Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:23, курсовая работа
Цель исследования: разработать модель социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН.
Объект исследования: женщины как клиенты ТЦСОН.
Предмет исследования: особенности социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, определены следующие задачи:
Изучить основные категории женщин, являющихся клиентами социальной работы, в научной литературе;
Определить социальное положение женщин в Республике Беларусь;
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении женщин в Республике Беларусь;
Исследовать уровень социальной фрустрированности и степень стрессоустойчивости и социальной адаптации у женщин;
Изучить опыт по социальной работе с женщинами в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района);
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ В УСЛОВИЯХ ТЦСОН……………………………...……….6-26
1.1. Женщины как объект социальной работы…………………………..6-15
1.2. Положение женщин в Республике Беларусь………………………15-20
1.3. Анализ нормативно правовой базы в отношении женщин в Республике Беларусь……………………………………………………………20-26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………….……………………………27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ В УСЛОВИЯХ ТЦСОН……………………….…………….28-43
2.1. Эмпирическое исследование социальных проблем женщин в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска)…28-33
2.2. Опыт по социальной работе женщинами в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска)…………….……………33-37
2.3. Модель социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН……………………………………….………………………….………37-43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………….………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………45-46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………
Кроме того, существует такая форма как социальный патронаж, которая предполагает посещение неполной семьи на дому с диагностической, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, своевременное выявление проблем ситуации семьи.
Для решения проблем матерей-одиночек ССР должен привлекать службы занятости (трудоустройство), органы здравоохранения (вопросы здоровья, мед-социальный патронаж), органы образования (возможность получения бесплатного питания и посещение групп продленного дня), социальные службы (назначение пособий и пенсий), органы исполнительной власти (решение жилищных проблем) [25].
Женщины, воспитывающие ребенка-инвалида
Семья, имеющая в своем составе инвалида – семья с особым статусом, ее специфика и проблемы определяются не только личностными особенностями всех ее членов, но и специфическим положением в семьи инвалида. Однако часто, говоря о семьях, воспитывающих ребенка инвалида, речь идет о неполной семье, в которой есть только мать. Женщины, воспитывающие ребенка-инвалида, испытывают ряд трудностей:
Целью социальной работы с женщинами, воспитывающими ребенка инвалида, является создание условий для полноценного функционирования, интеграции в общество женщины и ее ребенка. Выделяют следующие направления социальной работы с данной категорией:
Направления социальной работы с женщинами, воспитывающими ребенка-инвалида, не существуют отдельно друг от друга, они тесно взаимодействуют в процессе социальной работы с данной категорией женщин и семей.
Многодетные матери
Социальная работа с многодетными матерями, как правило, рассматривается в контексте социальной работы с многодетной семьей. В практике социальной работы обычно многодетными считаются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет. В социологии многодетными считаются семьи, в которых пять и более детей. Все многодетные семьи распределены на три категории:
Большинство социальных
проблем многодетной семьи
Целью социальной работы с многодетной семьей является улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. Социальная работа с данной категорией предполагает: материальную поддержку, помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, в профориентации и трудоустройстве членов семьи, овладение оказанием услуг, повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения льгот, минимизация чувства одиночества, непохожести, обмен опытом внутрисемейной жизни, расширение круга общения, организацию досуговой деятельности, психолого-педагогическое просвещение.
В социальной работе с многодетной семьей применимы индивидуальные («телефон доверия», консультативная переписка, индивидуальная беседа) и групповые (консультирование, патронаж, обучающие семинары для родителей, семейные практикумы, лекции, тренинги, ролевые игры) формы работы. В качестве технологий социальной работы выступают социальная диагностика, оказание адресной помощи, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная помощь и защита.
Исходя из описанного
выше можно сделать вывод, что
основными направлениями социал
Таким образом,
сложность, комплексность социальных
проблем женщин, обусловленность
их причин общей социально-экономической
и социально-психологической
Осуществляемые в процессе социальной работы систематические, различные мероприятия направлены на то, чтобы облегчить адаптацию (приспособление) женщин к общественным нормам, помочь ей развить, реализовать и реабилитировать жизненные силы, обеспечить достойное существование и самоутверждение.
1.2 Положение женщин в Республике Беларусь
На 1 января 2012 г. численность женщин в Республике Беларусь составила 5,1 млн. человек, или 54% общей численности населения [12].
Следует отметить, что Беларусь вошла в число 27 стран мира, которые достигли целевого показателя по участию женщин в процессе принятия решений. По результатам выборов в Парламент Республики Беларусь избраны более 32 % женщин, в местные Советы депутатов всех уровней – 45 % от численности депутатского корпуса. Для сравнения можно сказать, что в 2000 году в Палате представителей было лишь 5 женщин-депутатов (или 4,5 %). В Совет Республики было избрано от областей и назначено Президентом 18 женщин (или 31 % от общего количества), хотя одна из них стала заместителем Председателя Совета. В Совете Министров женщины составляли 29,4 %, причем только одна из них занимала должность заместителя начальника управления [25].
Среди руководителей (первых
лиц) республиканских органов
Самыми известными
женщинами, реализующими себя в политике
являются Лидия Ермошина (Председатель
Центральной избирательной
Женщины составляют
49,8 % среди руководителей
Вместе с тем, необходима дальнейшая работа по расширению возможностей женщин, преодолению гендерных стереотипов применительно к роли женщин в обществе, так как отсутствие женщин на руководящих должностях приводит к снижению внимания к гендерной проблематике и игнорированию прав женщин.
Одной из характерных
особенностей нашей страны является
высокий уровень занятости
Для трудоустройства
слабо защищенных категорий граждан,
в первую очередь одиноких и многодетных
женщин, воспитывающих несовершеннолетн
Для расширения
экономических возможностей женщин
важнейшими направлениями являются
самозанятость и
Как результат, наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса женщин в общем числе безработных (в 2005 году – 68,9 процента, в 2009 году – 57,0 процент) и продолжительности женской безработицы (2005 год – 6,2 месяца, 2009 – 4,6) [20].
Однако в сфере занятости женщин имеются проблемы. Ликвидация профессиональной сегрегации – одна из них. Имея более высокий уровень образования, чем мужчины, женщины реализуют его в наименее оплачиваемых профессиях и отраслях производства.
Среди занятых в экономике доля работающих женщин с высшим образованием составляет 26,9 %, в то время как аналогичный показатель среди мужчин составляет 20,2 %. Доля женщин со средним специальным образованием достигает 27,7%, мужчин – 16,9 %. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин только 2,4%, а среди мужчин – 4,6% [20].
Отмечается явное преобладание женщин в непроизводственных отраслях и незначительное привлечение к участию в отраслях материального производства. Относительно низким остается участие женщин в сфере бизнеса и предпринимательства. Как следствие, средняя заработная плата женщин составляет около 80% средней заработной платы мужчин.
Наблюдается значительное повышение доли женщин в непроизводственных отраслях, в частности, в сфере образования. Это является довольно точным показателем снижения ее социального престижа и, соответственно, оплаты труда. Так, среди преподавателей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, - 55,4 % женщины, среднего специального образования – 72,0 % [20].
Кроме того, женщины испытывают более серьезные проблемы с трудоустройством. Это находит отражение, как в средних сроках поиска работы, так и в численности ищущих работу не менее года. Если безработные мужчины находили новую работу достаточно быстро - в течение 1,3 месяцев, то у женщин этот период составил 2,5 месяца [20].
В результате женщины имеют более продолжительный период безработицы 4,8 месяца против 3,4 месяца у мужчин. Среди безработных, состоящих на учете более одного года, 66,6 % женщин. Более длительный поиск работы - один из аспектов уязвимой позиции женщин на рынке труда [20].
Женщин первыми увольняют, последними нанимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы. При последующем трудоустройстве у них зачастую понижается социальный статус. Расширяется круг категорий женщин, в отношении которых повышается вероятность нарушения прав в сфере занятости. К ним относятся: женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды, одинокие и многодетные матери, женщины, длительное время не имеющие работы, а также женщины, освобожденные из мест лишения свободы или проходящие принудительное лечение по решению суда, а также женщины, имеющие профессии, по которым преимущество отдается мужчинам (инженерно-технические, строительные специальности, другие) [20].
Информация о работе Аспекты социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН