Аспекты социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать модель социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН.
Объект исследования: женщины как клиенты ТЦСОН.
Предмет исследования: особенности социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, определены следующие задачи:
Изучить основные категории женщин, являющихся клиентами социальной работы, в научной литературе;
Определить социальное положение женщин в Республике Беларусь;
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении женщин в Республике Беларусь;
Исследовать уровень социальной фрустрированности и степень стрессоустойчивости и социальной адаптации у женщин;
Изучить опыт по социальной работе с женщинами в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района);

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ В УСЛОВИЯХ ТЦСОН……………………………...……….6-26
1.1. Женщины как объект социальной работы…………………………..6-15
1.2. Положение женщин в Республике Беларусь………………………15-20
1.3. Анализ нормативно правовой базы в отношении женщин в Республике Беларусь……………………………………………………………20-26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………….……………………………27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ В УСЛОВИЯХ ТЦСОН……………………….…………….28-43
2.1. Эмпирическое исследование социальных проблем женщин в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска)…28-33
2.2. Опыт по социальной работе женщинами в условиях ТЦСОН (на примере ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска)…………….……………33-37
2.3. Модель социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН……………………………………….………………………….………37-43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………….………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………45-46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………

Файлы: 1 файл

kursovaya_pechat.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, согласно докладу ООН 2009 года о человеческом развитии в рейтинге стран по индексу развития с учетом гендерного фактора Беларусь занимает 52-е место среди 182 стран и первое место в СНГ.

Одним из наиболее серьезных препятствий для достижения гендерного равенства является распространенность различных видов насилия и угроз совершения насилия. Формы насилия в отношении женщин разнообразны – сексуальные преследования на рабочем месте и в семье, принуждение к проституции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля «живым товаром». К сожалению, эта проблема становится все более актуальной и для Беларуси.

В последние  годы в Беларуси предприняты определенные меры по законодательному решению проблемы предотвращения насилия в семье  и помощи его жертвам. В действующем  уголовном, гражданском и административном законодательстве имеются соответствующие статьи, которые применяются при решении дел, связанных с насилием против женщин и детей, в том числе и в семье. В частности, принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», где заложены основы профилактики различных видов правонарушений, в том числе пьянства и насилия в семье.

Кроме того, женщины  испытывают на себе повышенную нагрузку, связанную с совмещением семейных и профессиональных ролей. Жены несут  двойную нагрузку в условиях недостаточно развитой сферы бытового обслуживания и самоустранения мужей от обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей [9].

В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин — отказ их от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход, в то же время высокая занятость женщин в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости [3].

Может наблюдаться такое явление как ролевой конфликт — социальная ситуация, в которой от одного и того же человека ожидаются малосовместимые друг с другом действия. Когда женщина выполняет три свои основные роли (супружескую, материнскую и профессиональную), вероятность возникновения ролевого конфликта очень велика [36].

И.С.Клёцина относит к объективным факторам возникновения ролевого конфликта у женщин чрезмерное напряжение, связанное с профессиональной и домашней работой; отсутствие полноценного отдыха; дефицит времени; неблагоприятные жилищные условия. Субъективные факторы, порождающие ролевой конфликт: повышенное чувство ответственности; высокий уровень притязаний; чрезмерно развитая потребность доводить любое дело до совершенства. Сочетание ряда объективных и субъективных факторов приводит к возникновению у женщин «синдрома хронической усталости», который проявляется в снижении работоспособности, раздражительности, подавленности. Если женщина ежедневно находится в конфликтной ситуации «дом — работа», это сказывается на общей удовлетворенности семейными отношениями [36].

Таким образом, можно сделать вывод о наличии  гендерного неравенства в Республике Беларусь, которое проявляется в  сфере занятости, оплаты труда, семейных отношений, политической сфере общества. Также женщины, как правило, выполняют  большее количество социальных ролей, по сравнению с мужчинами, что является фактором возникновения ролевого конфликта и повышением уровня психологической нагрузки.

 

 

1.3 Анализ нормативно-правовой базы в отношении женщин в Республике Беларусь

Законодательная база Республики Беларусь в отношении женщин базируется на следующих международных документах:

    1. Всеобщая декларация прав человека;
    2. Конвенция о политических правах женщин;
    3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
    4. Международный пакт о гражданских и политических правах;
    5. Декларация ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
    6. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин;
    7. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;
    8. Конвенция об охране материнства;
    9. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями;
    10. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий.

Кроме того, в  Республике Беларусь разработана собственная  нормативно-правовая база:

    1. Конституция Республики Беларусь;
    2. Трудовой кодекс Республики Беларусь;
    3. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь;
    4. Уголовный кодекс Республики Беларусь;
    5. Избирательный кодекс Республики Беларусь;

Рассмотрим  некоторые из перечисленных документов отдельно.

Следует признать, что на уровне законодательных установлений никаких дискриминационных положений по отношению к женщинам в республике нет. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) содержит широкий перечень признаков, по которым дискриминация по признаку пола не допускается. Так, согласно статье 22 все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов [8].

Женщины и мужчины  имеют право свободно избирать и  быть избранными (ст. 38), в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой  имеют право равного доступа  к любым должностям в государственных  органах (ст. 39), право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42), право на охрану здоровья, право на образование (ст. 49) и на социальное обеспечение в старости (ст. 47). В области семейных отношений супруги также полностью равноправны. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 32).

Положения Конституции конкретизируются в нормах различных отраслей права. Так, особенности трудовых правоотношений с женщинами регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (глава 19). Действующее трудовое законодательство по своей сути основано на защитной идеологии по отношению к женщине, выражающейся в таких понятиях, как "помощь женщине", "улучшение положения женщин", "льготы работающим женщинам". При этом существующая система льгот в сфере занятости дополнилась в последнее время еще одним элементом: женщинам, воспитывающим троих и более детей, ребенка-инвалида, а также одиноким женщинам, включая разведенных и вдов, воспитывающих двух детей, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка. С точки зрения улучшения условий совмещения профессиональных и семейных ролей женщины эта льгота является благом. В то же время она отнюдь не способствует повышению конкурентоспособности женской рабочей силы на рынке труда [35].

К тому же многие статьи Трудового кодекса практически не работают. Так, доказать в суде, что отказ в приеме на работу имеет дискриминационный характер, практически невозможно. Это же относится и к прекращению трудовых отношений по инициативе нанимателя и к продвижению по службе. Тем не менее, общество на сегодня не совсем готово распрощаться с этими льготами. Об этом свидетельствует тот факт, что несмотря на законодательно закрепленную уже не один год равную возможность для мужчин и женщин пользоваться правом на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, лишь считанные представители "сильного пола" оформляют такой отпуск. Срабатывает стереотип сложившегося распределения социальных ролей, когда функция воспитания детей закрепляется исключительно за женщиной.

Брачные и семейные отношения регулируются Кодексом о браке и семье Республики Беларусь. В Кодексе определены равные права для обоих супругов. Кроме того, статья 13 Кодекса посвящена брачному договору, который в некоторой мере регулирует имущественные отношения супругов. Глава 5 посвящена регулированию имущественных отношений. Оба супруга имеют равные права и обязанности в отношении детей. Однако в Кодексе есть статьи, которые определяют особое положение женщины и дают ей определённые привилегии. Так, в статье 35 указывается, что расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака при условии, что он проживает с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем, за исключением случаев, когда отцовство по отношению к ребенку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребенка исключены из записи акта о рождении ребенка.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь в отношении женщин предусмотрены следующие особые положения:

• женщины не могут быть приговорены к смертной казни (ст. 22), к ним не может быть применено пожизненное наказание (ст. 221), для женщин существуют некоторые отличия в режимах отбывания наказания в виде лишения свободы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, не могут быть подвергнуты аресту (ст. 232);

• уголовная ответственность за нарушение прав при приеме на работу беременных женщин и кормящих матерей (ст. 136), уголовная ответственность за изнасилование женщины (ст. 115), за половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 115), за понуждение женщины к вступлению в половую связь (ст. 116), за незаконное производство аборта (ст. 114);

• совершение преступления женщиной в состоянии беременности является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность (ст. 37); убийство женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности, является отягчающим вину обстоятельством (ст. 100).

В процессе реформирования законодательства в этой сфере необходимо обеспечить женщинам равную защиту со стороны закона при расследовании и судебном разбирательстве насильственных преступлений против женщин, включая насилие в семье и сексуальные домогательства на рабочем месте.

Гендерная экспертиза существующих и разрабатываемых законодательных  актов направлена на создание правовой базы подлинно равных возможностей. Эгалитарное  понимание принципа равенства полов  предполагает движение к более развитому  обществу, основанному на гарантированном равенстве возможностей для самореализации личности.

Как уже отмечалось выше,  Республика Беларусь ратифицировала ряд международных документов, декларирующих гендерное равенство. Среди них Конвенция о политических правах женщин, которая вступила в силу для Республики Беларусь 9 ноября 1954 года. На сегодняшний день основные принципы и положения Конвенции о политических правах женщин нашли свое закрепление как в Конституции Республики Беларусь так и в иных нормативных актах.

Так, согласно ст. 4. Избирательного Кодекса Республики Беларусь выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах, референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей.

Согласно ст. 6 Избирательного Кодекса Республики Беларусь избиратели, участники референдума  участвуют соответственно в выборах  Президента Республики Беларусь, депутатов  Палаты представителей, депутатов местных  Советов депутатов и референдуме на равных основаниях: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.

Выборы членов Совета Республики являются равными: каждый депутат местного Совета депутатов  базового уровня имеет один голос.Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Ещё одним международным  документом является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая вступила в силу для Республики Беларусь 3 сентября 1981 года. Основные положения этой Конвенции закреплены в Конституции Республики Беларусь и других законодательных актах.

Таким образом, можно сделать вывод, на уровне законодательства никаких дискриминационных положений по отношению к женщинам в Республике Беларусь не наблюдается. Наша страна ратифицировала многие международные документы, направленные на ликвидацию дискриминации женщин, а также закрепила равенство полов в Конституции и других законодательных актах. Однако многие юридические нормы, закрепленные в законодательстве, далеко не всегда реализуются на практике. Поэтому существует разрыв между равенством прав женщин и мужчин по закону и реализацией этого равноправия в реальной жизни.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Женщины – это особая социально-демографическая группа и специфическая категория клиентов социальной работы, главной особенностью которой является выполнение генеративной функции, то есть способность к деторождению. Социальная работа с женщинами является важнейшим направление социальной работы, специфика которой определяется многоролевым репертуаром  и многообразием категорий женщин. Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов. Осуществляемые в процессе социальной работы систематические, различные мероприятия направлены на то, чтобы облегчить адаптацию (приспособление) женщин к общественным нормам, помочь ей развить, реализовать и реабилитировать жизненные силы, обеспечить достойное существование и самоутверждение.

Современное социальное положение женщин в Республике Беларусь характеризуется наличием гендерного неравенства в сфере занятости, оплаты труда, семейных отношений, политической сфере. Кроме того, полифункциональность женщины в обществе обостряет ролевой конфликт и ведет к возникновению различного рода стрессов.

Информация о работе Аспекты социальной работы с женщинами в условиях ТЦСОН