Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:08, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей подготовки и проведения занятий в условиях технологии Дальтон-план.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические позиции Дальтон-технологии.
2. Рассмотреть систему действий учителя и учащихся в рамках Дальтон-технологии.
3. Охарактеризовать условия применения системы «Дальтон-план».
4. Проанализировать возможности практического применения технологии Дальтон-план в учебном процессе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы Дальтон-технологии 6
1.1. Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии 6
1.2. Системы действий учителя и учащихся 12
Глава 2. Практическое применение технологии Дальтон-план
в учебном процессе……………………………………………………….18
2.1. Этапы работы по Дальтон-технологии 18
2.2 Разработка плана-конспекта урока с применением
Дальтон-технологии...……………………………...…………………......20
Заключение 27
Список литературы 29
Содержание
Актуальность темы. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения требует от учителя особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы.
Выполнение
данных функций определяет и
выбор педагогом приоритетных
образовательных технологий - проектного,
исследовательского, рефлексивного
обучения, информационно-коммуникативных,
личностно-ориентированных
Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Выйдя из роли учителя-транслятора знаний, педагог решает по-новому целый ряд задач: как актуализировать уже имеющиеся у ученика знания, как раскрыть его мышление, как научить размышлять и анализировать свой собственный рост, как побудить его к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ.
Одна из технологий, которая позволяет
гармонично сочетать
Технология «Дальтон-план» считается в настоящее время весьма перспективной, так как в ней заложены большие возможности для реализации личностно – ориентированного образования.
В последние годы личностно-ориентированная педагогика Дальтон находится в центре внимания российских ученых и практиков (В.Гузеев, И. Чечель, Т. Шамова и др.), организовавших сеть школ и активно сотрудничающих в этом направлении с учеными и практиками Европы, США.
Актуальность Дальтон-технологии для современного образования определяется возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, происходит многостороннее развитие растущей личности.
Объект исследования – современные педагогические технологии.
Предмет исследования – процесс подготовки и проведения занятий в условиях технологии Дальтон-план.
Целью работы является изучение особенностей подготовки и проведения занятий в условиях технологии Дальтон-план.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Проанализировать
2. Рассмотреть систему действий учителя и учащихся в рамках Дальтон-технологии.
3. Охарактеризовать условия применения системы «Дальтон-план».
4. Проанализировать возможности
практического применения
Исходя из объекта, предмета, цели и задач, была сформулирована гипотеза исследования: обучение и развитие личности в настоящее время будет более глубоким и полным, если преподавателем будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии, в частности Дальтон-план.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы, обобщение и конкретизация, систематизация, сопоставление и сравнение).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Школа Дальтон, которая первоначально называлась "Детская университетская школа", была основана в 1919 году американским педагогом Хелен Паркхерст. Начало двадцатого века было временем невероятного интеллектуального подъема в области образования в США. Философы, учителя, психологи, занимающиеся проблемами детей (их называли тогда "прогрессисты") начали в полном смысле революционное наступление на то, что считалось неоспоримой истиной. А истина эта гласила, что образование - процесс насильный, и что единственный способ научить детей - это посадить их в классах ровными рядами, при этом естественные желания детей играть, двигаться, говорить и свободно задавать вопросы должны подавляться.
"Прогрессисты" же верили, что
главное в процессе образования
- это развитие ребенка, как личности,
развитие целостное, охватывающее
всего ребенка. "Прогрессисты"
считали, что ребенок, какой бы
маленький он не был, является
существом социальным, и что школы
должны быть социумами, моделями большого
общества, и в таком социуме ребенок сможет
учиться жить вместе с другими его членами;
такие социумы должны способствовать
наибольшему развитию ума, тела и духа.
В течение нескольких лет Хелен Паркхерст
вместе со своей подругой Марией Монтессори
экспериментировала и проводила исследования
в собственной школе, состоявшей только
из одной классной комнаты. В результате
напряженной работы появился так называемый
"Лабораторный план". План был разработан
таким образом, чтобы объединить учителей
и учащихся для работы по достижению индивидуализированных
целей обучения. Впервые план был экспериментально
применен в средней школе небольшого городка
Дальтон, в штате Массачусетс, в 1916 году.
Это и положило начало "Лабораторному
плану" и школе нового типа. Называться
школа стала Дальтон - по имени городка,
где план впервые был опробован.
По словам Х. Паркхерст, Дальтон-план скорее делает акцент на важности образа жизни ребенка во время выполнения им своей работы и на его поведении как члена общества, а не на предметах его учебной программы. Именно общая сумма этого двойного опыта определяет его характер и его знания [ ].
Данный подход получил широкое распространение в мире. Сегодня наиболее эффективные школы в США, Западной Европе, Японии, Австралии полностью или частично используют личностно-ориентированную технологию Дальтон в своей деятельности. Созданы и функционируют соответствующие европейские и международные ассоциации школ и научные сообщества.
Цели Дальтон-технологии: обеспечить индивидуализированное развитие ученика; обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности [5, c.44].
Дальтон-план – это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технология [6].
Принципы нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В школьной практике они находят свое отражение как на педагогическом, так и на дидактическом уровнях
Принцип свободы.
Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью. Хелен Паркхерст говорила о том, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода без перерывов заниматься захватившим его предметом, поскольку, когда ребенок заинтересован, у него обостряются умственные способности и появляется мотивация к преодолению трудностей. Для основательного изучения предмета ученику необходима возможность воспринимать знания в своем собственном темпе [7].
Принцип свободы Дальтон-школа реализует, к примеру, позволяя ребенку в процессе выполнения задания просидеть пару дней в библиотеке, школьном компьютерном центре, обратиться за советом к приятелю, соседу по дому, учителю старшеклассников. Необходимые для организации учебного процесса правила и границы вырабатываются всеми членами школьного сообщества совместно, то есть с участием каждого ребенка. Свой учебный план ребенок придумывает сам или в соавторстве с взрослым. Помимо интеллектуального раскрепощения, ребенку также обеспечивается свобода передвижения в пространстве класса: ученики не сидят целый день за партой, а могут заниматься выбранным делом в удобных для себя местах и позах.
Принцип самостоятельности.
Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор. Детей приучают к самостоятельному использованию учебных материалов, поиску информации, работе с источниками, обобщению собранных в ходе работы сведений. Окружающая ребенка предметная среда подобрана так, чтобы стимулировать его к собственным изысканиям. В любой Дальтон-школе имеется библиотека с энциклопедиями, словарями, подшивками журналов. Каждая предметная лаборатория организует собственную подборку справочников, литературы, иллюстраций и приборов для обеспечения учебного процесса. Важное место в учебном процессе занимает самопроверка. Большинство книжек и пособий должны быть ориентированы на возможность самостоятельной проверки ребенком полученных в ходе работы результатов.
Принцип сотрудничества.
Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос [13,с.288].
Также этот принцип подчеркивает важность получения учениками навыков коллективной работы, поощряя разнообразные групповые формы взаимодействия. Работая в группе, ребенок учится договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно разрешать конфликты, ясно формулировать свои мысли и желания - и соотносить их с задачами, выбранными конкретной группой ребят. У него развиваются такие качества, как: уважение к другому человеку, умение его выслушать, понять, установить доверительные отношения. Дети привыкают к помощи друг друга, принятию совместных решений, ответственности за работу в группе. «Дальтонский лабораторный план, - говорит Хелен Паркхерст, - создает такие условия, пользуясь которыми ученик невольно действует, как член общественной группировки. Он принимается этой общественной группировкой или изгоняется из нее в зависимости от того, насколько его действия общественны или нет» [7, с.20-21].
Ученики Дальтон школы начинают разрабатывать планы собственного обучения с молодого возраста, и в процессе определения направлений собственного образования, приобретают ценный социальный опыт, как сочетать собственные интересы и нести ответственность перед обществом за их реализацию. Контроль за работой школьников осуществляется при помощи специальной системы учётных карточек, фиксирующих посещение школы и общий итог выполнения заданий учеников.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; но отвечать за выполнения задания будешь сам.
Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя три компонента: задания, лабораторию, «дом».
Задание – это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин «подряд» вместо «задание». Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем [5, c.45].
К самим заданиям предъявляются следующие требования: задания носят уровневый характер; задания охватывают достаточный объем учебного материала; четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения; задание должно быть понятным и интересным ученику; задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения задания; предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими; в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе и др.); ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью; содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение; они должны быть интересны и понятно сформулированы; задания предусматривают достижение как качественных, так и количественных показателей. Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика [2, c.38].
Когда Х. Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по количеству учебных четвертей, затем каждую часть — на количество месяцев в четверти и затем — на количество недель). И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это всё же формальный подход. И опыт действительно показал, что основой деления должны быть логически завершённые части учебной программы.