Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:52, курсовая работа
Таким образом, можно сказать, что вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, так как семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей современного воспитания и его дефектов.
Введение……………………………………………………………………………..…3
I Глава. Вопросы семейного воспитания в истории русской педагогики…………5
К. Д. Ушинский о семейном воспитании……………………...………….………5
Л. Н. Толстой мысли о воспитании в семье……..……………..…………………6
А. С. Макаренко о ложных семейных авторитетах………………………………8
II Глава. Семейное воспитание ребенка……………………………………………11
2.1.Значение семейного воспитания……………………………………………...….11
2.2.Стили семейных отношений, ведущие к асоциальному поведению детей…...16
III Глава. Дефекты семейного воспитания…………………………………………17
3.1.Сущность дефектов семейного воспитания……………………………………..17
3.2.Дефекты семейного воспитания как фактор развития девиантного поведения
несовершеннолетних………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………….25
3.1. Сущность дефектов семейного воспитания.
Согласно взглядам социальных педагогов, семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.
Социальный кризис в нашей стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи.
Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:
• резким социально-экономическим расслоением общества;
• постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
• ростом скрытой и явной безработицы;
• нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
• ограничениями в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий.
• Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:
• кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
• причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
• причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). [8, С.46]
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:
• сверхзанятость родителей;
• конфликтная ситуация в семье;
• пьянство родителей;
• случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
• отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
• типичные ошибки родителей в воспитании детей;
• особенности подросткового возраста и др. [8, С.113]
Дефекты семейного воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определенные адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для ее окружения и среды обитания.
Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:
Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определенных патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.
Детский психиатр Буянов М.И. выделяет несколько типов дефектов воспитания, в котором проявляется соответствующее родительское отношение:
Ребенок может протестовать
против плохого к нему отношения.
Реакции протеста бывают пассивными
и активными - конкретные примеры
многих из них уже приводились. Эти
реакции - еще один способ формирования
в ребенке неправильного
Неправильное воспитание уродует характер ребенка и обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими. Следствием дефектов семейного воспитания часто становится нарушение поведения ребенка в семье.
3.2. Дефекты
семейного воспитания как
Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно: ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и др.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Долгие годы в нашей
стране теоретически и практически
утверждался приоритет
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.
О том, что те или иные проявления девиантности тесно связаны не с биологией, а с типом человеческой культуры, воспитанием наглядно свидетельствуют антропологические исследования. Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть, возникновение, и развитие девиантности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая социальная среда. Неслучайно выяснению влияния воспитания в семье и школе на девиантное поведение детей посвящено много исследований. Так, А. Бандура и Р. Уолтерс при изучении агрессивного поведения детей установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания усиливают жестокость, агрессивное поведение детей. [11, С.75]
Семья является одним из
важнейших институтов ранней социализации.
В семье ребенок усваивает
наиболее фундаментальные, базисные ценности,
нормы, поведенческие стереотипы, формируется
эмоциональная сфера его
Семьи же с асоциальной
направленностью, то есть те, для которых
конфликт с моралью и законом
- норма жизни, нередко остаются за
пределами семейных психологических
служб, так как представители
таких семей редко
Не ищут помощи у психологов и педагогов и те, кто считает свою семью сегодня вполне благополучной. Часто для них правонарушение, совершенное их ребенком - полная неожиданность, некое «беспричинное» событие. Такие «благополучные» родители склонны видеть причину случившегося в неблагополучном стечении обстоятельств, влиянии улицы, школы, и очень редко в собственных воспитательных ошибках.
Многие родители ошибочно
перекладывают всю
Именно семья создает условия для предупреждения дезадаптации, т.к. обладает мощным адаптационным потенциалом. Кроме того, именно семья превращается в один из самых важных источников формирования ценностных ориентаций детей и подростков.
Заключение.
Во все времена огромную роль в семейном воспитании играет фон в семье, умение родителей поддерживать любовь и теплоту друг к другу и детям. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем связанных со здоровьем, обучением, общением, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Таким образом, для ребёнка семья – это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.
Правильные взаимоотношения
между детьми и взрослыми, по мнению
педагогов и психологов, - важнейший
фактор развития ребенка. При нарушении
взаимоотношений ребенок