Деловая игра как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения
1.Понятие деловая игра………………………………………………4-5
2.История возникновения деловой игры………………………………5
3.Классификация деловых игр……………………………………….6-8
4.Признаки деловой игры………………………………………………8
1.5 Структура деловой игры…………………………………………….9
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Методика разработки деловой игры………………………………..9-11
2.2 Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых
игр…………………………………………………………………….......11-13
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы....................................................................................15

Файлы: 1 файл

деловая игра как метод обучения.docx

— 29.94 Кб (Скачать файл)

1)  Для чего проводится данная деловая игра?

2)  Для какой категории обучаемых?

3)  Чему именно следует их обучать?

4)  Какие результаты должны быть достигнуты

(Примеры  учебных целей: показать, как следует  привлечь к выполнению конкретной  задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое  общение специалистов различных  профилей и др.); проверить уровень  подготовленности должностных лиц  в определенном виде производственной  деятельности и др.).

При постановке целей необходимо различать учебные  цели игры (её ставит перед собой  руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

В настоящее  время выделяют следующие принципы конструирования деловой игры:

В деловой  игре при ее конструировании и  применении реализуются следующие  психолого-педагогические принципы: принцип  имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования  содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип  двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться  друг на друга, что и определяет структуру  деловой игры.

Имитационная  модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

Необходимо  помнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определение  проблемы и ее причинности, формирование служб, команд, выбор оппонентов с  учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе, четкая разработка задания для самостоятельных  заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.

Подготовку  игры нельзя ограничить учебной литературой. Желательны посещения производства, встречи и беседы с «коллегами»  по должности, изучение действующего оборудования и технологического процесса и их недостатков, организация работы по сбору и анализу технико-экономических  данных.

Преподаватель в подготовительный период направляет работу учащихся, помогает ознакомиться с передовым опытом отрасли, рекомендует  литературу, руководит изготовлением  стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых  для организационно-технического обеспечения  деловой игры.

Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических  и других.

 

 

2.2 Методологические трудности  и зоны риска при конструировании  деловых игр

 

Большинство исследователей и разработчиков  деловых игр фиксируют следующий  ряд трудностей в использовании  и проектировании деловых игр:

– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой  большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;

– некритическое  заимствование технологий деловых  игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;

– методологические трудности в оценке эффективности  разных видов деловых игр;

– трудности  воспроизведения и тиражирования  деловых игр, из-за отсутствия их целостных  описаний

– опережение эмпирическими разработками деловых  игр их теоретических описаний.

Отдельно  можно выделить и социально-психологические  «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:

а) личностные отношения вне игры переносятся  в игру;

б) конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне  игры;

в) кто-либо из участников игры «использует» игровые  ситуации и взаимоотношения в  группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем.

Отрефлексированные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

1. Деловые  игры достаточно трудоемкая и  ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

– получение  целостного опыта выполнения будущей  профессиональной деятельности;

– систематизация в целостную систему уже имеющихся  у обучающихся наметок к умениям и навыкам;

– получение  опыта социальных отношений;

– формирование профессионального творческого  мышления.

2. Внедрение  в учебный процесс хотя бы  одной игры… приводит к необходимости  перестройки всей используемой  преподавателем методики обучения.

В деловой  игре нельзя играть в то, о чем  студенты не имеют представления, это  ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

3. Важно  избежать крайности редуцирования  деловой игры, с одной стороны,  к тренажу, с другой стороны,  к азартной игре.

4. Преподаватель  наиболее активен на этапе  разработки, подготовки игры и  на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель  в процесс игры, тем больше  в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

5. Деловая  игра требует изменения отношения  к традиционному представлению  о поведении студентов. Главным  становится соблюдение правил  игры. Дисциплинарные нарушения,  с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории)  в деловой игре утрачивают  таковой свой статус.

6. Оптимальная  продолжительность деловой учебной  игры примерно 4 часа. Такое рамочное  время позволяет компромиссно  вписываться в существующую образовательную  систему.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в  органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного  решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности  принимаемых решений, характер которых  определяется конкретной учебной ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.

2. Абрамова  Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Вербицкий  А.А. Активное обучение в высшей  школе: контекстный подход: Метод.  Пособие.-М.: Высш. шк., 1991.— 207 с

5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

6. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. - М., 1990.

7. Кулешова  И.В. Деловые игры для педагогических  советов и методобъединений /И. В. Кулешова //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005.-Ы 5. - С. 65-71.

8. Лихачев  Б. Педагогика. - М., 2000.

9. Лихачева  Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" /Л.  Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-Н  4. - С. 43-48.

10.Пидкастистый  П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка.-М., 1996.

11. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.— 320 с.

12. Платов  В.Я. Деловые игры: разработка, организация  и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

 

 

 

 


Информация о работе Деловая игра как метод обучения