди преподавателей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, - 55,4 % женщины, среднего специального образования – 72,0 % [20].

Кроме того, женщины  испытывают более серьезные проблемы с трудоустройством. Это находит  отражение, как в средних сроках поиска работы, так и в численности ищущих работу не менее года. Если безработные мужчины находили новую работу достаточно быстро - в течение 1,3 месяцев, то у женщин этот период составил 2,5 месяца [20].

В результате женщины  имеют более продолжительный период безработицы 4,8 месяца против 3,4 месяца у мужчин. Среди безработных, состоящих на учете более одного года, 66,6 % женщин. Более длительный поиск работы - один из аспектов уязвимой позиции женщин на рынке труда [20].

Женщин первыми увольняют, последними нанимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы. При последующем трудоустройстве у них зачастую понижается социальный статус. Расширяется круг категорий женщин, в отношении которых повышается вероятность нарушения прав в сфере занятости. К ним относятся: женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды, одинокие и многодетные матери, женщины, длительное время не имеющие работы, а также женщины, освобожденные из мест лишения свободы или проходящие принудительное лечение по решению суда, а также женщины, имеющие профессии, по которым преимущество отдается мужчинам (инженерно-технические, строительные специальности, другие) [20].

Информация о работе Аспекты социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН