Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:08, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей подготовки и проведения занятий в условиях технологии Дальтон-план.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические позиции Дальтон-технологии.
2. Рассмотреть систему действий учителя и учащихся в рамках Дальтон-технологии.
3. Охарактеризовать условия применения системы «Дальтон-план».
4. Проанализировать возможности практического применения технологии Дальтон-план в учебном процессе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы Дальтон-технологии 6
1.1. Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии 6
1.2. Системы действий учителя и учащихся 12
Глава 2. Практическое применение технологии Дальтон-план
в учебном процессе……………………………………………………….18
2.1. Этапы работы по Дальтон-технологии 18
2.2 Разработка плана-конспекта урока с применением
Дальтон-технологии...……………………………...…………………......20
Заключение 27
Список литературы 29
Лаборатория - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.
«Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.
Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.
Рассмотрим эти формы более подробно. Выделяются четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы.
Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать [10,с.225].
Основными признаками коллективного урока являются: наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности; учитель – организатор и участник процесса обсуждения; ученик – участник и субъект организационной деятельности; результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.
На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.
К признакам лабораторного занятия относятся: наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов. Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся [10, c.221].
Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п. Основные признаки конференции: необходимость подготовительного этапа; выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.
Лаборатории могут проводиться в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.
Дальтон-час проводится один раз в неделю, например, каждый вторник на втором уроке ведётся работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Эти задания учащиеся получают заранее с указанием сроков их выполнения [10, c.222].
Задания предлагаются по разным предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитатели, психологи. Работает библиотека. В коридорах также создаются уголки, где могут заниматься группы. Учащиеся получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Задания могут быть по разным предметам. Мебель в классной комнате тоже может быть переставлена. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или, может быть, будет действовать самостоятельно), будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные сроки.
Другой
формой проведения занятий
Дальтон-неделя — комплексное применение системы обучения на более продолжительном участке времени.
А какова
же роль учителя в технологии
Дальтон-план? Он является как
бы «частью» образовательной
среды, окружающей ребенка. Учитель так
устраивает свой класс, чтобы большую
часть работы дети могли осуществлять
без его участия, а он был бы необходим
лишь на начальных этапах, когда ребята
еще только учатся самостоятельному поиску
и ориентации в информационном пространстве.
Учитель здесь не лектор, а помощник и
организатор. Он подскажет, как и к кому
обратиться за помощью, вдохновит на трудную
для ребенка работу, напомнит иногда о
правилах, принятых в классе. Именно напомнит,
потому что дети сами чувствуют ответственность
за поддержание порядка и рабочей атмосферы,
ведь и они, а не только взрослый, авторы
законов собственной жизни. Однако это
не значит, что какими-то установленными
правилами малыш может пренебречь или
попытаться выторговать для себя особые
условия. Взрослый однозначен в выполнении
правил и договоренностей: если это касается
всех, значит, это касается всех. Особенно
это относится к выполнению различных
социальных норм.
Но при этом учитель
в такой школе – человек чрезвычайно гибкий.
Он знает, кому нужно позволить отклониться
от выбранного образовательного маршрута,
а с кого потребовать внимательности и
ответственности. Но и требовать он будет
весьма странным образом. Дальтон-учитель
никогда не скажет: “Ты сделал это неправильно!”,
а обязательно: “Почему ты это сделал
так?”
Свобода, самостоятельность
и сотрудничество – эти три принципа Дальтон-педагогики
– распространяются не только на детей,
но и на взрослых. Свобода учителя выражается
здесь в возможности вместе со своими
учениками, а не по чиновничьим указаниям
решать, что изучать и как. Делать ли это
в школьных стенах, или в расположенной
неподалеку настоящей лаборатории. Писать
ли в качестве отчета о пройденном контрольную,
или придумывать тесты, а может быть, поставить
спектакль. А самостоятельность – это
бесконечное придумывание разнообразных
дальтоновских заданий и экскурсий, наблюдение
и анализ детского развития.
Понятно, что если таким был бы, лишь один
учитель в школе, ему было бы очень трудно.
Поэтому сотрудничество взрослых здесь
не пустой звук. Это и короткие летучки,
на которых учителя могут решать конкретные
проблемы конкретных детей, и совместная
разработка примерных планов работы на
ближайшее время. Но главное, конечно,
не в этом. Главное, что каждый взрослый
принимает на себя ответственность за
происходящее в стенах школы и старается
беречь ее особую атмосферу. Именно поэтому
и чувствуют себя здесь комфортно и маленькие,
и большие, свободные дети и свободные
взрослые.
Таковы системы действий учителя и учащихся в условиях Дальтон-технологии.
Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно ее используют. Поэтому необходим учет результатов работы и сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя. Учет выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель имеет специальный журнал по классу, где записываются все, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета дней. О выполненной работе судят по закрашенному дню. В классный журнал выставляются итоговые отметки.
Критериями оценки результативности Дальтон-технологии являются следующие: познавательная самостоятельность ученика; стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими; уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальто-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
Данная технология обладает как достоинствами - возможность свободной коммуникации с одногруппниками по достижению общих целей, свобода погружения ребенка в предмет в его собственном темпе, обучение навыкам самостоятельной исследовательской работы, так и рядом недостатков. Из недостатков можно выделить издержки групповой формы работы без традиционной системы оценивания. В таких условиях внимание детей в масштабах всей группы может легко переключаться с учебной деятельности на постороннюю или деструктивную. Соответственно, повышаются требования к учителю в аспекте владения им специальными психологическими знаниями, умения поддерживать учебный процесс в группе.
Проанализировав исходные теоретические позиции Дальтон-технологии, можно сделать вывод:
Свое название технология Дальтон-план получила от места, где была создана. Это – Дальтон, город в США. Автором ее является Хелен Паркхерст. Другое название этой технологии - Лабораторный план.
Дальтон-план — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизама. В этом суть философии Дальтон-технологии. Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя три компонента: задания, лабораторию, «дом».
Эта технология считается весьма перспективной, так как в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования даже в условиях традиционной классно-урочной системы.
1. Разбить весь учебный материал на части. Это могут быть главы, разделы.
2. Выбрать тему, которая будет изучена с помощью Дальтон – технологии, или объединить темы и создать цикл уроков с применением Дальтон-технологии.
3. Цикл может включать в себя такие уроки:
Классный урок. По Дальтон-технологии классный урок имеет своей целью усвоение теории, отработку умений и навыков, их закрепление. Это могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, то есть формы, являющиеся составной частью классно-урочной системы. Это могут быть несколько уроков.
Промежуточный этап. На промежуточном этапе между классными и коллективными (это вторая форма реализации Дальтон-технологии) уроками организуются консультации, на которых учитель формулирует разноуровневые и общие задания и распределяет их согласно желаниям учащихся. Задания составляют содержательную сторону Дальтон-технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом задании вычленяется проблема, а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера, с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение заданий не только проверяется учителем индивидуально у каждого учащегося, но и дается проверочная работа для всех, именно она и оценивается. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.
Следующая форма реализации Дальтон-плана — это коллективный урок. Здесь решаются проблемы, которые возникли в результате практической деятельности. Учитель на коллективном уроке - организатор и участник обсуждения, а ученик - участник и субъект организационной деятельности. Результатом этой работы стал выход на последующую деятельность: написание текста выступления. Табу коллективного урока: нельзя на таких уроках читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы, делать подтверждающие выводы, носящие законченный характер, давать оценку выступлениям. Коллективный урок не является обязательным для всех учащихся, так как не у всех из них возникают какие-либо проблемы.
Лабораторный урок. Его признаки: наличие места, где сосредоточена литература, пособия, справочники. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Формы учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы. При необходимости группа может расходиться и получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами и т. д. Для этого урока нужен длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов. Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре или группе, может быть репетитором для других, консультироваться с учителем, сдавать зачеты); учитель консультирует учащихся, беседует с ними по выполненным таблицам лабораторного занятия: нельзя организовывать общее обсуждение проблем, вмешиваться в индивидуальную и групповую работы без необходимости.
Второй промежуточный этап. Домашняя работа. Создание окончательного варианта выступления. Затем учащиеся выступают с подготовленными речами на уроках в данном классе. Задание для аудитории — записи по ходу выступлений товарищей. Они будут использованы на уроке-конференции при анализе и обсуждении подготовленных речей [5, c.44].
Конференция. Заключительная форма реализации Дальтон-плана. Ее отличительная черта состоит в обсуждении теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.д. Иначе говоря, рассматриваемая тема идеально сочетается с формами реализации Дальтон-плана. Для данного урока рекомендуются выступления в форме докладов, а не сообщений, т. е. с собственной точки зрения.
В такой примерной классификации форм осуществляются учебные занятия.
Также на уроках с использованием Дальтон-плана могут быть задания творческого характера: использование опорных схем, логических цепочек в процессе контроля усвоенного учебного материала, сочинений, практических занятий, игровых форм, составление путеводителей, кроссвордов.
Дальтон-урок по физике
Тема: «Простые механизмы», 7 класс
Тип занятия: лабораторное занятие по Дальтон-технологии.
Оборудование: компьютеры, презентация учителя «Простые механизмы», учебная и справочная литература, распечатки из сети Интернет, электронные материалы, картинки по теме, памятки для групповой работы, конверты с заданиями, звёздочки красного, синего, зелёного цветов для оценивания, фломастеры и листы формата А2 для продуктов деятельности