Дефекты семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, так как семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей современного воспитания и его дефектов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…3
I Глава. Вопросы семейного воспитания в истории русской педагогики…………5
К. Д. Ушинский о семейном воспитании……………………...………….………5
Л. Н. Толстой мысли о воспитании в семье……..……………..…………………6
А. С. Макаренко о ложных семейных авторитетах………………………………8
II Глава. Семейное воспитание ребенка……………………………………………11
2.1.Значение семейного воспитания……………………………………………...….11
2.2.Стили семейных отношений, ведущие к асоциальному поведению детей…...16
III Глава. Дефекты семейного воспитания…………………………………………17
3.1.Сущность дефектов семейного воспитания……………………………………..17
3.2.Дефекты семейного воспитания как фактор развития девиантного поведения
несовершеннолетних………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

современная семья.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

3.1.  Сущность  дефектов семейного воспитания.

Согласно взглядам социальных педагогов, семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению  человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный  в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения  ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда  родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.

Социальный кризис в нашей  стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи.

Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены  сегодня рядом факторов:

• резким социально-экономическим расслоением общества;

• постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;

• ростом скрытой и явной безработицы;

• нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;

• ограничениями в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий.

• Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

• кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;

• причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;

• причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). [8, С.46]

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

• сверхзанятость родителей;

• конфликтная ситуация в семье;

• пьянство родителей;

• случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

• отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

• типичные ошибки родителей в воспитании детей;

• особенности подросткового возраста и др. [8, С.113]

Дефекты семейного воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или  иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов  или же, соответственно, не усваиваются  определенные адаптивные нормы. Дефекты  воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для ее окружения и среды обитания.

Причинами возникновения  дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

  • расстройства здоровья индивида (особи)
  • особенности среды, в том числе социальной
  • наследование дефектов воспитания
  • дефицит ресурсов
  • издержки технологии и методологии воспитания и т. д. [9, С.68]

Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в  дальнейшем у индивида различных  форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного  отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определенных патологий (не обязательно поведенческих) в  потомстве.

Детский психиатр Буянов М.И. выделяет несколько типов дефектов воспитания, в котором проявляется  соответствующее родительское отношение:

  • Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно враждебно и придирчиво относятся к детям, предъявляя им завышенные требования, не давая нужной ласки и теплоты. Такие дети забитые, робкие, вечно боятся избиений и оскорблений. Обостренно переживая враждебную им действительность, такие дети нередко много фантазируют, мечтая о сказочном принце и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того чтобы активно относиться к жизни, так несправедливой к ним, часть таких детей уходит в мир фантазий.
  • Воспитание по типу кумира, когда все требования детей выполняются, вся жизнь семьи сосредоточена вокруг их желаний и прихотей. Дети растут капризными, своевольными, упрямыми, не признают запретов. Эгоизм, наплевательское отношение к своим обязанностям, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - все это может стать следствием такого типа воспитания.
  • При гиперопеке ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие дети вырастают нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкают, что за них кто-то будет все решать и делать.
  • Напротив, при гипоопеке ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыка социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо» и «что такое плохо». Данный вид «воспитания» чаще бывает у беспризорников, так блестяще описанных А. С. Макаренко.
  • Воспитание по типу принца чаще всего встречается в зажиточных семьях, члены которых занимают высокое положение в обществе. Такие родители озабочены главным образом своей карьерой, уделяют очень мало времени своим детям, отделываются от них подарками и выполнением того, что им заблагорассудится. Вместо того чтобы получать от родителей ласку, тепло и заботу, дети получают от них суррогаты эмоций. Родители перепоручают воспитание родственникам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру. С другой стороны, такие дети, конечно, радуются тому, что их родители занимают выдающееся положение в обществе, упоминаются в печати и т. д., но мечтают эти дети о простых радостях, которых они лишены. [10, С.146]

Ребенок может протестовать против плохого к нему отношения. Реакции протеста бывают пассивными и активными - конкретные примеры  многих из них уже приводились. Эти  реакции - еще один способ формирования в ребенке неправильного поведения. В подростковом периоде появляются свои специфические реакции: например, реакция эмансипации. Такие рассуждения подростков встречаются часто, но порой подростки переходят от слов к делу, убегают из дому, бродяжничают.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка и обрекает его на трудные взаимоотношения  с окружающими. Следствием дефектов семейного воспитания часто становится нарушение поведения ребенка  в семье.

3.2.  Дефекты  семейного воспитания как фактор  развития девиантного поведения несовершеннолетних.

Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства  безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид  жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно: ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и др.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий  на психосоциальное развитие ребенка  показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится  в условиях стрессовых ситуаций с  риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального  поведения.

Негативные последствия  неблагополучия в семье проявляются  довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный  характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Долгие годы в нашей  стране теоретически и практически  утверждался приоритет общественного  воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали, да и считают, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание - дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению  к нему приводит его в состояние  психической депривации.

О том, что те или иные проявления девиантности тесно связаны  не с биологией, а с типом человеческой культуры, воспитанием наглядно свидетельствуют антропологические исследования. Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть, возникновение, и развитие девиантности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая социальная среда. Неслучайно выяснению влияния воспитания в семье и школе на девиантное поведение детей посвящено много исследований. Так, А. Бандура и Р. Уолтерс при изучении агрессивного поведения детей установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания усиливают жестокость, агрессивное поведение детей. [11, С.75]

Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает  наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется  эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы. Однако, негативные последствия неправильного воспитания, в том числе и формирование навыков агрессивного поведения, корыстных  установок, могут быть предотвращены  своевременным вмешательством специалистов, в частности, практического психолога, социального педагога, социального  работника. Созданные сегодня социально-педагогические и психологические службы помощи семье проводят диагностическую, консультационную, психокоррекционную работу с теми, кто желал бы иметь полноценные  отношения в семье, но не владеет  нужным опытом, не знает, как это  сделать и сам ищет помощи у  специалистов.

Семьи же с асоциальной  направленностью, то есть те, для которых  конфликт с моралью и законом - норма жизни, нередко остаются за пределами семейных психологических  служб, так как представители  таких семей редко самостоятельно обращаются за помощью. Хотя именно они чаще всего способствуют формированию детей с глубокими девиантными отклонениями в поведении.

Не ищут помощи у психологов и педагогов и те, кто считает  свою семью сегодня вполне благополучной. Часто для них правонарушение, совершенное их ребенком - полная неожиданность, некое «беспричинное» событие. Такие  «благополучные» родители склонны  видеть причину случившегося в неблагополучном  стечении обстоятельств, влиянии улицы, школы, и очень редко в собственных  воспитательных ошибках.

Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность  за воспитание ребенка на воспитательные и учебные заведения. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. И все, что  ценностное сознание ребенка будет  получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье. Во-вторых, профессиональная задача каждого педагога - нести знания и формировать умения в своей специфической области, и все остальное неизбежно  оказывается на периферии его  внимания. В-третьих, имея десятки, если не сотни учеников, учитель не может  общаться с каждым, как с целостной, своеобразной, уникальной личностью. Один из источников предупреждения социальной дезадаптации - формирование должных  ценностей. Существенную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья. [11, С.102]

Именно семья создает  условия для предупреждения дезадаптации, т.к. обладает мощным адаптационным  потенциалом. Кроме того, именно семья  превращается в один из самых важных источников формирования ценностных ориентаций детей и подростков.

 

 

Заключение.

Во все времена огромную роль в семейном воспитании играет фон в семье, умение родителей поддерживать любовь и теплоту друг к другу и детям. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем связанных со здоровьем, обучением, общением, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Таким образом, для ребёнка  семья – это целый мир, в  котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

Правильные взаимоотношения  между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов, - важнейший  фактор развития ребенка. При нарушении  взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к  различным поступкам. Ведущий путь воспитания - это организация образа жизни семьи, это подражание ребенка  поступкам и действиям родителей.

Информация о работе Дефекты семейного воспитания