Деловая игра как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения
1.Понятие деловая игра………………………………………………4-5
2.История возникновения деловой игры………………………………5
3.Классификация деловых игр……………………………………….6-8
4.Признаки деловой игры………………………………………………8
1.5 Структура деловой игры…………………………………………….9
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Методика разработки деловой игры………………………………..9-11
2.2 Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых
игр…………………………………………………………………….......11-13
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы....................................................................................15

Файлы: 1 файл

деловая игра как метод обучения.docx

— 29.94 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации  
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.И.Вавилова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра как метод  обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Работа Модиной Юлии Сергеевны

Б-ЛА-101

                                                                               _______________________

                                     Саратов 2013

 

Содержание:

 

 

Введение.....................................................................................................2

 

 

Глава 1. Деловая игра как  один из методов обучения

 

    1. Понятие деловая игра………………………………………………4-5

 

 

    1. История возникновения деловой игры………………………………5

 

 

    1. Классификация деловых игр……………………………………….6-8

 

 

    1. Признаки деловой игры………………………………………………8

 

 

1.5 Структура  деловой игры…………………………………………….9

 

 

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

 

2.1 Методика разработки деловой игры………………………………..9-11

 

 

2.2 Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых

 

игр…………………………………………………………………….......11-13

 

 

Заключение……………………………………………………………….14

 

Список  литературы....................................................................................15

 

 

 

 

Введение

 

 

Сравнительно  недавно в нашу жизнь вошли  деловые игры. Деловая игра имитирует  реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять  разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.

Многие  учителя в наше время ищут разнообразные  формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.

В деловых  играх на основе игрового замысла  моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Деловая игра как  один из методов обучения

 

    1. Понятие деловая игра

 

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается профессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Деловые игры является педагогическим средством  и активной формой обучения, которая  интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать  и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр учащиеся входят в  роль менеджера, банкира, бухгалтера и  т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у  учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует  и закрепляет практические навыки.

Деловая игра - это средство развития профессионального  творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность  анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые  игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более  полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и  причины их появления, разрабатывать  варианты решения проблем, оценивать  каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Деловые игры - дело совсем не шуточное. Вот  уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и  взрослых людей. Этот метод имеет  серьезные преимущества по сравнению  со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может  дать не только знания, но и бесценный  опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать  годами.

 

 

 

1.2 История возникновения деловой игры

 

Первая  деловая игра была разработана и  проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» .

 

1.3 Классификация деловых игр

 

На сегодняшний  день в литературе существует большое  разнообразие типологий и классификаций  деловых игр. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».

Принципиально зафиксировать, что данная типология  «вписывает» деловую игру в широкий  контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.

Помимо  указанной типологии, в основу которой  положены критерии типа практики и  целей, исследователи выделяют и  такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1.  «По времени проведения:

·  без ограничения времени;

·  с ограничением времени;

·  игры, проходящие в реальное время;

·  игры, где время сжато.

2. По  оценке деятельности:

·  балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

·  оценка того кто как работал, отсутствует.

3.  По конечному результату:

·  жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

·  свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4.  По конечной цели:

·  обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

·  констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;

·  поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения

5. По  методологии проведения:

·  луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

·  ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

·  групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);

·  имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);

·  организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

·  инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

·  ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».

 

 

1.4 Признаки деловой игры

 

Характерные признаки деловой игры можно представить  следующим перечнем:

-Моделирование  процесса труда (деятельности) руководящих  работников и специалистов предприятий  и организаций по выработке  управленческих решений.

-Реализация  процесса «цепочки решений». Поскольку  в деловой игре моделируемая  система рассматривается как  динамическая, это приводит к  тому, что игра не ограничивается  решением одной задачи, а требует  «цепочки решений». Решение, принимаемое  участниками игры на первом  этапе, воздействует на модель  и изменяет её исходное состояние.  Изменение состояния поступает  в игровой комплекс, и на основе  полученной информации участники  игры вырабатывают решение на  втором этапе игры и т.д.

-Распределение  ролей между участниками игры.

-Различие  ролевых целей при выработке  решений, которые способствуют  возникновению противоречий между  участниками, конфликта интересов.

-Наличие  управляемого эмоционального напряжения.

-Взаимодействие  участников, исполняющих те или  иные роли.

-Наличие  общей игровой цели у всего  игрового коллектива.

-Коллективная  выработка решений участниками  игры.

-Многоальтернативность решений.

-Наличие  системы индивидуального или  группового оценивания деятельности  участников игры.

 

 

1.5 Структура деловой игры

 

В соответствии с представлением об общей структуре  методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку  только она позволяет реализовать  цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов  или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним  окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими  лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие  индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие  лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой  в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает  в виде вариативного воздействия  на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого  в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую  модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

 

 

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

 

2.1 Методика разработки  деловой игры

 
Для разработки деловой игры принципиальными моментами  являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении  целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

Информация о работе Деловая игра как метод обучения