Дефекты семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, так как семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей современного воспитания и его дефектов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…3
I Глава. Вопросы семейного воспитания в истории русской педагогики…………5
К. Д. Ушинский о семейном воспитании……………………...………….………5
Л. Н. Толстой мысли о воспитании в семье……..……………..…………………6
А. С. Макаренко о ложных семейных авторитетах………………………………8
II Глава. Семейное воспитание ребенка……………………………………………11
2.1.Значение семейного воспитания……………………………………………...….11
2.2.Стили семейных отношений, ведущие к асоциальному поведению детей…...16
III Глава. Дефекты семейного воспитания…………………………………………17
3.1.Сущность дефектов семейного воспитания……………………………………..17
3.2.Дефекты семейного воспитания как фактор развития девиантного поведения
несовершеннолетних………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

современная семья.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

 

План.

Введение……………………………………………………………………………..…3

I Глава. Вопросы семейного воспитания в истории русской педагогики…………5

    1. К. Д. Ушинский о семейном воспитании……………………...………….………5
    2. Л. Н. Толстой мысли о воспитании в семье……..……………..…………………6
    3. А. С. Макаренко о ложных семейных авторитетах………………………………8

II Глава. Семейное воспитание ребенка……………………………………………11

2.1.Значение семейного воспитания……………………………………………...….11

2.2.Стили семейных отношений, ведущие к асоциальному поведению детей…...16

III Глава. Дефекты семейного воспитания…………………………………………17

3.1.Сущность дефектов семейного воспитания……………………………………..17

 3.2.Дефекты семейного воспитания как фактор развития девиантного поведения

несовершеннолетних………………………………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов  поведения.

С того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется  в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных  отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение  к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в  процессе совместной деятельности, ребенок  утверждает себя как личность среди  других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными  способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

С самого рождения человек  попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является - семья, где и  происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление  личности.

Ребенок видит семью в  качестве окружающих его близких  людей папы и мамы, бабушки и  дедушки, братьев и сестер. В зависимости  от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. [2, С.5]

Основная проблема, возникающая  у детей - это проблема взаимоотношений  с родителями. Даже в благополучных  семьях возникает определенная сложность  общения с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается  еще и потому, что родители часто  не понимают, что с детьми старшего возраста общение должно строиться  по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно  запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Таким образом, можно сказать, что вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, так как семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей современного воспитания и его дефектов.

 

 

 

 

 

 

I Глава. Вопросы  семейного воспитания в истории  русской педагогики.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов  поведения. Известный отечественный  психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. [2, с.4]

      1. К. Д. Ушинский о семейном воспитании.

Имя Константина Дмитриевича  Ушинского (1824 – 1870) занимает особое место  в истории отечественной педагогики. Он построил педагогическую систему, творчески  переработав современные ему  достижения не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки  и практики.

Особое значение Ушинский придавал воспитанию детей в дошкольном детстве и рассматривал этот период как ступень в общей системе  воспитания и обучения.

Проблемы женского образования  занимают важное место во взглядах Ушинского. По его убеждению, мать является первой, естественной воспитательницей. От её педагогической подготовленности во многом зависят умственное развитие и нравственное воспитание ребёнка. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. [2, С.169]

В условиях царской России, когда элементарных школ было мало, Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу  своих детей. Учебное пособие  «Родное слово» (часть I) и «Руководство к преподаванию «Родного слова» он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8—10-летнего возраста.

Для большинства населения  страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают  элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства,— писал Ушинский,— приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире,— право на правильное и доброе воспитание». [3, С.184]

Чтобы выполнить эту ответственную  обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное  благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить  к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению  будущих путей жизни для своих детей.

Для развития русской общественной мысли о семейном воспитании этапными стали работы замечательного русского педагога К. Д. Ушинского. В его трудах впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей.

      1. Л. Н. Толстой мысли о воспитании в семье.

Гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой (1823 – 1910) известен и как выдающийся педагог. Начало педагогической деятельности Толстого относится к 60-м гг. XIX столетия, когда  он открыл в Ясной Поляне школу  для крестьянских детей и начал  издавать одноименный журнал «Ясная Поляна». В 70-е гг. на основе богатого практического опыта по обучению детей чтению и письму создал «Азбуку» и «Новую Азбуку». Л. Н. Толстой обогатил дидактику точными наблюдениями и оригинальными выводами, связанными с процессами сознательного и творческого усвоения знаний на основе интереса к окружающему миру. Он полагал, что развитие является процессом спонтанного развертывания качеств, заложенных в ребёнке от природы, и поэтому задача воспитателя сводится к тому, чтобы осторожно помогать этому развитию. [3, С.270]

Л. Н. Толстой был сторонникам  семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего  школьного возраста. Воспитание детей  он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.

Главным условием первоначального  семейного воспитания детей Толстой  считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между  ними, единый подход их к детям и  делу воспитания, примерное поведение  отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми

Родителям необходимо воспитывать  у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил  и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно  развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.

Л. Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в  семенном воспитании детей и защищал  так называемые естественные наказания  детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями  дурных поступков. [3, С.355]

Таким образом, отдельные работы, посвященные нравственным проблемам, раскрывают целостную картину педагогических взглядов писателя, которую не будет преувеличением назвать и теорией развития личности. Поскольку воспитание детей Толстой считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей, он уделил особое внимание внутрисемейным отношениям взрослых, определил специфические требования к полноценности их контактов с детьми. Главное условие семейного воспитания Толстой видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми.

      1. А. С. Макаренко о ложных семейных авторитетах.

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939) – педагог, писатель. Обладая  мышлением педагога-теоретика и  экспериментаторским талантом, всю  свою деятельность связывал с воспитательной практикой. Его труды оказали существенное влияние на смежные с педагогикой дисциплины, которые в настоящее время активно развиваются, - социальную педагогическую психологию и др. Широкую известность получили работы А. С. Макаренко, посвященные проблемам семейного воспитания, в которых педагог убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни. [3, С.465-466]

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного  воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко  утверждал, что только в тон семье  дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителе?! рассматривается как необходимое обществу дело.

А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют  настоящий авторитет ложным, и  дал очень тонкий анализ различных  видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский  террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая  у детей постоянный страх, такие  отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают  либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства и подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным резко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей. [3, С.481]

Информация о работе Дефекты семейного воспитания