Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:08, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей подготовки и проведения занятий в условиях технологии Дальтон-план.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические позиции Дальтон-технологии.
2. Рассмотреть систему действий учителя и учащихся в рамках Дальтон-технологии.
3. Охарактеризовать условия применения системы «Дальтон-план».
4. Проанализировать возможности практического применения технологии Дальтон-план в учебном процессе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы Дальтон-технологии 6
1.1. Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии 6
1.2. Системы действий учителя и учащихся 12
Глава 2. Практическое применение технологии Дальтон-план
в учебном процессе……………………………………………………….18
2.1. Этапы работы по Дальтон-технологии 18
2.2 Разработка плана-конспекта урока с применением
Дальтон-технологии...……………………………...…………………......20
Заключение 27
Список литературы 29
Цели урока:
Обучающие:
расширить знания учащихся в рамках темы «Механическая работа»;
ввести понятие «простые механизмы», показать их необходимость и многообразие вокруг нас;
обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
продолжить формирование навыков поиска и обработки информации.
Развивающие:
развитие у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
развитие памяти, мышления, внимания;
развитие творческих способностей;
развитие умения представления своих продуктов в графическом виде и в виде презентации.
Воспитательные:
формирование коммуникативной культуры;
формирование навыков сотрудничества;
формирование интереса к истории открытий в технике;
формирование чувства ответственности и «доведения» дела до конца.
Ход занятия
1.Актуализация знаний. Открытие темы урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём необычный урок по длительности (2 урока и перемена), по видам деятельности и свободе передвижения.
Слайд 1
Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, из которых вы должны выбрать правильные. Буквы правильных ответов запишите в тетрадь:
Проверяем. Какие из утверждений, по вашему мнению, неправильные? Почему?
Сейчас я вам загадаю загадки, которые вам подскажут, чем мы сегодня будем заниматься.
Слайды 2-16
Загадка 1: Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут, положу,
Человеку я служу. (Кран)
Загадка 2: Кланяется, кланяется –
придет домой – растянется. (Топор)
Загадка 3: Зубасты, а не кусаются. (Грабли)
Загадка 4: Смотрит, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
Загадка 5: Два братца пошли в воду купаться,
два купаются, а один на берегу валяется. (Коромысло)
Загадка 6: Ей набили мясом
рот,
И она его жует,
Жует, жует и не глотает –
В тарелку отправляет. (Мясорубка)
Загадка 7: Ведёрко звонко, спускаясь,
скачет,
А поднимаясь - скрипит и плачет.
В глубокой шахте вода хранится,
Чтоб летом знойным ты мог напиться. (колодец)
Посмотрите ещё раз внимательно на отгадки Слайд16 и назовите их одним словом (приспособления, помогающие человеку, машины, инструменты).
“Орудие, машина” в переводе с греческого означает “ механизмы”. Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
Запишите тему урока. «Простые механизмы» Слайд 17.
Как вы думайте, для чего они нужны? Конечно, чтобы легче было работать. Слайд18
Простые механизмы начали применяться людьми в глубокой древности. С их помощью удавалось поднимать тяжелые каменные плиты при постройке пирамид в Древнем Египте. Ведь для возведения пирамиды Хеопса, имеющей высоту 147 метров, было использовано более двух миллионов каменных глыб, самая меньшая из которых имела массу 2,5 т.
С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы. Простые механизмы можно найти почти в любых более сложных машинах и механизмах. Они предназначены для того, чтобы уменьшить необходимое для производства работы усилие человека (выигрыш в силе) и использовать это усилие наиболее эффективно.
2.Распределение по группам. Выбор задания. План работы (на доске).
Капитаны команд определены. Они набирают себе команду из 2-3 человека заранее.
На доске расположено пять пронумерованных конвертов с заданиями. Задания внутри конвертов – в конвертах 1-4 находятся вопросы, на которые надо ответить, а в пятом конверте – секретное задание. Посовещайтесь в группах и выберите себе задание.
3.Работа с заданием. Подготовка доклада. (Слайд 19-24).
Ознакомьтесь с заданиями (учитель зачитывает вопросы всех групп). Во время работы можно обращаться за помощью к учителю, к справочной литературе, можно пользоваться электронными носителями и компьютерами. Для подготовки доклада можно использовать компьютер или концелярские принадлежности.
Конверт №1 Задание «Силач»
Может ли человек удержать на весу 100 тонн? Можно ли рукой расплющить железо? Может ли ребёнок оказать противодействие силачу?
Конверт № 2.Задание «Ловкач»
Как без крана и других подъёмных машин поднять на кузов грузовика бочку с гвоздями? Как дубовую чурку разделить на две части? Как откачивают воду из судов, получивших пробоину?
Конверт № 3.Задание «Строитель»
Как поднять на крышу 10-этажного дома покрытие для неё?
Конверт № 4.Задание «Водовоз»
Как достают воду из колодца?
Конверт № 5. Секретное задание.
Утверждают, что великий учёный Архимед как-то писал сиракузскому царю Гиерону: - « Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры” т.е. если бы была другая Земля, он перешёл бы на неё и сдвинул нашу Землю с места. Согласны ли вы с этим утверждением?
Физминутка после сбора информации.
Задание: Стоя около парты, изобразить подъёмный кран, ножницы, топор, рычаг.
4. Подготовка продуктов творческой деятельности и доклада.
5. Защита заданий группами. Оценка ответов.
Загадка напоследок. Одной ручкой встречает, а другой – провожает. (Дверь)
6. Рефлексия.
-Чем мы занимались сегодня на уроке? (Исследовали простые механизмы).
-Что нового вы узнали?
-Что вы знали и раньше? Где вам могут пригодиться полученные знания?
7. Домашнее задание. (Слайд 27)
Заполнить таблицу по пар. 55,56, 58, 59, 60:
Применение простых механизмов в | |||
В животном мире |
В растительном мире |
В быту |
В технике |
8.Заключительное слово
А закончу я наше занятие строчками из стихотворения В.Шефнера «Памяти Архимеда».
Таким образом, подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
Свое название технология Дальтон-план получила от места, где была создана. Это – Дальтон, город в США. Автором ее является Хелен Паркхерст. Другое название этой технологии - Лабораторный план.
Сущность Дальтон-плана в следующем: берется или период времени, или большая тема (глава, раздел), которая изучается самостоятельно учащимися на основе творческих заданий (проектов), которые даются учителем, но обязательно с использованием интересов учащихся. Задания эти должны быть составлены таким образом, чтобы полностью использовать творчество детей, развить их различные способности, и в то же время включать теоретический материал.
Применение Дальтон-технологии позволяет предоставить ученикам проявлять творческие способности, как при самостоятельной работе, так и бригадной. Учащимся предоставляется возможность работать с основной, дополнительной литературой, пользоваться компьютерными программами. При использовании Дальтон-технологии учащиеся самостоятельно решают познавательные проблемы, используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения. В результате которых учащиеся овладевают методами научного познания, формируют опыт исследовательской деятельности.
Педагогика Дальтон – это целостная, открытая и развивающая система, помогающая развить навыки и умения учебного труда, мыслительной деятельности, навыки самостоятельной работы. При работе в группах у школьников снижается уровень тревожности на уроке, растет уровень комфортности. В группе каждый занят. Учащиеся определяют сами, в каком порядке выполнять задания, распределять свое время, выбирать вспомогательные средства, решать, как работать – сообща или отдельно, где искать необходимую информацию: у других учащихся, у учителя, в учебнике, в справочной литературе или других источниках.