Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:41, реферат
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения
1.Понятие деловая игра………………………………………………4-5
2.История возникновения деловой игры………………………………5
3.Классификация деловых игр……………………………………….6-8
4.Признаки деловой игры………………………………………………8
1.5 Структура деловой игры…………………………………………….9
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Методика разработки деловой игры………………………………..9-11
2.2 Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых
игр…………………………………………………………………….......11-13
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы....................................................................................15
1) Для чего проводится данная деловая игра?
2) Для какой категории обучаемых?
3) Чему именно следует их обучать?
4) Какие результаты должны быть достигнуты
(Примеры
учебных целей: показать, как следует
привлечь к выполнению
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
В настоящее время выделяют следующие принципы конструирования деловой игры:
В деловой
игре при ее конструировании и
применении реализуются следующие
психолого-педагогические принципы: принцип
имитационного моделирования
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.
Необходимо помнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определение проблемы и ее причинности, формирование служб, команд, выбор оппонентов с учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе, четкая разработка задания для самостоятельных заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.
Подготовку
игры нельзя ограничить учебной литературой.
Желательны посещения производства,
встречи и беседы с «коллегами»
по должности, изучение действующего оборудования
и технологического процесса и их
недостатков, организация работы по
сбору и анализу технико-
Преподаватель
в подготовительный период направляет
работу учащихся, помогает ознакомиться
с передовым опытом отрасли, рекомендует
литературу, руководит изготовлением
стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых
для организационно-
Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических и других.
2.2 Методологические трудности
и зоны риска при
Большинство
исследователей и разработчиков
деловых игр фиксируют
– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;
– некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
– методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;
– трудности
воспроизведения и
– опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.
Отдельно можно выделить и социально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:
а) личностные отношения вне игры переносятся в игру;
б) конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры;
в) кто-либо
из участников игры «использует» игровые
ситуации и взаимоотношения в
группе для «решения» своих
Отрефлексированные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:
1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:
– получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
– систематизация
в целостную систему уже
– получение опыта социальных отношений;
– формирование профессионального творческого мышления.
2. Внедрение
в учебный процесс хотя бы
одной игры… приводит к
В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)
3. Важно
избежать крайности
4. Преподаватель
наиболее активен на этапе
разработки, подготовки игры и
на этапе ее рефлексивной
5. Деловая
игра требует изменения
6. Оптимальная
продолжительность деловой
Заключение
Таким образом,
деловые игры, несмотря на практическую
значимость, приемлемы лишь в качестве
дополнительного метода обучения в
органической связи с теоретическими
занятиями. Они, в основном, не предполагают
выработку единственного
Список литературы:
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.
2. Абрамова
Г.С., Степанович В.А. Деловые игры:
теория и организация. -
3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4. Вербицкий
А.А. Активное обучение в
5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
6. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. - М., 1990.
7. Кулешова
И.В. Деловые игры для
8. Лихачев Б. Педагогика. - М., 2000.
9. Лихачева
Л.Д. Деловая методическая игра
"Методическое путешествие" /Л.
Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-
10.Пидкастистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка.-М., 1996.
11. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.— 320 с.
12. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. - 156 с.