Дальтон-технологии в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей подготовки и проведения занятий в условиях технологии Дальтон-план.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические позиции Дальтон-технологии.
2. Рассмотреть систему действий учителя и учащихся в рамках Дальтон-технологии.
3. Охарактеризовать условия применения системы «Дальтон-план».
4. Проанализировать возможности практического применения технологии Дальтон-план в учебном процессе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы Дальтон-технологии 6
1.1. Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии 6
1.2. Системы действий учителя и учащихся 12
Глава 2. Практическое применение технологии Дальтон-план
в учебном процессе……………………………………………………….18
2.1. Этапы работы по Дальтон-технологии 18
2.2 Разработка плана-конспекта урока с применением
Дальтон-технологии...……………………………...…………………......20
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Цели урока:

   Обучающие:

расширить  знания учащихся  в рамках темы «Механическая  работа»;

ввести понятие «простые механизмы», показать их необходимость и многообразие вокруг нас;

обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

продолжить формирование навыков поиска и обработки информации.

Развивающие:

развитие у школьников  умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развитие  памяти, мышления, внимания;

развитие творческих способностей;

развитие умения представления своих продуктов в графическом виде и в виде презентации.

Воспитательные:

формирование коммуникативной культуры;

формирование навыков сотрудничества;

формирование интереса к истории открытий в технике;

формирование чувства ответственности и «доведения» дела до конца.

 

Ход занятия

 

1.Актуализация знаний. Открытие темы урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём необычный урок  по длительности (2 урока и перемена), по видам деятельности и свободе передвижения.

Слайд 1

Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, из которых вы должны  выбрать правильные. Буквы правильных ответов запишите в тетрадь:

  1. Мощность характеризует быстроту выполнения работы.
  2. Мощность показывает, какая работа производится в единицу времени.
  3. Мощность определяется работой и временем за которое эта работа была совершена.
  4. Чем меньше работа, выполняемая в единицу времени, тем меньше развиваемая мощность.
  5. Чем меньше работа, выполняемая за определённый отрезок  времени, тем меньше развиваемая мощность.
  6. Чем больше затрачивается времени на выполнение определённой работы, тем меньше развиваемая мощность.

Проверяем. Какие из утверждений, по вашему мнению, неправильные? Почему?

Сейчас я вам загадаю загадки, которые вам подскажут, чем мы сегодня будем заниматься.

Слайды  2-16

Загадка 1: Длинной шеей поверчу,

                     Груз тяжёлый подхвачу,  

                     Где прикажут, положу,

                      Человеку я служу. (Кран)

Загадка 2:    Кланяется, кланяется –

                       придет домой – растянется. (Топор)

Загадка 3:   Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Загадка 4:  Смотрит, мы раскрыли пасть,

                      В нее бумагу можно класть:

                       Бумага в нашей пасти

                       Разделится на части. (Ножницы)

 

Загадка 5:     Два братца пошли в воду купаться,

                     два купаются, а один на берегу валяется. (Коромысло)

 

Загадка 6:     Ей набили  мясом рот,  
                               И она его жует,  
                                Жует, жует и не глотает –  
                              В тарелку отправляет. (Мясорубка)

 

Загадка 7:     Ведёрко звонко, спускаясь, скачет, 
                                  А поднимаясь - скрипит и плачет. 
                                   В глубокой шахте вода хранится, 
                                   Чтоб летом знойным ты мог напиться. (колодец)

Посмотрите ещё раз внимательно на отгадки  Слайд16 и назовите их одним словом (приспособления, помогающие человеку, машины, инструменты).

“Орудие, машина” в переводе с греческого означает “ механизмы”. Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

Запишите тему урока. «Простые механизмы» Слайд 17.

Как вы думайте, для чего они нужны? Конечно, чтобы легче было работать. Слайд18

Простые механизмы  начали применяться людьми в глубокой древности. С их  помощью удавалось поднимать тяжелые каменные плиты при постройке пирамид в Древнем Египте. Ведь для возведения пирамиды Хеопса, имеющей высоту 147 метров, было использовано более двух миллионов каменных глыб, самая меньшая из которых имела массу 2,5 т.

С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы. Простые механизмы можно найти почти в любых более сложных машинах и механизмах. Они предназначены для того, чтобы уменьшить необходимое для производства работы усилие человека (выигрыш в силе) и использовать это усилие наиболее эффективно.

 

2.Распределение по группам. Выбор задания. План работы (на доске).

Капитаны команд определены. Они набирают себе команду из 2-3 человека заранее.

          На доске расположено пять  пронумерованных конвертов с  заданиями. Задания внутри конвертов – в конвертах 1-4 находятся вопросы, на которые надо ответить, а в пятом конверте – секретное задание. Посовещайтесь в группах и выберите себе задание.

 

3.Работа с заданием. Подготовка доклада. (Слайд 19-24).

Ознакомьтесь с заданиями (учитель зачитывает вопросы всех групп). Во время работы можно обращаться за помощью к учителю, к справочной литературе, можно пользоваться электронными носителями и компьютерами. Для подготовки доклада можно использовать компьютер или концелярские принадлежности.

 

Конверт №1 Задание  «Силач» 

Может ли человек удержать на весу 100 тонн? Можно ли рукой расплющить железо? Может ли ребёнок оказать противодействие силачу? 

Конверт № 2.Задание «Ловкач» 

Как без крана и других подъёмных машин поднять на кузов грузовика  бочку с гвоздями?  Как дубовую чурку разделить на две части? Как откачивают воду из судов, получивших пробоину?

Конверт № 3.Задание «Строитель»

Как  поднять на крышу 10-этажного дома покрытие для неё? 

Конверт № 4.Задание  «Водовоз»  

Как достают воду из колодца?

Конверт № 5. Секретное задание.  

Утверждают, что великий учёный Архимед как-то писал сиракузскому царю Гиерону: - « Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры”  т.е. если бы была другая Земля, он перешёл бы на неё и сдвинул нашу Землю с места. Согласны ли вы с этим утверждением?

Физминутка после сбора информации.

Задание: Стоя около парты, изобразить подъёмный кран, ножницы, топор, рычаг.

 

4. Подготовка продуктов творческой деятельности и доклада.

 

5. Защита заданий группами. Оценка ответов.

Загадка напоследок. Одной ручкой встречает, а другой – провожает. (Дверь)

 

6. Рефлексия.

-Чем мы занимались  сегодня на уроке? (Исследовали  простые механизмы).

-Что нового  вы узнали?

-Что вы знали и раньше? Где вам могут пригодиться полученные знания?

 

7. Домашнее задание. (Слайд 27)

Заполнить таблицу по пар. 55,56, 58, 59, 60:

Применение простых механизмов в

В животном мире

В растительном мире

В быту

В технике


 

8.Заключительное слово учителя:

А закончу я наше занятие строчками из стихотворения В.Шефнера «Памяти Архимеда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

Свое название технология Дальтон-план получила от места, где была создана. Это – Дальтон, город в США. Автором ее является Хелен Паркхерст. Другое название этой технологии - Лабораторный план. 

Сущность Дальтон-плана в следующем: берется или период времени, или большая  тема (глава, раздел), которая изучается самостоятельно учащимися на основе творческих заданий (проектов), которые даются учителем, но обязательно с  использованием интересов учащихся. Задания эти должны быть составлены таким образом, чтобы полностью использовать творчество детей, развить их различные способности, и в то же время включать теоретический материал.

Применение Дальтон-технологии позволяет предоставить ученикам проявлять творческие способности, как при самостоятельной работе, так и бригадной. Учащимся предоставляется возможность работать с основной, дополнительной литературой, пользоваться компьютерными программами. При использовании Дальтон-технологии учащиеся самостоятельно решают познавательные проблемы, используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения. В результате которых учащиеся овладевают методами научного познания, формируют опыт исследовательской деятельности.

Педагогика Дальтон – это целостная, открытая и развивающая система, помогающая развить навыки и умения учебного труда, мыслительной деятельности, навыки самостоятельной работы. При работе в группах у школьников снижается уровень тревожности на уроке, растет уровень комфортности. В группе каждый занят. Учащиеся определяют сами, в каком порядке выполнять задания, распределять свое время, выбирать вспомогательные средства, решать, как работать – сообща или отдельно, где искать необходимую информацию: у других учащихся, у учителя, в учебнике, в справочной литературе или других источниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гусева Е.Ю. Дальтон-план в современной школе  // Русский язык в школе. - 2009. - № 6. - С. 29-33.
  2. Гусева Е.Ю. Дальтон-план как инновационный подход к преподаванию // Наука и школа. - 2008. - № 6. - С. 38-39.
  3. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2004. – 335 с.
  4. Ильин Г. Проективное образование и становление личности / Г. Ильин // Высшее образование в России. – 2001. – №4. – С. 85–92.
  5. Кондратович О.Н., Ильин В.А. Дальтон-технология в преподавании физики // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 4. - С. 43-45.
  6. Кукушкин В. С. Педагогические технологии: Учеб.пособие для студ. пед. специальностей. – М: МарТ, 2004. – С.257-263
  7. Паркхерст Х./ Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Х. Перкхерст. – М. , 1924 – электронный ресурс
  8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
  9. Томина Е.Ф. Реализация педагогических идей Дж. Дьюи в теории и практике отечественного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 3. - С. 252-261.
  10. Хуторской А.В. Дальтон-план Елены Паркхерст и другие зарубежные системы обучения // Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 220-229.
  11. Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. - 2013. - № 3. - С. 95-100.
  12. Шамова Т. И. Дальтон-технология //Завуч. – 2001. - №1.- С. 42-61
  13. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. / Управление обраовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М. ,2001.- С. 286-304
  14. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: Учеб. пособие для вузов. Изд.2. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 389 с.
  15. Эрзина Н.В. Инновационные технологии творческого развития школьников // Педагогика искусства. - 2011. - № 4. - С. 20-27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дальтон-технологии в учебном процессе